Прокопьевск

Выпуск № 7-127/2010, В России

Прокопьевск

 

Пьеса современного английского драматурга Майкла Фрейна «Театр (Шум за сценой)» прославила автора. Как на Бродвее, так и в Уэст-Энде спектакли шли с неизменным успехом. Пьеса получила премию за лучшую комедию года, присуждаемую газетой «Ивнинг Стандар» и Театральным обществом Уэст-Энда. В Нью-Йорке номинирована на премию Тони. У прокопьевской публики тоже появилась возможность по достоинству оценить эту комедию. В Прокопьевском драматическом пьесу Фрейна поставил приглашенный из Петрозаводска режиссер Олег Липовецкий.

«Шум за сценой» - комедия о том, как в театре ставили комедию. Первый акт – генеральная репетиция. Во втором акте публика видит, что происходит во время спектакля по другую сторону декорации. Третий акт – очередной показ на гастролях. На сцене и за кулисами участники этого вымышленного спектакля интригуют, ссорятся, влюбляются, а иногда просто не вовремя выходят на сцену или путают реквизит. Благодаря этому возникает масса забавных ситуаций. Пьеса – очередное высказывание на тему, видимо, неисчерпаемую – «театр есть театр». Это и обеспечило ее успех.

Для режиссера Государственного молодежного театра Республики Карелия «Творческая мастерская» Олега Липовецкого это первый спектакль, поставленный на прокопьевской сцене. По первой специальности он актер; окончил режиссерское отделение Щукинского училища. Наибольший резонанс получили две его работы: выросший из капустника «Неспектакль» в Петрозаводске и мелодрама «Близость» Патрика Марбера в Национальном молодежном театре Республики Башкортостан. По словам режиссера, в жизни и на сцене смешное и трагичное – две стороны одной медали.

Репетиции «Шума за сценой» (так сказать, «третья производная») были зрелищем не менее увлекательным, чем сама премьера. За происходящим на подмостках наблюдают из зала сразу два режиссера – Олег Липовецкий и актер Георгий Болонев, сыгравший придуманного Фрейном постановщика.

- Кто разрешил вам изменить мизансцену?! – останавливает настоящий режиссер актрису, репетирующую роль актрисы.

- Я думала, так лучше, – не слишком уверенно оправдывается она.

- Это вы кого сейчас обманываете: меня или себя? – иронизирует Липовецкий.

Невольно подумалось: увидел бы это Фрейн, непременно взял бы на карандаш.

Постановка Липовецкого не стала каким-то абсолютно неожиданным прочтением пьесы. Эта комедия и не предполагает такого подхода. И все-таки в спектакле появился один персонаж, которого у Фрейна не было. Правда, он остался невидимым, но публика услышала его еще до того, как заняла свои места в зрительном зале. Потешный голосок, раздававшийся из динамиков, популярно и увлекательно рассказывал об истории европейского театра: античность; эпоха Ренессанса. Таким голосом в советских мультиках разговаривали радиоприемники. Невидимому действующему лицу оказались присущи и чувство такта, и чувство юмора. Он «выходил в эфир» во время антрактов, а когда спектакль закончился, не забыл поблагодарить зрителей и с ними попрощаться. Настоящий дух театра (что-то вроде Домового). В этой роли – голос Юрия Темирбаева (чтобы добиться комического эффекта, запись прокрутили чуть быстрее).

Художник-постановщик «Шума за сценой» Владимир Королев (Уфа). Декорация изображает комнаты двухэтажного особняка, построенного в стиле модерн. На стенах репродукции картин Лукаса Кранаха-Старшего, Тулуз Лотрека и Пикассо. Сюжеты картин отсылают к еще одной теме спектакля – «мужчина и женщина». Перед вторым актом декорация поворачивается на 180 градусов. Зрители видят «закулисье». Звуковую партитуру спектакля составили джазовые и блюзовые композиции.

Расширение игрового пространства – давно известный прием, который по-прежнему «работает». Когда вымышленный режиссер Ллойд Далос (Георгий Болонев) стал из зала разговаривать с находившейся на сцене актрисой, некоторые зрители искренне удивились. Болонев играет уставшего человека, который досконально знает театральный мир и не питает никаких иллюзий насчет служителей Мельпомены. Он бережет нервы: вместо того, чтобы сорваться на крик, предпочитает мрачно шутить. Правда, когда ситуация уж совсем выходит из-под контроля, невысокий и уравновешенный Болонев свирепеет, начинает походить чуть ли не на Терминатора.

