Один за всех/III Фестиваль моноспектаклей "Один и все"

Выпуск № 6-126/2010, Фестивали

Один за всех/III Фестиваль моноспектаклей "Один и все"

 

Этой осенью театральный сезон в Волгограде начался фестивалем моноспектаклей (театров одного актера) «Один и все».

Лично я раньше видела актера один на один с залом только на творческих встречах. Не скрою, с трудом могла представить, как артист может сыграть целый спектакль, в котором несколько персонажей. Не каждый согласится, а вернее сказать, решится на этот шаг. Во время игры рассчитывать приходится только на себя.

Меня же, как человека, который первый раз был на подобном фестивале, мучил один, почти гамлетовский, вопрос: сможет или не сможет… актер удержать внимание зрителя на протяжении часа? Приблизительно столько в общей сложности идут моноспектакли. Ответ оказался утвердительным. Более того, артисты показали, что моноспектакли могут существовать в самых разных жанрах и стилях.

Руководитель фестиваля Зинаида Гурова знала, кого приглашать. Почти все актеры – мастера высочайшего класса, не только из России, но и из Польши, Литвы, Украины и Калмыкии. Всего в афише значилось 12 постановок. Сама З.Гурова представила два своих спектакля. Как ей удается быть организатором фестиваля и выступать на сцене, загадка. Может быть, потому что она умеет видеть цель и не замечать препятствий. А целей у фестиваля было несколько, признается Зинаида Тихоновна: «Во-первых, хотелось познакомить публику с новыми спектаклями и интересными актерами. Показать нашему зрителю, что моноспектакль имеет огромные возможности для интерпретации текста. Во-вторых, вдохновить деятелей и любителей искусства к культурному обмену. И в-третьих, хотелось объединить все наши театры. В этом году местом проведения фестиваля стали сразу несколько сценических площадок - Центральный концертный зал, Областной кукольный театр, ТЮЗ, Царицынская опера, Волгоградский театр одного актера, Дом профсоюзов и даже его веранда. Словом от огромного зала до подвальчика. К сожалению, не все коллеги «по цеху» нас поддержали. Сложные переговоры были с ТЮЗом. Зато руководитель ЦКЗ Виктор Кияшко предоставил свою сценическую площадку совершенно на безвозмездной основе. Однако, - признается Гурова, - без финансовой поддержки областной администрации, в частности, заместителя губернатора по культуре Василия Ивановича Галушкина и областного комитета по культуре, фестиваль вряд ли бы удалось провести на должном уровне».

И все же в том, что уже третий фестиваль моноспектаклей проходит в Волгограде, в первую очередь, заслуга самой Зинаиды Гуровой. В ее ведении находилось буквально все: от личной встречи гостей на вокзале до ежевечерних обязательных обсуждений спектаклей. Зинаида Тихоновна, как Фигаро, успевала быть везде, внимательно смотрела спектакли, общалась с гостями, давала интервью, согласовывала время репетиций и даже заботилась об обеспечении актеров необходимым реквизитом. Несколько магазинов пришлось объехать в поисках 12 вилков капусты определенных размеров, которые нужны были для спектакля украинской актрисы Лидии Данильчук, а еще до полуночи вместе с актером Петром Кондратом из Польши искали специальные дрова и смесь для розжигания огня, необходимые для его представления на площади.

В первый фестивальный день волгоградская публика заслуженно рукоплескала Игорю Ларину, сыгравшему свой давний и очень известный спектакль «Мой первый друг» по воспоминаниям Пущина. На представление пришло много старшеклассников, и после спектакля молодые люди с интересом задавали педагогу вопросы о лицее и лицеистах.

Второй день был очень насыщенным: пять постановок. Обратил на себя внимание детский кукольный спектакль «Соловей» (режиссер М.Урицкий, исполнитель – актер Волгоградского театра кукол Владимир Ташлыков), который понравился маленьким зрителям и заинтересовал экспертный совет. Как заметил президент ассоциации фестивалей театров одного актера МИТ – Юнеско Валерий Хазанов, «кукольный жанр редко присутствует на наших фестивалях, а жаль».

