Минусинск

Выпуск № 1-131/2010, В России

Минусинск

Спектакль «Саня, Ваня, Римас», премьера которого состоялась в Минусинском драматическом театре в канун празднования 65-летия Великой Победы, поставлен по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» с редкой точностью в передаче содержания. Режиссер Алексей Песегов выверил текст сердцем, практически не отступая от канвы произведения. Иначе, уверена, исчезли бы непосредственность, достоверность и непохожесть на все, что сказано, написано о войне.

Герои живут на сцене, и в этом милое и спокойное очарование спектакля, несмотря на серьезность событий, происходящих в стране.

...Июль 1941 года. Деревенская околица. Мирные разговоры сельских женщин о детях, мужчинах, заботах. И, как бы между прочим, в эту идиллию врезаются слова главной героини Сани: «От немцев, от фашистов побрызгать бы че-нить вокруг страны, чтобы не лезли... Дак поздно уже - залезли уже», - и заставляют насторожиться. Но актеры увлекают в повседневные заботы своих героев, и забываешь, что спектакль не рядовой и посвящен юбилею Великой Победы. Бесхитростная речь, без высоких слов, лозунгов и патриотических наставлений, так не характерная для подобной темы, завораживает.

Через небольшой промежуток времени в разговоре о жизни между самобытным юмором вновь возникает тень войны. Женщины чисто по-бабьи рассуждают, когда же она кончится: через три недели или через два месяца. Слова Александры «...сам Сталин с Гитлером полгода нагарантировали» - звучат даже смешно: откуда в далекой деревушке такие ценные сведения? И мужчины говорят о войне тоже между делами: лес отгружать скоро будет не на чем, весь транспорт на запад битком, даже товарняк задействован...

Зрители живут вместе с героями, забыв, что перед ними сцена, что тексты кто-то писал, а кто-то продумывал ход и последовательность событий, декорации, музыку. И видят настоящих, живых людей, таких, какими знают своих бабушек или соседей, какими в воспоминаниях очевидцев о далеких военных годах представали простые сограждане нашей когда-то огромной страны.

Актеров немного, семь человек, и все герои по сути - главные, все связаны друг с другом узами родства, бытом и временем. Временем войны. Она-таки заглянула в деревеньку, но не с обычной повесткой в армию, которую ждали мужчины... Избежать ареста Ивану и Петру помогает односельчанин Римас. И причина возможной расправы «без суда и следствия» до банальности проста, как, впрочем, и у миллионов советских людей, чьи жизни были загублены в лагерях.

Грамотно выстроены диалоги за столом, фактически, за прощальным ужином. Слова Петра «с войной надо как-то управляться» звучат так, как будто речь идет о заготовке леса, о привычном деле. И мужики не боятся этой работы: «Родину, родину защищать пора, че сидеть?» Даже тосты «за мир на всей планете» звучат тоже по-деревенски просто.

Но во всей этой простоте - мастерство актеров, сумевших некартинно показать жизнь в тылу самых обычных, далеких от большой политики людей. Они дружно пьют самогон с уверенностью, что мир будет непременно восстановлен, а иначе - зачем рожать детей... И в то же время чувствуется, что никто не хочет показать внутреннего страха, беспокойства, озвучить то, что спрятано глубоко, словно боятся люди произнести вслух свои думы: как могут развернуться события на фронте и что может случиться, если война шагнет к Уралу...

Достоверно показано и обычное мытье в деревенской бане. Оно стало символом чистоты, с которой шагнут в неизвестность всего-то через несколько часов мужчины, а женщины эту чистоту сохранят в своих сердцах.

Так же просто на сцене возникает песня о том, как казак шел домой, песня о любви. Ныне популярная и часто повторяющаяся по радио, ТВ, на дисках, на сцене театра песня звучит особенно, напевно, жизнеутверждающе. Поют актеры вживую, потому и трогают знакомые слова сердце каждого сидящего в зале. Заметно выделяется голос Александры, в ее манере петь от всей души - характер женщины искренней, любящей всем своим естеством мужа, родных и свое село.

С первого появления на сцене она обращает на себя внимание. Замечательна в образе Александры-Сани Галина Архипенкова. Каждое ее появление - новое видение, на первый взгляд, мелких, бытовых проблем или серьезных событий.

Что значит для дальнейшего развития событий одно слово «Здрастьте!», адресованное мужу, которого увидела через девять лет! Слово, произнесенное как будто между прочим, заодно с приглашением гостей на собственную свадьбу... В интонации соединились боль и радость, и стремление женщины изо всех сил не показать растерянность, не выдать истинных чувств к человеку, от которого за все эти годы не было весточки.