Актер Фредерик Феллоуз, как и задумано драматургом, мужчина крайне рафинированный. Роман Михайлов великолепно играет эту роль. Его Фредерик даже ходит с некоторой опаской – несет себя как хрупкий стеклянный сосуд. От волнения у него то и дело идет носом кровь. Фредерик-Михайлов воспринимает это не как досадную неприятность, а как настоящую трагедию.

В роли актера Гарри Лежена Вячеслав Гардер. В Прокопьевской драме Гардер сыграл целую галерею героев-неврастеников: Раскольников, Чацкий, Дон Жуан. Пожалуй, Трамплмейн – его первая комедийная роль в спектакле вечернего репертуара. Оказывается, неврастеник может быть не только трагичен, но и комичен. Это становится особенно очевидным во втором акте, где пластических этюдов больше, чем диалогов. Персонаж Гардера молниеносно оценивает ситуации, гримасы на его лице меняются беспрерывно. Приревновав к Фредерику Феллоузу свою возлюбленную, Трамплмейн-Гардер готов на части разорвать мнимого соперника. Когда в его руках оказывается топор, который действующие лица бестолково передают друг другу, лицо оскорбленного любовника, прежде почти перекошенное от злобы, на секунду вдруг озаряется радостью и счастьем.

Второй акт перекликается с немыми кинокомедиями начала двадцатого столетия. Спившийся пожилой актер Селздон, которого играет Александр Огнев, иногда напоминает Маленького Бродягу (только очень постаревшего и изрядно потрепанного жизнью).

Помрежа Поппи сыграла Татьяна Федоренко. В ее исполнении этот персонаж – эдакая шустрая девочка с косичками, которая успевает справляться сразу с тысячью дел: и актеров мирить, и за спектаклем следить, и бутылку от Селздона прятать, и качать ветку, которой в вымышленном спектакле обозначено дерево за окном. Влюбленная в режиссера Ллойда Далоса, она смотрит на него восхищенно и завороженно, как кошка на бутылек валерьянки, чуть поводя головой влево и вправо.

В роли актрисы Дотти Отли Светлана Попова. У Фрейна сказано, что в вымышленном спектакле Дотти играет «женщину строгих нравов». Однако в исполнении Поповой Дотти и в жизни, и на сцене скорее уж «разбитная тетка». Она достаточно легкомысленно относится и к репетиционному процессу, и к своим ошибкам во время спектакля. Заразительно смеется над кутерьмой, которая происходит вокруг. Кажется, смутить ее не может никто и ничто. В конце третьего акта, когда вымышленный спектакль окончательно разваливается, Дотти не пытается спасти ситуацию, а напротив, только усугубляет положение. Впрочем, Дотти-Попова делает это не из мести (коллеги успели изрядно насолить этому действующему лицу), а по принципу: гори оно все синим пламенем…

Олег Липовецкий не скатился в «аншлаговщину», в пошлость. Актеры не комикуют. Как ни странно это прозвучит применительно к комедии, Липовецкий поставил очень культурный спектакль.

«Весь мир – театр…». Глядя на сцену, задумываешься над природой человека: какими мы хотим себя видеть, какими нас видят окружающие, какие мы есть на самом деле...

 

Во время репетиций «Шума за сценой» стало известно о присвоений актрисе Прокопьевского драмтеатра Светлане Поповой звания заслуженной артистки РФ. Буквально час спустя после того, как ей об этом сообщили, Попова уже снова была в гриме – готовилась выйти на сцену в «Преступлении и наказании». Поздравления коллег принимала достаточно сдержанно, думала о предстоящем спектакле.

- Звание – не всегда определение таланта. От звания лучше не играешь: корону на голову надели, а заслужил ли ты это? – объяснила Светлана Викторовна.

Почему-то захотелось задать актрисе банальный, в общем-то, вопрос: довольна ли она своей судьбой? Не жалет ли, что не связала жизнь с театром какого-нибудь крупного города?

