Прокопьевск

Выпуск №2-112/2008, В России

Прокопьевск

Прокопьевск — город шахтерский. Кто-то назвал его «депрессивным», и это очень похоже на правду: после недолгого пребывания в нем возникает ощущение, что здесь даже смеркается раньше, чем в других городах. К этому надо добавить видение городского ландшафта — вытянутого в длину с точечно разбросанными постройками частных домов и унылых пятиэтажек. А если вспомнить о тяжком подземном труде работников шахты, то становится вполне понятным, что, формируя репертуарную афишу, театр обязан включать в нее комедийные спектакли — светлые, солнечные, радостные (что вовсе не означает — пустые). В репертуаре городского театра таковые, разумеется, наличествуют, и два из них производят хорошее впечатление.

Гоголевская «Женитьба» решена нижнетагильским режиссером Владимиром Вейде в ярких клоунских красках — декорациях, гримах и костюмах. Она переполнена преувеличенными актерскими оценками, реакциями и приспособлениями, остроумными режиссерскими придумками, которые граничат с озорным, веселым капустником.

Каждый из персонажей наделен большим, не скрывающим своего бутафорского происхождения «гоголевским» носом, и каждый сует его туда, куда не следовало бы.

После целого ряда известных перипетий и рискованных ситуаций все они, каждый по-своему, «остаются с носом».

При ставке на «придурковатую» комедийную условность исполнителям было легко впасть в пошлую развлекаловку. К счастью, этого не произошло и актерское исполнение осталось в пределах хорошего вкуса. Актеры от души озоруют сами и дарят зрителям то, что так необходимо — отдохновение и хорошее настроение.

Особенно хороша Агафья Тихоновна в обаятельном исполнении Анны Соколовой — органичная, легкая (несмотря на раннюю полноту) и забавная.

Порадовала и кальдероновская «Дама-невидимка» в постановке Олега Пермякова, и это притом, что в спектакле ощущаются явные промахи в плане соблюдения чистоты актерского стиля. Умение носить костюм, быть грациозным в искусстве комплимента и пластичным в демонстрации сценических манер — эти элементы актерской техники явно нуждаются в шлифовке. Впрочем, и на более солидных сценах мы можем встретить тот же недостаток — отсутствие единства стиля, стильности, стилизма и стилистики (что ни говори, но игра в комедии плаща и шпаги требует этого единства).

Молодые артисты играют задорно, лихо, слаженно, ансамблево. Своим азартом они «заводят» зрителя, чему в немалой степени способствуют исполняемые под аккомпанемент гитариста Дедюли танцы одалисок — смесь «испанщины» с твистующими движениями.

Радует наличие в труппе темпераментных и по-настоящему красивых молодых героинь (Светлана Попова и Ольга Ражева), обворожительной, манкой и женственной инженю-проказницы (Ирина Иванова), полноценных молодых героев (Роман Михайлов и Вячеслав Гардер). Жаль, что режиссер подолгу держит их в полутьме, не найдя никакого театрального хода для освещения «ночных» сцен комедии.

Упомянутые выше Вячеслав Гардер и Роман Михайлов очень достойно играют роли Раскольникова и Порфирия Петровича в спектакле, поставленном на малой сцене режиссером из Петербурга Ольгой Ольшанской «Преступление и наказание». Оба героя «петербургских сцен» одинаково молоды, а Соня (Татьяна Федоренко) — еще совсем юна и на сцене выглядит неуклюжим подростком. В остром и нервном спектакле-диспуте драматическое трио дискутирующих молодых персонажей не теряет напряжения ни в одном мгновении действенного развития. Порфирий и Соня, каждый по-своему, доводят своего сверстника Родиона Раскольникова сначала до сомнения в собственной правоте, а потом и до признания своего поражения и финального призыва: «Господи, укажи мне путь Свой!». У Вячеслава Гардера специфично актерская нервность иногда подменяет точность мысли и приобретает избыточный характер, а Татьяна Федоренко порою «переплакивает» и впадает в мелодраматизм, но все же остается искренней и внутренне чистой (что особенно дорого в роли Сони).

В спектакле не хватает пауз, тишины, молчания, но при всех недостатках исполнения он открывает актуальное содержание в давно известном и напрочь заигранном классическом сюжете. Его надо обязательно показать как можно более широкому кругу театралов, вывозить на гастроли, включать в фестивальные программы и смотры-конкурсы. Не так уж много у нас умных и по-настоящему новых режиссерских работ.