Как виртуозно показала актриса женщину чистую, способную простить все грехи Ивана за то, что он воевал, хлебнул горя «и плен, и по стране мотался. Белый весь. Доста-а-алось». И за то, что был предельно искренен в своем покаянном рассказе. Потом ее Саня, конечно, выдаст все, что думала о муже долгие годы ожидания, и здесь тоже проявится характер женщины волевой, но в этот момент все-таки слабой и так нуждающейся в сильной опоре, надежном плече.

Ивана играет Алексей Дербунович, который в этом спектакле показал новые грани своего таланта. На фоне яркой жены герой вначале даже теряется. Но постепенно образ уральского крепкого мужика вырисовывается все ярче. Он прост и честен, а главное - без червоточины, без подвоха. И то, как он собирался основательно на фронт, чтобы побыстрее добить фашистов и вернуться домой, как договаривался с Петром и прощался с женой, говорит о его надежности. Но судьба уготовила ему много испытаний. Выжил. Вернулся. Однако предстоит сдать еще один экзамен - жене, которую как будто и не собирался предавать, и любил, и помнил, но крепко обидел.

Душевная боль, ощущение вины делают его непохожим на прежнего Ваню, которого знали до войны. И здесь актер точно играет ситуацию, в которой, быть может, оказывались многие мужчины, и у каждого были свои оправдания. Фронт фронтом, а как признаться в измене, как рассказать честно, без утайки, да еще чтобы себя не унизить и не обидеть никого, и ту женщину, с которой связала война?! Как объяснить, что сразу после победы все его планы вернуться домой были разрушены... Меняются лица родных, когда узнают, что радистка в Берлине потеряла обе ноги, и он был вынужден остаться с ней.

Покаянная речь Ивана коротка и звучит до боли просто: «Виноват я, Саня. Конечно. Сильно виноват, наверное... Тебе решать». В этих словах слышится одновременно приговор самому себе и надежда на прощение.

Сопереживание зала чувствовалось в той особой тишине, которая сопровождала сильные моменты спектакля.

Почти до конца постановки финал предугадать было трудно. Зрители понимали, что свое слово должна сказать Любовь, которая когда-то соединила два сердца. Но что поделать с чувством долга и уважением к Римасу, который в тылу взял на себя ответственность за женщин и детей. Роль интеллигентного, скромного прибалта, человека, фактически спасшего от голода Александру и Женю, и многих других, а от тюрьмы - Софью, подарил зрителям любимый минусинцами актер Николай Кокконен.

Назревала развязка. Война там, далеко, давно закончилась, а здесь, в небольшой деревушке на Урале, вполне может начаться уже между соперниками. И в сложный момент на первый план выходит мудрость деревенской женщины. Она оставляет соперникам бутылку самогона и предлагает самим решить: «Даю вам ночь. Утром приду - кого здесь застану, с тем и буду жить. И че хотите, про меня думайте... Будете обижать друг дружку - оба идите к черту».

Настоящая любовь таких разных мужчин к одной женщине помогает решить ситуацию. Но только когда по-бабьи протяжно и нежно прозвучало в тишине зала: «Ва...Ва...Ваня мой», - зрители поняли всю глубину чувств, которые Саня хранила глубоко в сердце долгие годы разлуки и которые вынуждена была в эти часы скрывать, чтобы не обидеть хорошего человека - Римаса. И в этой сцене Галина Архипенкова снова была на высоте. На высоте искренних чувств и признания своей женской сути перед мужчиной. Нам бы, современницам, так не мелочиться, не выискивать недостатки, не упрекать в слабостях и пороках своих мужчин, научиться прощать безусловно.

Образы главных героев не смогли бы так ярко проявиться, если бы не остальные актеры. В новом амплуа увидели зрители Наталью Котельникову, сыгравшую сестру Александры Анну как бесхитростную, на первый взгляд, недалекую, но такую душевную, преданную своей семье женщину.

Роль Петра - друга и родственника Ивана - Алексей Шрамко сыграл просто, искренне, в унисон общему настрою. Роль запоминается, и зрители ждут его появления. По-своему хороша Женя - Наталья Дрень, которая уверенно вела свою «партию».

Война прошлась по судьбам всех жителей деревни, в том числе и тех, о ком во втором действии упоминают лишь в разговорах. Петр погиб под Сталинградом... А его жена Софья, ее трогательно играет Нелли Клистюкова, не вынесла этого известия и умерла от разрыва сердца.

В финале снова звучит песня «Шел казак...» И снова выделяется сильный, уверенный голос Галины Архипенковой, в песне - торжество любви и победы, которая окончательно пришла в деревню с возвращением Ивана. Зрители без стеснения смахивают слезы и долго благодарят актеров. И каждый уходит со своими размышлениями, ибо переживания героев прошли через сердце каждого.

Фото Ларисы Третьяковой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.