Волшебный свет "Ульгэра"/Бурятский театр кукол

Выпуск №4-134/2010, Портрет театра

Волшебный свет "Ульгэра"/Бурятский театр кукол

Бурятский театр кукол «Ульгэр» стал знаменитым, можно сказать, в одночасье. Причем, в самом прямом смысле слова. Потому что ровно час шел на «Золотой Маске» в 2006 году спектакль Эрдени Жалцанова «Поющая стрела». Выдвинутый на премию в трех номинациях, спектакль получил две «Золотых Маски» - «За лучший спектакль» и «За лучшую работу артиста в театре кукол» (ее присудили молодому артисту театра Жаргалу Лодоеву). Было бы вполне справедливо, если бы «Поющая стрела» получила премию и «За лучшую работу художника». На нее была номинирована Ольга Акимова.

Сейчас уже можно открыть историю появления этого спектакля на фестивале. Я тогда работала в экспертном совете по драме и куклам. Программа по театру кукол никак не складывалась: год был неурожайный. И у нас в запасе был только прелестный спектакль для малышей «Гадкий утенок» из театра «Бродячая собачка» (Санкт-Петербург).

И вдруг пришел диск из Улан-Удэ со спектаклем «Поющая стрела». Господи, как все радовались. Что за театр? Откуда такая культура, такие голоса? Все бросились расспрашивать Ольгу Леонидовну Глазунову, которая всегда в курсе всего «кукольного» хозяйства. Все наперебой хотели лететь в Улан-Удэ посмотреть «живьем». Немногим позже пришел диск из Абакана с прекрасным спектаклем Е.Ибрагимова «Оскар и Розовая Дама». Вот эти три спектакля и поделили между собой все награды.

Некоторые скептики пожимали плечами. Мол, один раз повезло. Бывает. Но в 2008 году этот театр снова объявился на «Золотой Маске». На сей раз с ландшафтным спектаклем «Небесный аргамак» Павла Павлова - и снова успех. Премию «За лучшую режиссуру» получила Туяна Бадагаева. И в 2010 году очередную «Золотую Маску» увез на родину спектакль по пьесе Эрдени Жалцанова «Под вечным светом Кумалана» в его же режиссуре. Вот об этих спектаклях и об этом удивительном театре и хочется рассказать.

История его началась в конце 30-х годов. Страницы книги Н.Гончиковой «Кукольный театр Бурятии» хранят подробности мучительного и сложного пути его становления - архивные документы, сметы, просьбы о помощи. Сухие ответы из Совета Народных Комиссаров: «Перевести на госбюджет невозможно». Все как всегда, когда театр рождается снизу, прорастая вопреки всему через преграды и препоны государственной системы. Отсутствие собственного помещения, профессиональных кадров, национальной драматургии, разумеется, и «происки врагов народа». И, наконец, «с 1 января 1940 года Кукольный театр Бурятии превращен в профессиональный». На его базе был создан и ТЮЗ.

Опущу историю их сложных взаимоотношений, хотя читать обо всем этом интересно и поучительно. Начинаешь понимать, что такое живая история театра. «Ульгэр» прошел сложный путь становления. Сколько замечательных артистов и режиссеров работало в нем, сколько человеческих судеб хранят афиши театральных сезонов! По ним можно изучать историю театра кукол в России. Но нас интересует время сегодняшнее.

Очень важным моментом в жизни «Ульгэра» был набор в Санкт-Петербургскую академию бурятской национальной студии для обучения профессии актера театра кукол. Это произошло в 1998 году. В 2002 году бурятские студенты после окончания СПбГАТИ вернулись в «Ульгэр».

Еще раньше, в 1988 году закончил ЛГИТМиК нынешний главный режиссер театра Эрдени Жалцанов. Работал актером в бурятском театре драмы, в Нью-Йорке, учился в аспирантуре СПбГАТИ. Преподавал мастерство актера в Бурятской студии кафедры актера театра кукол. С 2000 года стал главным режиссером театра. Уходил. Вернулся. Список его инсценировок, оригинальных текстов, актерских и режиссерских работ выдает путь активного поиска своего театрального языка, своего стиля. В 1993 году пришла в «Ульгэр» талантливый художник Ольга Акимова (ныне главный художник театра), которая тоже закончила СПбГАТИ в 1998 году. Таким образом, постепенно складывалась сегодняшняя команда.

Нельзя сказать, что на «Золотую Маску» театр попал вдруг, сразу. До этого и после этого было множество фестивалей и наград. Спектакли «Ульгэра» отмечены на фестивалях театров кукол Сибири и Дальнего Востока. В их «фестивальном списке» Международный фестиваль кукольного искусства в Киеве, в Бейруте, КукАРТ в Санкт-Петербурге, региональные фестивали «Байкальское кольцо», международный фестиваль в Элисте, «Путь кочевника» в Улан-Удэ, гастроли в Монголии.

