Санкт-Петербург

Выпуск № 6-126/2010, В России

Санкт-Петербург

 

Год Китая в России несколько лет назад принес в наш город масштабные коммерческие проекты: китайские барабаны, пиротехнические шоу с бутафорскими драконами. Китайский современный театр, к сожалению, на тот момент остался за кулисами. 2010 год объявлен годом Франции в России и России во Франции. Что ожидать от него? И стоит ли надеяться на плодотворный культурный обмен между профессионалами театрального искусства, или же формальности и коммерческая пристрастность снова заявят о своем главенстве?

Начало французского года для Санкт-Петербурга было положено... Кристин Жоли при поддержке Французского института была приглашена для постановки спектакля в Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А.Брянцева. Жоли приехала вместе со своей группой: художником Лоранс Брюлле и ассистентом режиссера Филиппом Леба.

Мадам Жоли – актриса, в последние годы активно занимающаяся режиссурой. Работа с российскими актерами для нее не стала новинкой: в 2007 г. Кристин Жоли поставила пьесу французского драматурга Жана-Люка Лагарса в драматическом театре Челябинска. В Петербурге вместе с Адольфом Шапиро, художественным руководителем проектов ТЮЗа, она выбрала для постановки пьесу одного из классиков французского водевиля Эжена Лабиша, его комедию «Пыль в глаза».

Водевиль — жанр легкий. Лабиш (в России он более всего известен по пьесе и фильму «Соломенная шляпка») - мастер интриги. Жоли сделала ставку на актуальность темы: «Нынче пошла такая мода: все пускают друг другу пыль в глаза... важничают... надуваются, как индюки». Злободневно? А если эту человеческую слабость помножить на российский менталитет и традиционное - «в России среднего быть не может»!..

Пятидесятидвухлетний врач месье Маленжар (Н.Иванов) прозябает без врачебной практики, изредка довольствуясь лечением хворей знакомых кучеров. Вместе со своей супругой мадам Маленжар (Л.Жвания), скучающей дома за штопкой одежды, они пускаются во все тяжкие, дабы «обставить» свое житье-бытье покрасивее для месье и мадам Ратинуа (И.Шибанов, А.Введенская). Дело в том, что Ратинуа – родители недавно наметившегося для их дочери жениха. Месье Ратинуа, бывший кондитер, и его инфантильная до идиотизма супруга ни в чем не уступают паре Маленжар. Позабыв о счастье собственных детей, родители слишком увлекаются, описывая друг другу несуществующее. Маленжар для Ратинуа – крупнейший лекарь Парижа, обеспеченный огромными гонорарами. Ратинуа для Маленжара – директор крупнейшего сахарного завода. Их жены дают светские вечера, еженедельно обновляют гардеробы. И те и другие непременно посещают итальянскую оперу, выкупая абонементы в лучших ложах театра. Пары Иванов-Жвания и Шибанов-Введенская рождают яркий театральный контраст и чудесно дополняют друг друга. Еще более напыщенно родители выглядят на фоне своих детей – традиционно простодушных и искренне любящих друг друга Эммелины (Е.Прилепская) и Фредерика (Н.Остриков), заложников родительского бахвальства. Открывает завравшимся Ратинуа и Маленжарам глаза дядя Робер (А.Веселов), грубоватый, прямой, но и не без хитринки, весельчак.

Режиссер выстраивает выразительные мизансцены, при этом давая актерам полную свободу самовыражения, буквально растворяясь в спектакле. Умело распределяя театральное время, сочетая разные по ритму сцены, Жоли вместе с актерами добивается разнообразия и, несмотря на обилие диалогов, старается не давать скучать зрителю. Энергичные диалоги супругов обоих семейств неожиданно прерываются танго, которое танцуют приглашенный метрдотель (В.Чернышов) и служанка Жозефина (Л.Наврозашвили), или опереточной арией. По всем правилам водевиля слуги участвуют в событиях, выражая свое мнение и отношение к происходящему. Маленькая рыженькая вертихвостка Алессандрина в исполнении А.Слынько, несколько запуганная мадам Маленжар, резко отличается от Жозефины, занятой исключительно своими делами, пением и танцами, и выражающей абсолютнейшее, более того, высокомерное безразличие к господам. Здесь все построено на точности актерской игры, не требующей особой внутренней работы, но внимания и мастерства.

Бутафорские стены комнат располагаются в глубине сцены и благодаря кругу сменяют друг друга, с легкостью поворачиваясь к зрителю нужной стороной. Традиционные кресла и столики на авансцене вместе с желто-розовыми ковриками завершают домашнюю обстановку домов героев. Подобные яркие оттенки розового, желтого, зеленого часто встречаются в полиграфии и современном дизайне.

Обмен художественными идеями между двумя странами начался с простенькой постановки, ничем практически не отличающейся от спектаклей многих русских режиссеров. Вынужденная «слепить» спектакль за месяц, Кристин Жоли в принципе не могла поставить что-то серьезное и значимое – она лишь воплотила традиционное представление русских о французах, взяв традиционный французский жанр. И вновь где-то «за бугром» остаются поиски современного французского театра, молодых и маститых актеров, режиссеров, художников. Осталось лишь одно ощущение - пыль в глаза.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.