Рыбинск

Выпуск № 7-127/2010, В России

Рыбинск

 

Еще недавно в Ярославле, на старейшей сцене России, царила многокрасочность очередного, давно уже ставшего международным Волковского фестиваля с его традиционным многообразием жанров, стилей и сценических форм. А в рамках самого фестиваля – шумная и «многолюдная» премьера волковцев, хозяев фестиваля – «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Признаюсь, рука, было, дернулась написать: современное феерическое шоу по мотивам знаменитой пьесы Грибоедова. И это, вероятно, было бы ближе к реальности. Об этом явлении в Ярославле поначалу много говорили и много писали. Правда, разговоры почему-то очень быстро закончились, а всколыхнувшиеся театральные страсти улеглись. Как будто бы ничего и не произошло. Но ведь произошло же! Так почему же ажиотаж так быстро спал? Может быть, память об этом спектакле заслонили другие, более серьезные, более вдумчивые работы, представленные на фестивале? Быть может.… А может быть, потому, что эта яркая и грандиозная по вложенным в нее ресурсам работа по природе своей вовсе и не была направлена на то, чтобы бередить душу или вызывать постфактум серьезные «экзистенциальные» раздумья? В конце концов, направленность искусства может быть разнообразной.

Именно поэтому захотелось поговорить о другой премьере нынешнего сезона, состоявшейся в Ярославской области, безусловно, не столь громкой и заметной, но, не побоимся сказать, очень значительной в смысле духовного воздействия на зрителя. А не это ли всегда было самой сильной стороной русского театра?

Речь идет о новом спектакле Рыбинского драматического театра «Стеклянный зверинец» по пьесе великого американского драматурга прошлого века Теннеси Уильямса. «Стеклянный зверинец» - это история о семье, о доме, а точнее - щемящая драма их крушения, трагическая история одиночества. И о том, сколь необходим в условиях раскола человеческих связей круг близких людей, на которых можно положиться. Нередко, когда в окружающем мире не найти любви и понимания, уход в мир мечты и фантазии становится единственным выходом. Так и герои Т.Уильямса живут в своих выдуманных мирках: Том, работающий на обувной фабрике, пишет стихи и мечтает стать путешественником, его сестра Лаура чувствует себя комфортно только в игрушечном мирке стеклянных зверушек, их мать Аманда живет в воспоминаниях и мечтах о счастье для своих детей. В этом замкнутом круге, где мир иллюзий заменяет настоящую жизнь, все они безмерно одиноки. Можно ли быть услышанными друг другом, как сделать близких людей счастливыми? На эти и другие вопросы пытаются ответить герои спектакля, который поставил режиссер Денис Кожевников. Ярославцам этот режиссер знаком по запомнившейся постановке «Поминальной молитвы» Г.Горина на волковской сцене, сохраняющейся в репертуаре театра и сегодня.