А в 2003 году директором театра стала Надежда Баторовна Шагдырова. Закончив Дальневосточный институт искусств, она была и актрисой во владивостокском театре, и преподавателем института, и директором ансамбля «Байкал». Она, между прочим, кавалер ордена Чингисхана, и эта весьма не женская награда очень ей подходит. Женщина она строгая, элегантная и очень сильная. Настоящая хозяйка этого многонаселенного кукольного дома. Театр для нее - главное дело жизни. И во многом сегодняшняя творческая активность театра - это ее заслуга.

В сегодняшнем здании «Ульгэра» начинался когда-то бурятский театр. Здание небольшое, катастрофически не хватает места для цехов, тесно в фойе, проблемы и с буфетом, и с туалетами. Но есть главное - этот кукольный дом уютен, и в нем работают настоящие профессионалы своего дела.

Сама Надежда Баторовна считает, что новый этап в жизни театра начался именно тогда, когда появилась «Поющая стрела». Наверное, это действительно был мощный толчок для коллектива. Этот спектакль открыл их уникальную нишу в искусстве кукол.

Это мир эпоса, мир прошлого, увиденный глазами современного человека. Спектакль автора и режиссера Эрдени Жалцанова создан на основе бурятских народных сказаний. Но это не сказка. Это настоящая эпическая драма с ее медленным, неторопливым течением жизни, с героями, принадлежащими героическому эпосу, с удивительным миром, уже канувшим в вечность.

У спектакля есть еще одно очень важное художественное качество, которое может быть не все «считали». Он посвящен памяти выдающегося бурятского художника Цырен-Намжил Очирова. Его картины, рисунки я увидела когда-то в музее Улан-Удэ и поразилась. Этот художник может прославить бурятское искусство во всем мире. Не знаю даже, с кем сравнить его. Пожалуй, что и не с кем.

Ольга Акимова создала необыкновенно выразительных кукол, напоминающих его героев, но вовсе не повторяющих их. Благодаря ее фантазии весь вещественный мир «Поющей стрелы» представляет собой вдруг вновь возникший мир бурятского эпоса с битвами баторов, с великими перемещениями народов, с дыханием вечной степи, в которой человек кажется таким маленьким. Молодые артисты Жаргал Лодоев и Арсалан Бидагаров, выпускники СПбГАТИ, создали в столкновении двух героев, старого мудрого Мээла-батора и молодого самолюбца Ээлен-батора, две философии, два подхода к жизни, к человеку, к народу. Вместе с ними этот суровый мужской мир заселили и обжили Дымбрыл Улзутуев и Даши Рабданов.

Спектакль начинается на бурятском языке и незаметно переходит на русский. Их голоса, что вообще свойственно артистам бурятских театров, необыкновенно полнозвучны. Как будто артисты не пьют, не курят и не дышат отравленным городским воздухом. (Может, это бурят-монгольские степи дали им такое звучание, а может - отличная школа, которую они получили в СПбГАТИ.) Когда они приехали с этим спектаклем в Пермь на этнофутуристический фестиваль «Камва», зрители поразились, прежде всего, красивой, выразительной русской речи. И никакой кукольной писклявости. У нас в театрах, к моему великому сожалению, так не говорят.

«Небесный аргамак» продолжил линию эпического театра. Автором текста и художником-постановщиком стал Павел Павлов, еще один замечательный талант этого театра, очень насмешливый и ироничный. Древний мир кочевников, мир первобытный, в котором человек еще не отделился от природы, он еще ее часть, ее любимое дитя, предстал в постановке Туяны Бадагаевой, заслуженного деятеля искусств Бурятии. Она пришла когда-то в «Ульгэр» как главный режиссер, в пору его реконструкции, в сложные годы (1988-1991) вместе со своими студентами, выпускниками Восточно-Сибирской академии культуры и искусства. Были и уходы, и возвращения. И вот - «Небесный аргамак», который принес ей и театру «Золотую Маску» «За лучшую работу режиссера».

Я смотрела этот спектакль в Перми, на берегу могучей Камы, на фестивале «Камва». Артисты оказались в трудном положении. Народ стекался и съезжался на всю ночь - на выступления шаманов, какие-то огненные колеса, костры, огромные импровизированные хороводы... На берегу реки была установлена юрта, вокруг священные огни, зрители плотным кольцом окружили место, где игрался спектакль, и подбирались все ближе и ближе. Никто не понимал, что это будет и что такое вообще ландшафтный спектакль.

По подсчетам, зрителей было около полутора тысяч. Высидеть на холодной августовской земле было непросто. Я видела, как нервничали директор и режиссер. Про артистов уж не говорю. Тем не менее, произошло настоящее чудо. «Легенда о моринхуре» (второе название спектакля) заворожила всех. Постепенно затихали разговоры, все начали шикать на шумные, расположившиеся на траве компании.

