"Есть в структуре этой пьесы какой-то удивительный механизм..."

Выпуск № 6-126/2010, Театральная шкатулка

"Есть в структуре этой пьесы какой-то удивительный механизм..."

 

Со дня премьеры первой постановки «Старшего сына» А.Вампилова в Иркутском академическом драматическом театре им.Н.Охлопкова прошло 40 лет! Она состоялась 18 ноября 1969 г. В памяти остались яркие и живые картины. Этот давний спектакль я видела еще школьницей, правда, позже, когда он шел пятый или шестой сезон, и всегда на аншлагах. Его постановщиком был Владимир Симановский, художником Юрий Суракевич. Сейчас трудно вспомнить, что именно удивляло и вызывало интерес, но этот спектакль хотелось смотреть еще и еще раз. Отчетливо помнится атмосфера, в которой жили герои и которая естественным образом передавалась залу, она была притягательной, живой.
Спектакль передавал несуетное течение времени, воспринимался как доверительный разговор. Возникал эффект, который мы называем «как в жизни»: все обустроено, узнаваемо, обжито. Все покоряло своей достоверностью, реалистичностью. А декорация была, как говорит художник Юрий Суракевич, чисто настроенческой: «Денег на спектакль было выделено мало, поэтому городить много было не из чего, исходили из того, что есть. Мои эскизы Вампилову понравились, и режиссер их одобрил».
Декорация создавала ощущение легкости. Тонкий марлевый тюль с цветущим фиолетовым багульником, квартира Сарафанова в новостройке, рядом прилепился домик Макарской, поздняя холодная весна. Финал был светлым и оптимистичным. Люди выходили из зала и улыбались.
Актер Геннадий Марченко, игравший Васеньку, работал в «Старшем сыне» с первой репетиции до самого последнего спектакля. Вот что он рассказал: «У меня долго не получалось убедительно сыграть Васеньку, когда он впервые опьянел. Я бился над ролью, но все было не то. Александр Вампилов, принимавший тогда активное участие в репетициях и видевший мои муки творчества, как-то подозвал меня и сказал: «Старик, ты вспомни собственные ощущения от первой в жизни выпитой рюмки, ведь непременно возникнет чувство легкости, беззаботности, даже – желание лететь», – какая точная и меткая подсказка! И сразу сцена пошла, приобрела юмор, легкость и с Сарафановым стало легче общаться. Всегда совет Вампилова был точен, меток и по существу. «Старший сын» продержался в репертуаре 11 лет, с ним мы объехали очень много городов, он был тогда своеобразной визитной карточкой театра».
Сейчас в репертуаре охлопковцев снова «Старший сын», уже в постановке Геннадия Шапошникова, премьера состоялась в сентябре 2007 г. Как и прежде, на спектакль приходят зрители, но уже нового поколения XXI века, внуки тех, кто видел тот, первый легендарный спектакль.
Почему эта пьеса интересна, почему тревожит до сих пор и так востребована сегодняшним зрителем?
«Есть в ее структуре какой-то удивительный механизм, это почти библейская история», – говорил Геннадий Шапошников на репетициях.
Наверное, нет особого смысла сравнивать эти две постановки. Речь о другом. О том, что существует преемственность, та культурная память, которая сформирована этой пьесой. Она питает, насыщает воображение берущихся за работу над этой историей сегодня. Пространство Камерной сцены режиссер Геннадий Шапошников и художник Александр Плинт открыли и расширили до максимума. Появился дополнительный воздух, простор, перспектива, но при этом они приблизили зрителя к актеру, насколько это возможно на Камерной сцене, и действие идет почти глаза в глаза. Кроме квартиры Сарафанова, в доме светятся окна придуманных режиссером персонажей – соседей. В каждом окне своя жизнь, свои радости и печали, потери и обретения, надежды и разочарования. Глядишь в эти окна и думаешь: кто эти люди? Что их заботит, тревожит?
