В поисках "утраченного" героя/ I Театральный фестиваль Северо-Кавказского федерального округа "Южная сцена"

Выпуск № 7-137/2011, Фестивали

В поисках "утраченного" героя/ I Театральный фестиваль Северо-Кавказского федерального округа "Южная сцена"

Первый Театральный фестиваль Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) «Южная сцена», учрежденный Министерством культуры России, Министерством культуры КБР, СТД РФ и Кабардино-Балкарским региональным отделением СТД РФ, прошел в Нальчике с 15 по 17 ноября. То обстоятельство, что фестиваль проводился вскоре после встречи Президента РФ Д.А.Медведева с театральными деятелями России, внесло особый смысл в атмосферу фестиваля.

Фестиваль собрал ведущие национальные театральные коллективы СКФО, на открытии форума министр культуры КБР Р.Б.Фиров зачитал приветствие Президента КБР А.Б.Канокова и поздравления Министра культуры России А.А.Авдеева и председателя СТД России А.А.Калягина.

«Цель вашего творческого форума - утверждение гуманизма, мира и взаимопонимания. Именно эти непреходящие ценности привлекают внимание общественности, позволяют находить пути решения острейших проблем современности, духовно обогащать людей. Верю, фестиваль послужит дальнейшему укреплению дружбы народов нашего региона, сохранению и развитию прекрасных традиций театра, основанных на идеалах добра и справедливости», - говорится в приветствии Президента КБР А.Б.Канокова к участникам фестиваля.

В своем вступительном слове Р.Б.Фиров сказал о том, что фестиваль будет расширять границы, вовлекая в свое пространство все больше театров, и подчеркнул особенность нынешнего фестиваля в предоставлении возможности всем участникам находиться в Нальчике и смотреть спектакли друг друга.

Заведующая кабинетом национальных театров СТД РФ, ответственный секретарь Гильдии театральных режиссеров России М.М.Корчак отметила, что фестиваль «Южная сцена» стал культурным событием не только для Северного Кавказа. Появилась еще одна творческая площадка, позволяющая вести непрерывный разговор о судьбе национальных театров в контексте российского искусства.

В церемонии открытия фестиваля приняли участие и выступили со сцены ведущие деятели театрального искусства Северного Кавказа - художественные руководители театров, режиссеры, ведущие актеры. Многие из них на протяжении десятилетий формируют процесс развития художественной национальной культуры на Северном Кавказе.

Председателем жюри стал режиссер Руслан Фиров, сопредседателем - Марина Корчак. В состав жюри вошли советник Президента КБР А.Уянаева, режиссер К.Хачегогу, театровед, член редакционного совета журнала «Театральный вестник» С.Шхалахова, главный редактор журнала «Минги-Тау», народный поэт Карачаево-Черкесской Республики, депутат парламента КБР А.Додуев, доктор филологических наук М.Хакуашева, артист М.Расторгуев.

В программе фестиваля приняли участие государственные драматические национальные театры - Балкарский им. К.Кулиева, Кабардинский им. А.Шогенцукова, Чеченский драмтеатр им. Х.Нурадилова, Северо-Осетинский академический театр им. В.Тхапсаева, Черкесский им. М.О.Акова, а также Русский музыкально-драматический театр Республики Ингушетия, Дагестанский Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.Салаватова. Для всех участников этот фестиваль стал большим событием, позволившим соединить в едином пространстве спектакли, творческие порывы и мысли о судьбах национального театра.

Интерес зрителей и общественности в регионе к данному форуму был необычайным и наглядно продемонстрировал, как востребован театр в таком неспокойном регионе, как СКФО.

Организаторы фестиваля поставили перед собой задачу устроить смотр театрального дела в регионе и организовать площадку для укрепления творческих связей путем постоянного творческого диалога культур. Эта задача на сегодняшний день, возможно, самая главная для деятелей культуры Северного Кавказа. А еще перед фестивалем стоит задача способствовать взаимному обогащению режиссерско-постановочной культуры национальных театров Северного Кавказа, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Из-за отсутствия полноценных гастролей театры региона и страны оказались оторванными друг от друга, распалось общее театральное пространство, а вместе с ним и творческие связи, остановился обмен мнениями, не развивается драматургия. Об этом, как о главной беде театральных коллективов, много говорилось в кулуарах фестиваля.

Спектакли, которые были представлены на «Южной сцене», при всех различиях в режиссерских решениях, постановочных формах, актерских воплощениях оказались схожими в одном - в поисках современного героя в предлагаемых обстоятельствах современной жизни. Через слово, через пластику, через знак - через выразительные средства, различные у каждого театра, идет напряженный поиск национального характера, обретение идентичности.

