Памяти Бориса Покровского

Выпуск № 6-126/2010, Вспоминая

Памяти Бориса Покровского

 

Прошедший, 2009 год принес невосполнимую утрату музыкальному театру России – ушел из жизни легендарный оперный режиссер Борис Александрович Покровский.

С именем Бориса Покровского, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий, дважды лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска», кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, связаны лучшие страницы в истории отечественного и мирового оперного искусства. Автор более ста восьмидесяти оперных постановок в разных театрах мира, создатель целого направления режиссуры музыкального театра, объединившего условную природу оперного искусства с принципами психологического реализма, разработанными его учителем К.С.Станиславским, Борис Покровский по праву вошел в историю как классик оперной режиссуры.

Творец оперного театра, он, несмотря на модные веяния времени, более семидесяти лет оставался верным своим режиссерским постулатам, согласно которым оперная режиссура лишь тогда правдива, когда она исходит из глубокого понимания музыки, музыкальной драматургии. Естественность действия, продиктованная внутренними законами самой музыки, – секрет простоты и гениальности его постановок.

Дважды будучи главным режиссером Большого театра, Борис Александрович создал на его сцене 42 спектакля, вошедших в мировую историю музыкального искусства.

С 1972 года Борис Покровский основал собственный, Московский Камерный музыкальный театр, который со временем обосновался в самом сердце столицы – на Никольской улице. В его стенах он создал ряд классических и современных постановок, среди которых немало забытых и редко исполняемых. Среди них: «Нос» Шостаковича, «Похождение повесы» Стравинского, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» и «Директор театра» Моцарта, «Ростовское действо» митрополита Димитрия Ростовского…

Впервые на сцене его театра прозвучали оперы современных композиторов, ставших уже классиками, – «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» Холминова, «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Граф Калиостро» Таривердиева, «Бедная Лиза» Десятникова, «Рыжая лгунья и солдат» Ганелина, «Лебединая песня» Кобекина, «Бедные люди» Сидельникова; старинные и малоизвестные европейские оперы – «Аптекарь» Гайдна, «Игра на воде» Бриттена и другие.

Сегодня творческий коллектив Камерного музыкального театра, носящего имя своего основателя, под руководством главного режиссера, последовательницы принципов Бориса Покровского Ольги Ивановой делает все, чтобы сохранить и восстановить творческое наследие гениального режиссера. Именно этой цели служит фестиваль, который с нынешнего года открывает в театре новую памятную традицию, связанную с именем легендарного мастера – Фестиваль спектаклей Б. Покровского, приуроченный к его дню рождения (23 января) и с него начинающийся. Это новый проект театра, в котором ежегодно будет представлена ретроспектива спектаклей Бориса Покровского. Специальная творческая группа будет трудиться над тщательным восстановлением авторской сценографии, подлинности костюмов, точности светового решения каждого спектакля. И уже в этом году почитатели таланта Покровского смогли побывать на пяти реставрированных спектаклях: «Дон Жуан, или Наказанный развратник», «Волшебная флейта», «Ростовское действо» (комедия на Рождество XVII века), «Нос», «Дворянское гнездо» В.Ребикова.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.