Режиссер Шапошников, делая пространство многомерным, «берет на себя и ответственность» за то, чтобы сделать это пространство для них не чуждым, обустроить его, обжить, надышать воздуха. И добивается результата. Эти соседи органично и естественно вписываются в «среду обитания» двора, активно движут действие.
Откуда берутся Викторы Зиловы? Может, они из тех, кто не встретил в жизни своей такого света и доброты, какие подарил Бусыгину Сарафанов? Не случись этой встречи, каким бы был дальнейший путь Бусыгина?
Все роли в этом спектакле отданы молодым, кроме, конечно, Сарафанова. Репетиции шли интересно, с увлечением, весело, без натуги. Много шутили, бурно реагировали на чьи-то остроумные реплики. На всех репетициях присутствовали актеры, назначенные во второй состав, и даже не занятые в спектакле. Был интерес. Была какая-то удивительная атмосфера всеобщей причастности к чему-то важному. Было трепетное уважение к автору. Складывался спектакль про людей и для людей. Зрители приходят смотреть спектакль во второй и третий раз.
Хочу привести здесь письмо школьницы, сделав небольшие сокращения и оставив его стилистические особенности: «Ходили недавно в драмтеатр на «Старшего сына». Это была обязаловка. Учительница пригрозила, что тем, кто не пойдет, поставит пары, пришлось идти. Пошел даже Лешка. Сидим, значит, в театре, прикалываемся, ждем начала, SMS-ки отправляем тем, кто не пошел. Решили, что немного посидим для начала, а потом с Танькой в темноте смотаемся. Действие началось. Сначала не совсем все было понятно, я ведь первый раз в театре, но постепенно появился интерес. Даже Леха примолк. Решили посидеть до антракта. В антракте тоже не ушли. Не сговариваясь, Танька и я, решили, что сейчас, даже если будут уводить силой, теперь уж точно не уйдем. Второе действие смотрели уже с другим интересом. Нас все это как будто втягивало. Даже пока объяснить не могу, но сильно нравилось. В моей жизни случай был. Ночью, пришел отец, мы еще не спали, и привел с собой пацана, лет 12-13. Он проходил мимо автостанции, она была закрыта на ночь, а пацан сидел на скамейке один, с пакетом, замерзал. Он опоздал на последний автобус домой в какую-то деревню. Отцу стало жалко, и он привел его к нам переночевать. Мать как узнала, что тут началось! Пацан понял, что из-за него скандал, ноги в руки и ушел. Когда вышли в коридор, никого не было. Мне тоже стало его жалко. Отец хотел помочь, пожалел, да вышло как-то все…Чем-то эта постановка напомнила мне тот случай. Спектакль кончился, мы с Танькой были вроде как не в себе, сердце колотилось. Была большая радость, что мы остались, вот были бы дурами, если ушли. Когда начали артистам аплодировать, Леха всем приказал: «Хлопаем стоя!» Мы встали, и весь зал аплодировал стоя. Я надолго запомню этот поход в театр и этот прекрасный спектакль, который начался как обязаловка лично для меня, да и для остальных тоже, а закончился тем, что я еле удерживала слезы. Пожилой мужчина, который главный герой, очень хороший человек, добрый, честный, как мой папа, только не очень везучий, но я его все равно люблю. И парень этот молодец, что стал его сыном. Света Пономарёва, 8-б класс».
Школьница, впервые попавшая в театр, почувствовала душевное тепло, человечность этого спектакля. Произошла взаимосвязь между этой девочкой и тем, что она увидела на сцене. Эта история от Александра Вампилова вне времени и моды. Каждое поколение найдет в ней что-то свое, отражение своих мыслей, поступков. Театр всегда будет помогать им разбираться, где добро, почему надо верить, что жизнь прекрасна и что существует любовь, которая делает нас счастливыми.
Фото А.Бызова и из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.