Каждый театр по-своему решает эту задачу. Спектакль Балкарского театра «Эзоп» Г.Фигейредо в постановке Б.Кулиева рассматривает проблему через столкновение позиций двух главных героев - двух мужчин - Эзопа (З.Бапинаев) и Ксанфа (О.Шаваев). Здесь героем выступает мудрый и справедливый раб, для которого важны честные принципы. Однако в мире, в котором он живет, не все благородно и чисто. Оппонент его умен, методы Ксанфа, принуждающего Эзопа пойти против своих представлений о жизни, на первый взгляд, убедительны. Много соблазнов предстоит преодолеть Эзопу, прежде чем он выберет единственно правильное решение - путь к свободе.

Жюри отметило в этой постановке интересный актерский «спарринг» двух мастеров сцены и стремление театра сказать о современных общественных проблемах через эпическое обобщение образа главного героя, через античную условность. Можно было бы найти соответствующее замыслу спектакля образное решение, более выразительные постановочные средства. Можно было бы более действенно включить в конфликт других действующих лиц пьесы и усилить ансамблевую составляющую спектакля. Однако именно обаяние главного героя в исполнении З.Бапинаева, его негромкий, несколько глуховатый, но необыкновенно выразительный тембр голоса, умение проживать роль с максимальным наполнением, личностная значимость самого актера, его профессионализм стали определяющими факторами успеха этого спектакля. В этой театральной постановке современный герой не должен изменять своим убеждениям даже под угрозой смерти, должен отличать сомнительную верность от весомого предательства. Решением жюри З.Бапинаев за роль Эзопа и режиссер Б.Кулиев за талантливый перевод пьесы «Эзоп» на балкарский язык награждены дипломами фестиваля.

Молодые актеры и режиссер В.Теуважуков в Кабардинском театре находят своего героя в веселом, эксцентричном, задорном спектакле «Трактирщица» К.Гольдони, ставка делается на женский образ - рассудительную, остроумную и находчивую девушку, покоряющую сердца и умеющую постоять за себя. Решение национального женского характера исполнительницей роли Мирандолины Ф.Чехмаховой в экспрессивно-наступательной манере, необычайно гибкий и изящный, состоящий из ломаных линий пластический рисунок, ритмические переходы от активного действия к сдержанности - все, что, не скупясь, придумали постановщики, способствовало успеху спектакля и у зрителей, и у членов жюри. «Трактирщица» изобилует трюками, изящными дивертисментами, музыкально-пластическими вставками, веселой пантомимой. Действие в спектакле несется в бешеном ритме, каждое явление становится событием, благодаря неуемной фантазии постановщиков. Стильные костюмы (художник по костюмам Р.Дацирхоева), интересное образное решение (художник-постановщик Х.Пшихачев), точные смысловые акценты, сделанные при переводе пьесы на кабардинский язык, и адекватное исполнение, актерские импровизации - вся эта мешанина вовлекает зрителя в пространство спектакля. В зале оживленно, параллельно действию раздаются всевозможные комментарии зрителей, которые оказываются кстати и не мешают восприятию спектакля. Понятно, что со-участие зрителей предполагается, если даже это не происходит впрямую, как режиссерский ход. Негласная договоренность обеих сторон и втянутость всех и каждого чувствуется сразу же, как только начинается спектакль, стихия народного праздника перекидывается в зал. Интересно решены образы кавалера Рипафратта (А.Хамурзов), маркиза Форлипопполи (В.Камергоев), слуг, среди которых наиболее точным по мысли и актерской фантазии оказался А.Кибишев в роли слуги Кавалера, что отметило жюри, удостоив его диплома. Режиссер В.Теуважуков также награжден дипломом, а исполнительница главной роли Ф.Чехмахова, помимо диплома фестиваля, награждена по решению СТД РФ творческой командировкой в Москву.

Музыкальный спектакль по первой оперетте Дагестана «Если сердце захочет» Г.Рустамова (сценическая редакция и режиссура И.Казиева, композитор Г.Гасанов) показал Кумыкский музыкально-драматический театр. В нехитром сюжетном переплетении ситуаций и положений, в которые попадают молодые люди, желающие соединить свои сердца вопреки воле старших, отчетливо просматривается огромное желание дагестанских мастеров сцены обратить внимание общества на самые простые человеческие ценности, увести от жестокости и агрессии в мир здоровой народной жизни. Семья, любовь, стремление хорошо жить, а еще народная смекалка, юмор, ироничное отношение к неудачам - вот самое дорогое знание, которое тысячелетиями хранит и передает новым поколениям народ. И для чего уходить от счастья, лишать себя радости, что стоит дороже красоты и нежности влюбленных? Можно сожалеть о том, что спектакль шел под фонограмму, однако обаяние и импровизации актеров - исполнителей главных партий, непрерывный ритм спектакля, интересные мизансцены и особенно бережное отношение к классическому наследию, а еще веселье, красивые танцы в массовых сценах в исполнении театральной молодежи создали неповторимую атмосферу театрального праздника. Художественный руководитель театра, председатель СТД Дагестана А.Айгумов, выступая на заседании круглого стола, сказал о том, что «репертуар - самое больное место в театре, однако зритель приходит в зрительный зал отдохнуть, и я иду у него на поводу. Раны не зажили, наши женщины еще не сняли черные платки, и мы о войне не можем говорить». Решением жюри дипломами награждены Т.Осаева (Солтанат) и Б.Магомедов (Девлет-Мурза). За активную позицию по сохранению и развитию национальных театров Северного Кавказа секретарь СТД РФ А.Айгумов удостоен диплома фестиваля.

