Фестиваль тех, кто начинает/XVI Международный фестиваль "Рождественский парад"

Выпуск № 6-126/2010, Фестивали

Фестиваль тех, кто начинает/XVI Международный фестиваль "Рождественский парад"

 

В Санкт-Петербурге в 16-й раз прошел фестиваль новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив «Рождественский парад». Его география обширна. Помимо петербургских театров, в нем приняли участие театры Москвы, Уфы, Омска, Вологды, Самары. Было представлено два совместных проекта: петербургской «Интерстудио» и ACE Production из Финляндии и проект В.Зиновьева с театром города Ишкешехир (Турция).

Как всегда, в фестивале приняли участие дипломные спектакли Театральной академии, которые и собрали наибольшее количество наград. И тут возникает вопрос, мучивший героя повести Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Холден Колфилд постоянно размышлял, куда деваются утки из Центрального парка, когда замерзает пруд? Куда девается большинство выпускников, блестяще закончивших Театральную академию?

Разумеется, в Петербурге существует молодая генерация актеров и режиссеров, но значительно меньшая, чем было обещано выпускниками, куда-то канувшими. Что мешает им выразить себя по-настоящему, как это произошло с режиссерами Г.Дитятковским, В.Крамером, А.Могучим, Ю.Бутусовым, Л.Эренбургом, В.Фиссоном, чьи первые шаги также связаны с «Рождественским парадом», – вопрос из вопросов. Вероятно, нужно время, чтобы осмыслить этот феномен.

Приз за лучший спектакль получили студенты мастерской Григория Козлова, показавшие четырехчасовое полотно «Возвращение. Четыре сцены из жизни князя Льва Николаевича Мышкина» по мотивам романа «Идиот» Ф.М.Достоевского. За роль генеральши Епанчиной была отмечена Александра Мареева. Некоторые питерские критики смотрели спектакль по шесть раз. В нем три состава, и свежесть прочтения истории приехавшего из Швейцарии князя Мышкина заставляет вспомнить ранний спектакль Козлова «Преступление и наказание», поставленный им в ТЮЗе уже со сложившимися актерами. Режиссер умеет работать с молодыми, передать нерв, столь чувствуемый у Достоевского, когда он размышляет о молодости и ее потенциале. Этот живой, вибрирующий нерв привлекает в спектакле, отличающемся слаженностью ансамбля, в какой-то степени идентификацией молодых актеров с персонажами. Все в этом спектакле правда. Но и подходишь к нему с особой меркой, отдавая отчет, что трепетное существование молодых актеров, точнее – будущих актеров, не подкреплено да и не может пока быть подкреплено проникновением в философию романа. Недаром в основе инсценировки только первые 200 страниц, прочитанные бережно, любовно, со всем пылом молодости. Приз за режиссерский дебют в профессиональном театре получила также студентка мастерской Г.Козлова Людмила Манонина, поставившая спектакль по пьесе одного из сложнейших драматургов нашего времени ирландца Брайена Фрила «После Чехова». Он сводит двух чеховских персонажей из разных пьес – Соню Серебрякову и Андрея Прозорова. Исполнитель последнего, Валерий Зиновьев, удостоен приза за лучшую мужскую роль. Получила награду и исполнительница роли Сони Лариса Щипило. Фрил, несмотря на свою известность в мире, для русского театра пока что terra incognita. Уже само обращение Людмилы Манониной к столь сложному материалу позволяет предполагать, что со временем она станет интересным режиссером. Спектакль отличается тонкостью. Временами кажется, что это акварель, однако присущий пьесе горький юмор актерами донесен. Краткий миг жизни двоих, случайно сведенных судьбой в захудалом московском кафе, фокусирует зрительское внимание на второй реальности. Актеры тонко передают эту воображаемую, иллюзорную реальность, ускользающий смысл диалога, который, кажется, вот-вот станет понятным, явным, реальным. Но этого не происходит. Любовь для Сони к Астрову значит больше, чем возможное избавление от одиночества, «огромного, как тундра». Она дорожит своим одиночеством, заполняемым ею мыслями об Астрове. Эта, казалось бы, незаметная, уже немолодая женщина воспринимается, как истинный чеховский персонаж в исполнении Ларисы Щипило.

Приз за режиссуру получил Александр Савчук за спектакль «Два Лазаря», созданный на основе русских апокрифов, текстов «калик перехожих» и духовных стихов «Плач Адама», «Голубиная книга» и других. Созданный в 2007 году, возглавляемый А.Савчуком театр носит название Lusores, что в переводе с латыни означает «лицедеи, игроки». Театр – лауреат международного фестиваля «Радуга» (2008) и «Рождественского парада» (2007). «Два Лазаря» покоряют искренностью, чистотой, потрясающей музыкальностью. Но широкому зрителю этот спектакль мало доступен по причинам, общим для большинства студийных театров, – из-за отсутствия рекламы, помещения. Между тем, именно этот театр, как никакой другой, может стать популярным и любимым, как в свое время стали, например, «Лицедеи».

