Экологически чистый театр. V Эколого-этнический фестиваль «Чир-Чайаан»

Выпуск №2-112/2008, Фестивали

Экологически чистый театр. V Эколого-этнический фестиваль «Чир-Чайаан»

Алтайский театр играет текст Акутагавы. Японский актер работает в Чехии. Пражский режиссер снимает документальный фильм про якутского мальчика. Театр из Нюрбы показывает спектакль, основанный на национальном фольклоре. Абаканский театр кукол «Сказка» включает в репертуар рядом с местными легендами премьеру, названную на латыни — «Pandemonium». И это уже другие злые духи, не древние, а обнаруженные в современном мире Рэем Брэдбери. И так далее, etc... Все смешалось на Эколого-этническом фестивале «Чир-Чайаан». В июле он прошел в Хакасии в пятый раз.

В программе: театр, кино, экологические экскурсии, этнографические и классические концерты. Современное искусство попадает в единый культурный контекст с петроглифами XXXIII века до нашей эры. Голова кружится от путешествий во времени и пространстве. Рассказывая о фестивале, можно или без подробных комментариев упомянуть всех участников, или попытаться выяснить тендении, жертвуя в тексте некоторыми действующими лицами нынешней афиши. Пойдем вторым путем.

Очередной фестиваль настойчиво и в итоге убедительно доказывал, что настоящий театр рождается там, где есть творческая личность, признанный солист. Спектакли нескольких виртуозных исполнителей из разных концов мира никак нельзя было пропустить. О работе актрисы Халлвейг Торласиус «Самый маленький в мире великан» «Страстной бульвар, 10» уже писал, когда исландский «Карманный театр» приезжал на фестиваль в Петрозаводск осенью 2007 года.

Она и стала вместе с японским актером основным ньюсмейкером «Чир-Чайаана 2008». Нории Сава — человек-театр, художник двух культур, родившись на Востоке, он получил европейское образование. В отличие от северной коллеги обходится без режиссера, ограничиваясь помощью лишь со стороны техников. Его спектакль «Легенды леса» можно назвать балетом с куклами. Историю раненого солдата и белой женщины (читай, смерти) он выстраивает с помощью летящих жестов кукол и полупрозрачной фактуры материалов, точеных лиц исторических персонажей и ритмичных музыкальных сцен. Понимая, что получасовой миниатюры недостаточно для полноценного театрального вечера, Нории Сава привез в Сибирь свои концертные номера с трюковыми куклами и почти мультипликационными превращениями, за полтора часа продемонстрировав свои таланты как поэта, так и комика.

Без партнеров актеру трудно. Оказавшись на сцене в одиночестве, каждый исполнитель по-своему решает эту проблему. Нории Сава выбирает своим единственным собеседником куклу или становится участливым свидетелем отношений двух слаженных механизмов. Халлвейг Торласиус вызывает на сцену зрителей и замечательно, по-взрослому общается с детьми. А Юлия Рысюкова из абаканской «Сказки» просто ведет беседу, как обыкновенно общаются на деревенской завалинке.

Молодая актриса приходит поделиться со зрителями историей, написанной Борисом Шергиным про Ваню Датского. И так ей она нравится, с таким нескрываемым удовольствием Рысюкова всякий раз обнаруживает, что зритель не знает каких-то удивительных поморских особенностей жизни! Например, как здороваются доярки? И так каждая вроде бы мелочь, пришедшаяся к слову, становится поводом для обаятельного лирического отступления. В рассказе актрисе очень помогает художник Эдгард Арутюнов. Он дает ей в руки не привычные куклы из мастерских, а как будто только сейчас подобранные в лесу чурочки и взятые из буфета колокольчики, украшенные гжельскими узорами, превращая спектакль в импровизацию.

Настоящий театр рождается там, где есть творческая личность, даже если она не связана с искусством. Вячеслав Дмитренко — глава муниципального образования, города Абаза, или, как понятнее, мэр. 176 километров от столицы республики, 17 000 населения. За сухими цифрами стоят люди, гостеприимно встретившие гостей фестиваля, который, традиционно пересекая временной экватор, выезжает на территории природных заповедников. Дмитренко за социальными и экономическими проблемами не забывает о музее в городе, любит ходить в театр и знает наизусть Шукшина. Можно недоумевать, почему о нем зашла речь в специальном издании? А потому, что без таких людей во власти жизнь театра может стать лишь существованием.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.