Жюри с нетерпением ожидало сценическую версию повести Льва Толстого «Холстомер», которую представил на суд зрителей Олег Белов (самарский театр «Актерский дом»). Артист не скупился на выразительные средства, игра его великолепна. Однако жюри было разочаровано режиссурой. Заслуженный деятель искусств Украины, режиссер и театровед Ирина Волицкая поделилась впечатлениями: «В спектакле есть интересные моменты и придумки. Однако режиссура и актер существуют отдельно».

На фестивале была представлена даже моноопера «Человеческий голос» Франсиса Пуленка в исполнении волгоградской певицы Анны Девяткиной. Созданная в 1958-м на основе монодрамы Жана Кокто, опера Пуленка исполняется не так часто. «Потому, что моноопера - это безумно трудный материал. Сложно почти час в напряжении держать слушателей соло-вокалом», - пояснил художественный руководитель Каунасского камерного театра Станиславас Рубиновас, а Ирина Волицкая добавила: «К сожалению, опера со времен Вагнера не движется вперед. Да, голос прекрасный, слушать приятно, но драматизма постановке явно не хватило. Где Кокто? Где игра?»

Представление «Гамлет 24 часа» польского актера Петра Кондрата состоялось под открытым небом, на уличной веранде Дворца профсоюзов. Несмотря на то, что были приняты все меры пожарной безопасности, стражи порядка намеревались запретить действо, спектакль оказался на грани срыва. Однако странный иностранец, решивший отрепетировать фрагмент спектакля и проверить настройку звука, буквально ошарашил нашу доблестную милицию своей экспрессией — видимо, этот момент стал весомым аргументом в пользу того, чтобы спектакль состоялся. Представление началось, когда на город упали сумерки, и хотя шел исключительно на польском языке, зрители не расходились, наоборот, с каждой минутой их становилось все больше. Если в начале спектакля за игрой «уличного актера» наблюдало около сотни любопытствующих, то к концу «мобильный уличный зрительный зал» насчитывал никак не меньше 350-400 человек.

Завершился второй день фестиваля премьерой «Незабываемое» в исполнении Зинаиды Гуровой. Спектакль сложен по структуре. В нем режиссер Владимир Кулагин соединил произведения трех авторов: М.Рощина, В.Кондратьева и Ф.Абрамова. Жизнь семи разных героинь сплетается в единый и многогранный образ русской женщины. Как в калейдоскопе, сменяются короткие, но самые яркие фрагменты биографий героинь. В спектакле звучит много песен и частушек военного времени. Они — словно невидимые «декорации», на фоне которых проходит война. Даже не оглядываясь на соседей в зале, я ощущала, как ошеломила зрителей встреча с Чистотой, Любовью и Верой того, военного поколения.

На обсуждении актеры и гости фестиваля много говорили о премьере. Она произвела на них неизгладимое впечатление. Валерий Хазанов: «Действительно, сколько их, простых русских женщин, которые ждали своих любимых и родных, не зная, живы ли они, приведет ли Бог снова встретиться, страдали, голодали, растили детей и ждали, ждали...» Жюри фестиваля отметило особую атмосферу спектакля и великолепную игру актрисы. Ирина Волицкая: «Зинаида Гурова очень изящно и артистично работает с реквизитом, а играет так, словно кружева плетет».

Третий день фестиваля преподнес также немало приятных сюрпризов.

Актриса Нижегородского театра драмы Наталья Кузнецова перед спектаклем заметно волновалась. Постановка «Запев Мадонны с Пинеги» по мотивам произведений Федора Абрамова - одна из самых интересных работ режиссера Владимира Кулагина, однако спектакль статичный. Подобные постановки создаются для малых залов, где актеру проще установить контакт со зрителем. Как пройдет спектакль в зале на 250 мест? Переживания актрисы оказались напрасными. Судя по реакции зрителей, спектакль затронул их сердца, хотя в зале было немало молодых людей, для которых советские времена - далекое прошлое.