Приза за лучший детский спектакль была удостоена студенческая работа курса Руслана Кудашова «В Рождество все немного волхвы», литературной основой которой стали апокрифические сценки, песнопения. Это чудесное, истинно волшебное представление игралось на малой сцене Большого театра кукол, куда пришли родители с детьми-дошкольниками. Атмосфера домашнего спектакля заворожила и детей, и родителей, и даже критиков. Спектакль трогательный, остроумный, познавательный. Действие происходит в вертепе и на крошечной сцене. Ни в коем случае это не интерактивное представление, но прямое обращение, нечастое, к детям создавало полное единение молодых артистов и зрителей.

Привлекли внимание и были удостоены призов две актрисы, выступившие в моноспектаклях. Ольга Хорева в режиссуре Владимира Берзина (Школа драматического искусства) показала «Аглаю», несуществующую главу романа Достоевского «Идиот» Клима. Выпускница Санкт-Петербургской театральной академии нашла свое актерское счастье в «Школе драматического искусства», показав себя зрелой, умной актрисой, работающей по законам этой школы. Жесткий, полный драматизма спектакль о женской судьбе, перекликающийся с современностью, актриса сыграла настолько эмоционально, что временами казалось, она находится на грани нервного срыва, продемонстрировав высокий профессионализм.

Актриса Малого драматического театра Елена Калинина в спектакле «Триумф Лени Рифеншталь» театра «Дапертутто» до конца не раскрылась, в чем повинно несовершенство литературного материала. Сценическую композицию создала режиссер спектакля Мария Александрова. Композиция требует доработки. Спектакль был воспринят как моно, хотя в нем задействован еще один актер, находящийся в зале и в финале бросающий гневные обличения в адрес Лени на фоне страшных документальных, хорошо известных кадров концлагерей. Это не пошло на пользу ни актрисе, ни спектаклю в целом. Елене Калининой все же удалось создать образ талантливого художника, шедшего к своей цели, не сворачивая с дороги, и потому не понявшей или не захотевшей понять трагизм происходящего вокруг нее. Большой художественный вклад в спектакль внес балетмейстер Валерий Звездочкин, создав для актрисы выразительные хореографические композиции, помогающие ей и пластически выразить характер героини.

За актерские работы были отмечены Наталья Высочанская и Денис Старков в спектакле театра «За Черной речкой» «Остров. Чайки. Три кота» по пьесе Мартина Макдоны (именно так произносится его фамилия в Англии и Ирландии) «Лейтенант с острова Инишмор» в постановке Александра Невинского. Точно определив жанр пьесы как эксцентрической комедии, режиссер этим ограничился. Ни эксцентрика, ни гротеск в спектакле не присутствуют или присутствуют минимально. Крайне неудачно музыкальное оформление: звучат сентиментальные песни и композиции в исполнении Петра Налича, начисто уничтожая ирландский колорит, присущий пьесам Макдоны, и прежде всего – неистребимый ирландский юмор.

Призы и награды фестиваля приводят к неоднозначному выводу. Они вручены театрам и актерам Петербурга, и единственному московскому спектаклю. Это вызвано отнюдь не местным патриотизмом. Достаточно сказать, что жюри возглавляла острый, талантливый критик, лауреат театральной премии имени А.Кугеля Елена Горфункель. Некоторые участники фестиваля из других городов были лауреатами в предыдущие годы. В частности, Лицейский театр из Омска. В этот раз они показали спектакль «Альпийская баллада» по повести Василя Быкова. Автор инсценировки и режиссер Сергей Тимофеев. Исполнители центральных ролей Мария Токарева и Евгений Точилов не смогли преодолеть недочеты инсценировки, лишенной напряженного, сдержанного лиризма повести Быкова. Трагизм ситуации бежавших из концлагеря юной итальянки и советского солдата не воплощен до конца. Остается надеяться, что такой профессиональный театр, как Лицейский, продолжит работать над спектаклем.