Мужчина и женщина, как прародители жизни на земле и небесный конь - Аргамак, посланный человеку в дар и преданный человеком, - это тема, которая не раз представала в монгольском, японском, тувинском фольклоре. Предательство волшебного крылатого коня человеком, гибель Аргамака и его вторая жизнь в виде моринхура (древнейшего как сама степь музыкального инструмента), почитаемого монголами и бурятами как огромной силы оберег, символ кочевой цивилизации, предстали как глубокая и наивная притча.

Тот, кто слышал моринхур (струны его сделаны из конского волоса), никогда не забудет эти звуки. Описать их невозможно. Они передают все звуки и дыхание степи, как будто чья-то нечеловеческая сила издает их. Полет этого чудесного коня в руках артистов, жизнь этой изумительной красоты куклы не забыть никогда. Артисты Светлана Бунеева, Арсалан Бидагаров, Дымбрыл Улзытуев, Оксана Лодоева священнодействовали, как жрецы какого-то древнего культа, и куклы в их руках никак не напоминали кукол.

От спектакля веяло древними обрядами, шаманскими заклинаниями. Другой цивилизацией, пугающей своими тайными знаками. Думаю, огромный успех «Небесного Аргамака» связан не только с красотой и поэзией самого спектакля. Вызывает уважение чужая культура, которую театр воссоздает в ее первозданности, подлинности, восстанавливая тем самым исчезнувшую гармонию человека и природы. Само это направление - эпического театра, поиска этнических истоков мне представляется, может быть, самым важным сегодня в театре вообще.

Спектакль Эрдени Жалцанова «Под вечным светом Кумалана» продолжает этот поиск. Созданный по легендам эвенкийского народа, он часть большого проекта Жалцанова «Байкальские легенды». Славное море, священный Байкал приютил на своих берегах множество народов. И восстановлением их древних культур, почти утерянных, оставшихся лишь в крупицах памяти, занимается этот уникальный режиссер. Герои этого вроде бы простого спектакля все те же - Мужчина и Женщина, других Природа не придумала. Они поселяются на земле и начинают обживать этот мир. И, конечно, не все рады их появлению. Происходит их знакомство с небом и водой, со зверями и деревьями, со звездами и земными тропами. Они учатся жить.

Этот спектакль сделан самыми простыми средствами - три жерди становятся чумом, оленьи рога, шкуры, кусочки дерева претерпевают постоянные превращения. Вообще, по спектаклю видно, из чего возникал мир. Его можно было бы назвать «Метаморфозы» - так просто и изобретательно происходят превращения всего во все. Его с интересом смотрят дети и задают простые и правильные вопросы - что, почему и как? Художники «Кумалана» Эрдени Жалцанов и Евгений Болсобоев с удовольствием отвечают на эти вопросы - на наших глазах раскрывая секреты превращений. Артисты Эржена Будаева, Дымбрыл Улзутуев, Даши Рабданов играют здесь и с древними пратеатральными формами. Ну и шаманят немножко. В Бурятии все рядом, все переплетено.

Философия спектакля проста: Природа вовсе не враждебна к человеку. Будь и ты не врагом ей. Вслушайся в нее, всмотрись, пойми ее законы. В спектакле много поэзии - чудесно придумана сцена битвы оленей, игра медведя с детьми, которые скачут на огромных медвежьих лапах. Жизнь маленьких людей, похожих на эвенкийские куколки-обереги, под вечным светом Кумалана-солнца, похожего на любовно расшитый коврик, естественна и разумна. После таких спектаклей невольно задумываешься и о нашей жизни, суетливой и полной глупостей. И еще после него хочется играть с детьми. Хочется придумать какой-то свой мир из всего, что окружает нас, детей Природы, забывших об этом.

Сейчас Эрдени, по слухам из прессы, работает над следующими спектаклями этого очень правильного проекта, он занимается алтайской «принцессой», собирается ставить спектакль в Железногорске. Не люблю этого модного слова - «проект». Но это действительно проект, связанный с познанием мира. Жалцанов напоминает мне археолога. Как-то в поезде я разговорилась с двумя учеными, которые пропадают на бесконечных раскопках вместе со своими студентами, не видя ни света белого, ни жен, ни детей. «Скоро все зальет водой. Ничего не останется. Надо успеть». (Я уж не помню, про какую гидроэлектростанцию шла речь.) Так вот и Эрдени Жалцанов пытается что-то успеть. Вспомнить, запечатлеть. Потому что скоро все зальет беспамятство. И ничего не останется.

Но хочется, чтобы театр развивался не только в сторону этническую, эпическую. Ведь это тот редкий случай, когда в театре сошлось сразу много талантливых людей, кажется, понимающих друг друга. Они так ярко заявили о себе, что теперь все будет определяться той планкой, которую они подняли сами.

Фото предоставлены пресс-центром фестиваля «Золотая Маска»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.