Время действия «Стеклянного зверинца» вроде бы конкретно: 1930-е годы, когда в Испании уже полыхала Герника, одна из первых жертв фашизма. Правда, у автора оно обозначено странно, по-иному: «Теперь и Тогда». Что это значит? И лишь после просмотра спектакля понимаешь: здесь на самом деле нет двух времен. Да, с одной стороны, семья Уингфилдов живет «тогда» - в тридцатых годах, но, с другой стороны, живет, как живут «теперь» не только в Америке, а и во всем мире очень многие семьи. В тогдашних страданиях и горестях членов этой семьи узнаются теперешние страдания и горести множества других уингфилдов по всему миру. Так становится глубоко оправданным данное автором определение времени действия его пьесы. У него есть на это право большого художника. Он владеет такой силой и мастерством художественного обобщения, что под его пером частное и не такое уж, казалось бы, значительное явление наполняется большим, поистине общечеловеческим социально-философским смыслом. Оно становится достоверным свидетельством безысходности во многом и сегодняшнего тягостного бытия одинокого человека, который живет в мире, по-прежнему охваченном, как замечает автор, «медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния». Этот авторский посыл прекрасно понимают и точно реализуют как режиссер, так и актеры. Чаша этого испепеляющего отчаяния, прежде всего, до конца испита матерью - Амандой Уингфилд. Эта маленькая женщина обладает огромным жизнелюбием, но не умеет жить и отчаянно цепляется за прошлое и далекое. Она отнюдь не параноик, но ее жизнь - сплошная паранойя. В Аманде много привлекательного и много смешного, ее можно любить и жалеть. Ей, несомненно, свойственно долготерпение, она даже способна на своего рода героизм, и хотя по недомыслию иногда бывает жестока, в душе ее живет нежность. Горе и боль ее материнского сердца удивительно остро прочувствованы Светланой Колотиловой. Актриса тщательно лепит ртутный характер Аманды, не довольствуется готовым типажом или наработанными стереотипами. Работает она удивительно свежо и психологически убедительно. В ее сценическом портрете каждый штрих достигает предельной выразительности. Актриса убеждает зрителя в правде чувств, мыслей, поступков, желаний Аманды, и когда она предается сентиментальным, наскучившим ее детям воспоминаниям об увлечениях своей юности, и когда узнает, что рухнули ее надежды дать дочери законченное образование, и когда с нарочитой кокетливой беспечностью принимает дома молодого человека, которого уже видит женихом своей Лауры, и когда она, глубоко оскорбленная, не может простить сыну нанесенной им обиды. Это глубоко человечный образ большой драматической силы, достигающий порой подлинного трагизма. Роль Аманды Уингфилд в исполнении С.Колотиловой – поистине душа и камертон всего спектакля. Достойными партнерами признанного мастера рыбинской сцены выступают молодые артисты Алексей Батраков в роли Тома и Дарья Кошелева в роли Лауры. Роль у Алексея Батракова нелегкая. Он и рассказчик, и в то же время главное действующее лицо. Уже во вступлении Том говорит, обращаясь к нам: «Эта пьеса – мои воспоминания. Сентиментальная, неправдоподобная, вся в каком-то неясном свете - драма воспоминаний». Не такая уж она сентиментальная, эта пьеса, а неправдоподобной признать ее просто невозможно. Она правдоподобна до жестокости. Кажется, актер пока еще в поиске: образ Тома требует большей выразительности, энергетики, психологического «заглубления». О неопровержимой правдоподобности горькой, сломанной судьбы этого американского юноши - поэта, романтика и мечтателя в душе, зарабатывающего жалкие гроши в ненавистном ему магазине, молодой артист должен говорить более горячо, страстно, с душевной болью, искренней убежденностью, но без пафоса. И тогда будет актерски вполне оправдан «психодраматический» монолог Тома: «Да, у меня в карманах спрятаны трюки. И разные штучки в рукаве. Но я не цирковой фокусник. Он дает вам иллюзию, выглядящую как правда. Я же даю правду, скрытую под приятным покровом иллюзии».

Том Уингфилд - это человек, в самом начале жизни оказавшийся в западне, в тесной клетке зверинца. Не того, игрушечного, стеклянного зверинца, который собирает Лаура, - его ничего не стоит разбить, выбросить за окно. А как вырваться из ненавистного зверинца бездушного мира и бездушных людей? Надо бежать, бежать из этой западни. Но куда? Чтобы из этой западни попасть в западню другую? Где он, этот лучший из миров? И есть ли он вообще?

Вероятно, такие же вопросы в свое время мучительно задавал себе отец Тома, которого постоянно вспоминает Аманда и который «зримо» присутствует в спектакле в виде… портрета. Да, он там - на большой фотографии над каминной полкой. Это отец Тома и Лауры, который давно ушел из семьи. Он был телефонистом и влюблялся… в расстояния. Бросил работу в телефонной компании и удрал из города. «В последний раз, - говорит Том, - мы получили от него весточку из Масатлана, мексиканского порта на Тихом океане. Он прислал цветную открытку без обратного адреса, и на ней два слова: «Привет... Пока!» Я думаю, остальное вы поймете сами». Вот по этому же, весьма сомнительному пути, вслед за отцом пойдет и Том: от одного одиночества – к другому.