Бурные споры жюри вызвали два спектакля, обращенные одновременно к детям и взрослым: «Кот, который гулял, где хотел» по мотивам Р.Киплинга в постановке Надежды Алексеевой (Театр для детей и молодежи «Малый» из Великого Новгорода) и «Ваня Датский» по сказке Бориса Шергина в постановке Павла Курочкина (театр «Ведогонь» из Зеленограда). Разгоревшаяся дискуссия о воплощении фольклорного материала не привела жюри к консенсусу. В спектакле театра «Малый» вызывает сомнение определение жанра как мифотолкования, поскольку литературной основой послужила знаменитая сказка Киплинга. Спектакль насыщен русскими фольклорными элементами, и при всем его обаянии в целом такая эстетика не убеждает.

Дать сценическую жизнь одной из архангельских небылиц Шергина – задача не из легких. В этом же, 2009 году, на другом фестивале спектакль театра «Ведогонь» был признан лучшим детским спектаклем. И все же петербургские специалисты по фольклору дали советы артистам Вячеславу Семеину и Наталье Табачковой точнее следовать поэтике Шергина.

Вызвал жаркие споры и спектакль Вологодского Камерного театра «Классика.ru» в постановке Якова Рубина. Он же создал и композицию, соединив в один сюжет «Белые ночи» Ф.М.Достоевского, «Воительницу» Н.Лескова и фрагменты из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина. Камерный театр – постоянный участник «Рождественского парада», и его творческие достижения и просчеты всегда внимательно анализируются критиками, входящими в жюри. На этот раз мнения диаметрально разошлись. Заслуга театра – его постоянное стремление к эксперименту, к поиску новых форм. В этот раз театр и его руководитель Яков Рубин продемонстрировали педагогические устремления театра. В ансамбле с такой блестящей актрисой, как Ирина Джапакова, выступили молодые, подающие надежды исполнители ролей Настеньки и Мечтателя. Увы! Имена их не указаны. Тем не менее, признавая азарт и смелость театра, соединившего столь разные стили и сюжеты, чтобы поведать о странностях любви нашего времени на материале классики, хотелось бы более чуткого проникновения в идеи и стилистику столь разных художников.

Театр драмы «Камерная сцена» из Самары показал «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» по мотивам повести Н.В.Гоголя в постановке Софьи Рубиной. Спектакль музыкален, искрится юмором, но излишне политизирован: повесть Гоголя обеднена. Делать из его героев москаля и щирого украинца – вещь сомнительная. Спектакль неубедителен.

На фестивале были представлены два совместных проект — с Финляндией и с Турцией.

«Целлофан» исландского драматурга Бьерка Якобсдоттира (Aсе Production, Финляндия, Давид Бурман, «Интерстудио», Санкт-Петербург) поставил лауреат Золотой Пушкинской медали Игорь Ларин с солисткой музыкального театра «Зазеркалье», лауреатом премии «Золотая Маска» Еленой Терновой, дебютировавшей как драматическая актриса. Она блестяще справилась с ролью, но, к сожалению, спектакль поставлен как развлекательный, коммерческий, что так не похоже на Игоря Ларина, всего лишь выполнившего пожелания финских заказчиков.

При всех недостатках проекта В.Зиновьева и муниципального театра города Ишкешхир наивный, лишенный философии спектакль «Манкурт» по повести Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…» привлекает своей чистотой, безыскусственностью и стремлением создать ансамбль турецких актеров с русским актером Валерием Зиновьевым.

На фестивале было показано девятнадцать спектаклей, некоторые из которых шли параллельно и не попали в обзор.

Как всегда, в ходе «Рождественского парада» проводились не только обсуждения спектаклей, но и круглые столы, вызвавшие интерес не только участников фестиваля. Из трех круглых столов «Как формируется репертуар независимых театров и театров-студий», «Что такое моноспектакль и какова специфика работы над ним», «Нужно ли объединение независимых театров» наибольшую дискуссию вызвала последняя тема. Кто-то потерял веру во всякого рода объединения, кто-то, наоборот, высказывался за. Примеры приводились самые высокие, включая знаменитый французский «Картель четырех» в 20-е годы.

Чтобы фестиваль состоялся на таком профессиональном уровне, помогли многие организации и просто театральные люди. В первую очередь, к ним относится Евгений Сазонов, художественный руководитель знаменитого ленинградского - петербургского ТЮТа (Театра юношеского творчества), из которого вышел не один известный театральный деятель. Не осталось в стороне Министерство культуры России, оказавшее содействие и финансовую поддержку, Комитет по культуре, Петербургское отделение СТД. Но главная нагрузка пала на Татьяну Ларионову, арт-директора фестиваля, которая успевала выполнять не только свои прямые обязанности, но иногда самые фантастические, оставаясь, как всегда, душой фестиваля, девиз которого «Начинайте, и мы вас поддержим!». И девиз этот всегда воплощен в действие.

Фото предоставлены фестивалем

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.