Йошкар-Ола

Выпуск № 7-127/2010, В России

Йошкар-Ола

 

Сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик» старшее поколение знает с детства: тогда все бредили космосом, по радио народные хоры пели песни о партии и коммунизме, вход на ВДНХ был платный, а в Музее истории космоса еще лежали свежие космические консервы… В 1959 г. дипломник теоретико-композиторского отделения Московской государственной консерватории Евгений Крылатов «защитился» музыкой балета для детей в 3-х актах (усидчивые же были дети тогда!) на либретто самого Валентина Катаева. «Цветик-семицветик» символизировал необозримые возможности советских детей, но нравственного, некорыстного выбора. Тема исполнения желаний и выбора актуальна всегда, но из «детей оттепели» искусство воспитывало будущих космонавтов.

В 1963 году клавир балета попал в ГАБТ СССР, в 1965-м состоялась премьера. После 80 представлений, примерно в 1970 году, балет исчез из репертуара театра и более не возобновлялся. Его телеверсия раздражала взрослых и детей своей дидактичностью до середины 70-х. Музыка еще 30 лет исполнялась по всесоюзному радио. Но скоро в домах исчезли радиорозетки.

Весной 2009 г. художественный руководитель Марийского академического театра оперы и балета им. Э.Сапаева К.А.Иванов пришел на балетмейстерский факультет РАТИ в поисках талантливого «дипломника» для постановки «Цветика-семицветика» – балета, в котором «дети танцуют для детей». Порекомендовали Катю Парчинскую: интересное мышление, умеет общаться с детьми, в 1998-м окончила факультет «Академия танца» НГУ Н.Нестеровой, более известного под названием «Хореографическое училище «Академия танца» А.Борзова» (одного из известнейших солистов Ансамбля танца Игоря Моисеева), в прошлом солистка Московского государственного Ансамбля танца «Русские сезоны» под руководством Н.Андросова.

Ставить «Цветик-семицветик» для сегодняшних тинейджеров в духе времени – концепция заманчивая и эффектная. Но о чем нужно говорить с ними языком классического балета?!

В мае начались репетиции с школьниками пятого, седьмого и девятого классов «И» (искусство) Йошкар-олинского ЦО № 18 (они же – учащиеся хореографического отделения Колледжа искусств им. И.С.Палантая). Парчинская заново сочинила балет в классическо-игровом стиле, каждое движение практически адекватно слову или чувству, его можно «перевести» на вербальный язык.

Учитывая психо-динамические особенности каждого исполнителя, балетмейстер предоставила детям возможность импровизации, которая продолжалась вплоть до генерального прогона.

Соответственно, «балетные пачки», как дань «классике», – только у самых старших девушек-лепестков волшебного «Цветика», на девчонках с бульвара – футболки и однослойные цветные юбочки, на мальчиках – брюки. У кукол – яркие специфические костюмы. (Костюмы Татьяны Изычевой.)

…Движения детей на пуантах и без в сценах «Северного полюса» и «Бульвара» при просмотре видеосъемки кажутся стремительным горным потоком: исполнители двигаются порой под какими-то немыслимыми углами по отношению к поверхности сцены, тяжелые белые медведи зависают в воздухе, птицы с огромными крыльями закручивают вокруг себя пространство... Главная героиня, девочка Женя, в алом платье летает меж них на пуантах, с разлету въезжает на сцену «на шпагате», а с веселого бульвара уносится на цирковом канате прямо в центральную арку декорации (художник Леон Тирацуян).

Сумасшедший темп польки на бульваре, где дети носятся кругами, играют «в классики», в «испорченный телефон», в «каравай», «карусель», «в моряков» в музыке балета как бы противостоит мотиву святочной украинской «щедровки»:

Щедрик-ведрик,

дай вареник,

грудочку кашки,

кильце колбаски!

Наивная народная молитва о будущем благополучии среди зимнего холода у Крылатова преобразуется то в танец маленьких голодных птичек на Северном полюсе, то при измененной оркестровке и темпе – в шаг смешных белых медведей; на тех же звуковых ступенях звучит и танец Продавца шаров, и Мороженщиц на бульваре в финале спектакля.