В роли Лауры убедительно проявилась яркая одаренность молодой актрисы Дарьи Кошелевой, которой, несомненно, по силам серьезные сценические задачи. Автор говорит о хрупкой, неземной красоте Лауры, о том, что она словно кусочек стекла, которого коснулся луч света, и он заиграл мимолетным призрачным блеском. Она в детстве перенесла тяжелую болезнь: одна нога у нее чуть короче другой и требует специальной обуви. Отсюда - ее комплексы, ее растущая обособленность, так что, в конце концов, она сама становится похожей на стеклянную фигурку из своей коллекции. Ценно, что режиссерский рисунок роли, предложенный актрисе и схваченный ею, не сводит ее личную драму к физической и духовной неполноценности. Такая характеристика вывела бы этот образ за грань эстетического, художественного и привнесла бы отпечаток натурализма. Избранная режиссерская характеристика роли, по-нашему мнению, точно совпадает с авторской. «На сцене этот недостаток, - специально подчеркивал драматург, - должен быть едва заметен». Истинная трагедия Лауры и источник ее неизбывного одиночества не в ее болезни, а в том, что общество, другие люди не дают ей никаких шансов для обретения жизненного смысла. Что говорить, если даже самый близкий и вроде бы искренне любящий ее человек – брат - покидает ее.

И четвертый персонаж пьесы, Джим О’Коннор, приятель Тома, милый, но, в общем-то, вполне заурядный молодой человек, который появляется в последних сценах, – не более чем «гость». Это, пожалуй, самый реалистический характер в пьесе - пришелец из реального мира, от которого Уингфилды попытались отгородиться своими мечтами. Леонид Пантин создает определенный и точный образ главной функции этого персонажа – функции «гостя», искреннего и доброго парня, но абсолютно не готового понять проблемы семьи. Его кредо до боли знакомо: оно – сердцевина того, что мы часто называем «американским образом жизни»: «It’s your problem» («Это – твоя проблема»). Жаль, что в последнее время этот «образ жизни» все больше становится не чисто национальным, а интернациональным.

Нельзя не сказать здесь и о том, как верны драматургу художник спектакля Евгений Болдырев и авторы видеооформления и фотодизайна - Антон Неробов и Татьяна Петрушова. Имеется в виду экран, на который проецируются изображения и надписи. Цель его использования очевидна: подчеркнуть значение того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важны в композиционном отношении. Надпись или изображение на экране усиливает данный в тексте намек, помогает доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах. Помимо композиционной функции, важно и эмоционально-образное воздействие экрана. Он действительно обогащает и усиливает художественную выразительность и емкость спектакля.

Другое средство, которое удачно использовано в спектакле, - это музыка. Автор музыкального оформления, все тот же Алексей Батраков, использовал разные по стилю и настроению, во многом «узнаваемые» американские мелодии разных лет (снова - «теперь и там»!). Все они так интересно и искусно аранжированы в единое целое, что хотя зачастую и выражают видимую легкость жизни, но в целом в музыкальном фоне доминирует нота неизбывной, невыразимой печали. И печаль эта усиливается по ходу спектакля, концентрируясь в щемящем музыкальном контрапункте в финале.

«Стеклянный зверинец» – очень печальная драма. Это не развлекательное шоу и не пространство для бездумного времяпровождения. Это художественное воплощение нашей жизни, в предельных, тупиковых для человека ее состояниях. И тут возникает важный вопрос: а с чем покидают театр зрители? Дает ли спектакль хоть какую-нибудь надежду, хоть маленький луч света? Да, дает! Правда, луч света – очень тоненький. Это надежда на то, что человек и человечество все же смогут обрести внутри себя силы самоспасения. В конце концов, этому нас учит многострадальный опыт истории. Людям важно сначала определить, что такое темнота и какой свет они хотят увидеть в этой темноте. А свет и спасение – только в одном: в чувстве и понимании необходимости «семьи», нашей общей «семьи людей». Это «витальное» чувство, несмотря ни на что, живет внутри нас, всегда остается с нами. Главное, научиться его из себя извлекать.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.