Стоит отметить, что на всех фестивальных показах было много молодежи. «Это очень важно, так как приходит новое поколение, которое учится ценить высокое искусство», - считает художественный директор международных Вроцлавских встреч театров одного актера Веслав Герас.

Приятно удивила актриса Лидия Мансурова из Элисты. Моноспектакль «Я жду тебя, любимый» оставил очень теплое впечатление. В Мансуровой так много экспрессии, что ей просто не хватало места на подмостках маленького зала кукольного театра. Озорной и смешной «женский» взгляд на жизнь был интересен не только женской аудитории, но и мужской.

Последний день фестиваля открыл спектакль «Ричард после Ричарда» режиссера Ирины Волицкой и украинской актрисы Лидии Данильчук. Зрелище необычное, непривычное для нашего зрителя, но весьма захватывающее. Настоящее шоу. Этот своеобразный «Ричард из Львова» одновременно говорит на украинском, английском, немецком языках. Театральное солнце сияет кинжалами. Ричард - Л.Данильчук вытряхивает из черного одеяла на пол кочаны капусты. Это срубленные головы родственников, друзей, соратников короля. Ричард разговаривает с ними, а потом берет ножи и неистово «рубит капусту». Хруст звучит подобно хрусту костей.

После спектакля один молодой человек сказал: «Слова понял не все, но смысл – ясен, и само зрелище завораживает». Другая зрительница выходила из зала со словами: «У меня прямо мурашки по коже пробежали, когда она сначала пела колыбельную и гладила два маленьких кочана, как будто детей ласкала, а потом начала неистово их крошить».

Художественный руководитель Каунасского камерного театра режиссер Станиславас Рубиновас и его сын Александрас Рубиновас показали «Спектакль после спектакля». Представление построено так, что в игру невольно вступают и зрители, на некоторое время становясь актерами. При этом не все сразу понимают, что представление уже идет. По замыслу, действие начинается после того, как закончился воображаемый спектакль. Актер на глазах публики еще раз возвращается к сыгранным ролям и размышляет. Что удалось? Что не получилось? Почему? Что и кто мешает актеру сыграть так, как он чувствует? Падающие номерки, мобильный телефон, тренькающий во время спектакля, или муха, летающая по сцене и отвлекающая на себя внимание зрителей, а может, та девушка, в первом ряду, в короткой юбке.

Заключительным аккордом фестиваля стал спектакль «Старосветская любовь» (пьеса Николая Коляды по повести Н.В.Гоголя) в исполнении Зинаиды Гуровой. Его хорошо знают не только в Волгограде и России, но и за рубежом (лауреат международных фестивалей спектаклей одного актера в Москве и во Вроцлаве).

З.Гурова очень трогательно передает диалог двух старичков - хлопотуньи Пульхерии Ивановны и «большого ребенка» Афанасия Ивановича, угощает зрителей настоящими пирожками и настойкой. Этот спектакль, умный, милый, щемящий, по сути, является гимном вечной любви.

Завершился фестиваль чествованием и награждением всех участников. Веслав Герас отметил: «Мы у себя во Вроцлаве в этом году проводим уже 43-й фестиваль моноспектаклей, Гурова делает только третий, но я потрясен - по сравнению с первым прогресс огромный. Могу с уверенностью сказать, что этот фестиваль прошел на очень высоком уровне».

Итак, разъехались гости, все зажили повседневной жизнью, но осталось много впечатлений и приятных воспоминаний. И нам остается ждать следующего, уже четвертого фестиваля «Один и все». Славная эпоха театров одного актера обязательно продолжится новыми интересными именами и постановками.

Фото предоставлены фестивалем

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.