- Когда я только начинала работать в Прокопьевске, на гастроли приехал питерский театр со сказкой. Сидим вместе с одной актрисой в зале, смотрим. Прыгает волк под фонограмму, шепеляво разговаривает лиса. Актриса спрашивает: «Попова, ты так можешь?» - «Могу.» - «И я могу! Только мы с тобой здесь, а они в Питере…». Я до сих пор эти слова вспоминаю. Мы можем так, и даже лучше. Актрисы, которые отработали в Прокопьевском драматическом много лет, с гордостью говорят: «Это мой театр!». Это многого стоит. Есть хорошее выражение: «Лучше быть кем-то здесь, чем никем где-то там».

«Провинциальная актриса» - так в шутку определяет Светлана Викторовна свое амплуа. Ее назначали как на роли лирические, так и острохарактерные. От гротеска до лирики – огромный диапазон.

В Прокопьевск будущая актриса приехала в конце 80-х по комсомольской путевке. Выпускница факультета режиссуры любительского театра Пермского культпросветучилища прибыла, как шутит сама Светлана Викторовна, «поднимать культуру Сибири». Курировала художественную самодеятельность в одном из ДК, а мечтала о сцене. Пробовала поступить в труппу драмтеатра, но не взяли. Здание закрывалось на ремонт, и новые актеры не требовались. Сложилась уникальная ситуация: актерам приходилось играть во Дворцах Культуры, но при этом в городе параллельно существовали сразу два театральных коллектива: труппа Прокопьевского драматического и студия «Крутые пласты», которой руководил профессиональный режиссер Борис Белкин. Пожалуй, спектакли Белкина больше совпадали со временем, нежели постановки Прокопьевской драмы того периода. Светлану Попову приняли в студию. Костяк составляли профессиональные актеры, начинающей актрисе, которая параллельно училась в Кемеровском институте культуры, крупных ролей еще не доверяли. Но именно в студии она многое поняла о профессии, которой решила посвятить себя. Студия просуществовала недолго. Попова перешла работать в Прокопьевский драмтеатр. Одна из первых ролей, которую довелось сыграть в драмтеатре будущей заслуженной артистке – Дерево в спектакле «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Этот персонаж танцевал, но, как дереву и положено, безмолвствовал. Некоторое время спустя актриса играла в названном спектакле уже главную роль.

- Если актрисе не дают играть, или предлагают только маленькие роли – уровень актерского мастерства не поднимется. Она должна играть полноценные роли, в которых может раскрыться, создать образ, – считает Попова.

В этом плане Светлане Викторовне повезло. С самого начала работы в драмтеатре такие роли у нее были. Новый виток в творчестве наступил с приходом в театр режиссера Николая Елесина. Своей первой знаковой ролью Попова считает Абби из «Любви под вязами» О'Нила:

- Здесь появились нотки драматические. Были задействованы все рычаги души и тела. Я по-настоящему полюбила то, чем занимаюсь.

Роли Поповой отмечены дипломами. В частности, «Лучшая актерская работа первого плана» конкурса «Кузбасс Театральный» за роль Изабеллы в спектакле «Мера за меру» (2001); она лауреат премии «За творческие достижения» за роль Фальвии в спектакле «Чужая» Пиранделло (2004); лауреат театральной премии «Триумф» за роль Валентины в спектакле «Валентинов день» Ивана Вырыпаева (2007).

В спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», который недавно поставил в Прокопьевской драме Антон Безъязыков, Светлана Попова играет Донну Эльвиру – женщину независимую и острую на язык. (Именно Эльвира первой поспособствовала созданию скандальной славы Жуана.) В «Женитьбе» режиссер из Нижнего Тагила Владимир Вейде назначил Попову на роль Свахи.

- Мне ближе что-то лирическое. Это в моем характере, в манерах. Считала, что девушки мне удаются, а «тетки» нет, – смеется Светлана Викторовна. - Характерные роли – всегда на сопротивление. Казалось, что Сваха – никак не я. К тому же сложно сыграть лучше, чем в известном фильме… За сжатый репетиционный период не успела полюбить этот спектакль. Но когда мы уже разыгрались, почувствовали свободу – играли с удовольствием.

Я отважился еще на один избитый вопрос: что для актрисы означает театр?

- Театр – это мечта. Многие с детства мечтают о сцене. У кого-то сбывается, у кого-то нет. Театр для меня - воплощение красоты, внутреннего понимания. Он создает определенное настроение. Будь я даже не актрисой, а зрительницей, шла бы на спектакли не для того, чтобы просто отдохнуть. Я всегда ходила в театр за другим…

Фото Никиты Купцова,  Андрея Новашова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.