Примечательно и замечательно, что прокопьевцы активно включают в репертуар современную драму — это не так часто, как хотелось бы, встретишь на наших сценах. Репертуарную тенденцию, направленную на освоение новейших драматургических структур и форм, можно отметить как положительный фактор. Не все здесь удается в равной степени, есть отдельные промахи сценического воплощения. В частности, совсем не получилась «Зима» Евгения Гришковца в постановке петербургского режиссера Антона Безъязыкова. Но его «Оркестр „Титаник“» по прозе Х. Бойчева — гораздо более удачный спектакль. Здесь воедино сошлись: точность режиссерского прочтения, остроумие сценической разработки сюжета, ансамблевость актерского исполнения, интереснейшее решение сценического пространства. Отличная игра занятых в спектакле артистов Ларисы Чернобай, Романа Михайлова, Юрия Темирбаева вполне заслуженно отмечена различными региональными призами и наградами. Этот спектакль нестыдно показывать не только в своем городе, но и за его пределами — зрителям-профессионалам, коллегам по театральному делу.

Сомнение вызвало «Марьино поле» О. Богаева, решенное режиссером Евгением Зайдом в жанре «патриотической фантасмагории». Спектакль буквально переполнен напрасной и безответственной режиссерской отсебятиной. Здесь и модное ныне заигрывание с «тем светом», и введение вычурных метафизических реалий, и карикатурные фигуры Геббельса, Гитлера, Берии, Сталина. А уж когда на сцене появляются совсем неизвестно откуда взявшиеся «немецкая пионерка» (!) и «советская пионерка», то возникает мысль: к лицу ли главному режиссеру почтенного театра, боясь скуки в зрительном зале, бежать за скандально прославленной «Голой пионеркой»? Разумеется, режиссер вправе ставить спектакль о вине государства перед своим народом (а именно таков режиссерский замысел), но не глубже ли и не серьезнее ли должен быть подход к столь ответственной теме? Актрисы Татьяна Бесчастнова, Любовь Хмельницкая и Алевтина Серебрякова в спектакле замечательно поют — вольно, просторно и упоительно красиво... В этой бы интонации русского распева и решить весь спектакль...

В подвале театра артист Юрий Темирбаев играет сложнейший моноспектакль «Генеральная репетиция» П. Туррини. Евгений Зайд создал для него замечательное пространство. Забрав черным полиэтиленом стены, он набросал на пол битком набитые мешки той же фактуры и цвета, поставил и задействовал два стареньких телевизора, в отдельные моменты действия транслирующие крупным планом лицо героя. В этих декорациях можно было бы играть «Записки из подполья» Достоевского — и потому спектакль вполне мог бы называться «Монолог из подвала», тем более что пьеса воссоздает «подпольный» тип сознания и психики. Герой, принявший решение покончить с собой, с револьвером в руках подводит итоги своей дурно прожитой жизни. Волнами накатывает на зрителя бьющая его лихорадка ненависти, презрения и брезгливости, озлобления, раздражения и злорадства, насмешки, иронии и смеха сквозь зубы. Таков эмоциональный спектр, воссоздаваемый артистом и чрезвычайно впечатляющий зрителей. Некоторая эмоциональная монотонность возникает оттого, что и в этом спектакле заметно не хватает пауз — передышек, молчания, тишины. Однако зрелая, умная, точная актерская работа Юрия Темирбаева искупает отмеченный недостаток.

Подытоживая сказанное, можно уверенно констатировать, что Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола выдерживает репертуарную линию, удачно сочетающую классику с современностью; находит возможность приглашать на постановки интересных режиссеров; имеет профессионально состоятельную труппу, в которой органично соседствуют и совместно трудятся опытные профессионалы и большое количество молодых актеров.

Во всем этом, несомненно, большая заслуга директора театра Людмилы Ивановны Купцовой, от которой не услышишь сетований и жалоб на дефицит режиссуры, кадровую текучку, недостатки финансирования, на невнимание со стороны городских властей или на трудности решения квартирного вопроса для молодых артистов. Разумеется, она не может не заботиться о финансово-экономической состоятельности театра, но главный ее интерес и смысл всех управленческих усилий направлен на развитие театра как художественного организма.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.