От 3-го акта балета – «Полет в космос» – постановщик решила отказаться совсем, отдельные его номера были включены в 1-й и 2-й акты. В финале на па-де-де главных героев введен фрагмент из киномузыки Евгения Крылатова. Общие финальные «поклоны» – на всем известную песню «Качели». Естественно, все с согласия автора музыки.

Е.Парчинская: «Три акта мы бы просто не выдержали: темп музыки – реактивный! Балетные дети привыкли ко всему, но после «раз-два-три-раз-два-три» под фортепиано в классе даже они не всегда успевают ногами делать все припадания польки. Кроме того, дети способны быстро «забывать», поэтому балет придется восстанавливать ежегодно путем тщательных репетиций. Придумали мы его общими усилиями. Огромную роль в осуществлении постановки сыграл мой дипломный руководитель, народный артист РМЭ, заслуженный артист России Константин Анатольевич Иванов. Мне очень интересно было общаться с учащимися хореографического отделения колледжа, которым он руководит, и с педагогами-хореографами: народным артистом РМЭ Владимиром Шабалиным, Вероникой Новиковой, Ксенией Царегородцевой, заслуженной артисткой РМЭ Натальей Миковой. Они люди высокой профессиональной и духовной культуры, а с этим так важно идти к детям сегодня! Детей не надо пугать или учить рассчитывать на материальную выгоду, с ними сегодня необходимо говорить о воспитании сердца: привить им желание любить, создавать и защищать красоту, делать жизненный выбор по голосу сердца».

Чувство симпатии к противоположному полу в классическом балете обычно проходит испытания и становится чувством серьезной любви. В «Цветике-семицветике» она есть. Мальчик Витя (Стас Александров), с современным, удобным костылем в руке, даже не кажется калекой с самых первых сцен на бульваре, он откровенно спортивен и такие прыжки выдает (особенно когда на него никто не смотрит) - высотой с этот костыль под углом к нему в 90 градусов! Кажется, что он вовсе не инвалид, а притворяется, чтобы девочке понравиться, как Грушницкий у Лермонтова. А влюбленная Женя ему верит и отдает на выздоровление последний волшебный лепесток! Но музыка при этом звучит так чисто, с такой тотальной романтикой 60-х годов: электроорган, соло на аккордеоне и в финале всего два (или три…) красивых аккорда на рояле, – что чувство чистоты и правильности любых действий Жени и Димы, и даже собаки, бегущей им вслед, рассеивает эти черные мысли.

Балет очень красив! В его сердце – завораживающая, заставляющая трепетать все живое крылатовская тема цветика-семицветика – тема немыслимо-радостного чуда расцвета и разговора человека с этим чудом среди безлюдного сказочного леса. Вслед за ней одна восхитительнее другой идут фантастические по красоте мелодии-танцы каждого лепестка-желания в отдельности. Роскошная пластика молодых балерин, выпускниц колледжа 2008 года, в сцене пробуждения сказочного цветка, мягкость и инфернальность жестов, «замирание» мизансцен контрастируют с вечно несущимся куда-то «Бульваром», легкостью и быстротой прыжков, поворотов, игр и танцев детей 11-14 лет. Такое ни при каких обстоятельствах невозможно повторить взрослым артистам балета.

Я уверена, зритель полюбит этот спектакль, ведь он дает много радости, оптимизма и энергии: взрослым он напоминает о счастливом детстве, а детей, увядающих за компьютерами, вдохновляет на активное движение.

Грандиозный задник Леона Тирацуяна в сцене «Бульвар»: белые, летящие вверх арки на серо-голубом фоне неба с проглядывающими «снаружи» видами театров, «дворцов» и церквей Йошкар-Олы – с некоторым юмором взят от правительственного концерта и украшен по периметру лимонными деревцами в кадках. В сочетании с желтыми, голубыми, зелеными платьями девочек и алым платьем главной героини, девочки-подростка Жени (Екатерина Байбаева), все это похоже на огромный стеклянный зал во Дворце пионеров Будущего. И нам, зрителям, хорошо – оттого, что это будущее у нас все еще есть.

А еще – хорошо и спокойно оттого, что где-то на белом свете все еще бегают чистые и смешные белые медведи в меховых тапочках…

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.