Спектакль ингушских мастеров «Из тьмы веков» по роману классика ингушской литературы И.Базоркина в театральной редакции М.Базоркина удивил размахом постановки. Русский государственный музыкально-драматический театр Ингушетии - уникальный коллектив молодых единомышленников. И театр сам молод, был создан в 1998 году на базе театра-студии «Современник», в его труппу вошла профессиональная театральная молодежь. В спектакле героем выступает сам народ, его обобщенный дух и коллективный образ становятся теми факторами, которые определяют и мотивируют поступки действующих лиц. Предлагаемые обстоятельства повергают ингушский народ в полосу сплошных испытаний, встают проблемы кровной мести, и только духом одним можно противостоять общественному расколу, распаду собственной личности. Спектакль отличается образным решением, метафорическим сценическим языком, поэтическим контекстом, в котором бьется, как сердце, небесное светило. Вставки традиционных народных обрядов и танцев имеют глубоко символическое значение. С большой любовью рассказывают актеры о своей культуре, постановка выдержана в духе эпического повествования и обобщения. Через частные судьбы действующих лиц складывается портрет народа, его судьба. Сюжет ведет нас в глубь веков. Из этой тьмы вырастает песня, рождается новая жизнь, формируется обобщенный народный дух. Даже не понимая языка, зритель чувствует, что перед ним на сцене рождается некое языческое, трансформирующееся действо. Буквальные события фабулы проводят нас по определенным судьбам, но мы чувствуем главное в постановочных знаках и символах. Возможно, не все составляющие спектакля заслуживают высокой оценки, но главное в этом народном представлении схвачено и разыграно. По решению жюри художественный руководитель и главный режиссер театра М.Базоркин (за сценическое воплощение классики ингушской литературы) и актер Ахмед Льянов (исполнитель роли Хаджи-Хасана) были награждены дипломами.

Фестиваль проводился в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне и был ей посвящен. Как правило, старшее поколение театральных деятелей, еще с коммунистических времен не очень любит «датские» постановки. Однако спектакли, показанные на фестивале, определили новые подходы к изображению военной темы в национальных театрах. Стало ясно, что новое поколение имеет свой взгляд на проблему. И соединение опыта старших с чувством младших дало неожиданные во многом, но достаточно интересные результаты.

Черкесский театр возвращает зрителя в экстремальные условия войны, плена и фашистского концлагеря спектаклем «Смерть победившие» (инсценировка повести В.Быкова «Альпийская баллада»), где через преодоление нечеловеческих условий жизни и смерти, через недоверие, страх, преследование, непонимание, национальную и языковую разность делается акцент на непреходящих ценностях: человеческой душе, любви и преданности. Щемящий дуэт двух главных действующих лиц Адама (З.Карданов) и Джулии (З.Каргаева), который блестяще сыграли артисты, как бы остановил на несколько мгновений течение времени. Удивительно гармоничная атмосфера их сцен, отчаянная искренность актрисы, то, как мастерски она проводит линию девушки, которая пробивается к нахлынувшему чувству, и некоторая сдержанность партнера в проявлении ответных чувств, энергетическое равновесие в сценах объяснения в любви - все это вызывает уважение. По оценке сопредседателя жюри М.М.Корчак, Черкесский театр предложил очень современную и в то же время уважительную и бережную трактовку военной темы и европейский подход к решению образов главных героев, однако спектакль нуждается в доработке. Отбор материала, оригинальная инсценировка (автор пьесы А.Кидакоев, режиссура М.Абдокова и А.Кидакоева) и желание по-своему осмыслить непростую тему отличают постановщиков. Трагедия любви двух молодых героев, бегущих из фашистского застенка, на фоне Альп убедительно разыграна актерами в духе лучших произведений Э.М.Ремарка. Актриса З.Каргаева и коллектив театра за сценическое воплощение темы 65-летия Победы удостоились дипломов.

Иначе подошли к военной теме в Чеченском театре им. Х.Нурадилова в спектакле А.Хамидова «Бессмертные». История судьбы героя войны Ханпаши Нурадилова рассматривается в контексте общей народной беды и становится ее частью. Режиссер и сценограф Р.Хакишев неслучайно обратился к пьесе «Бессмертные», театр обозначил жанр постановки как героико-документальную драму. Вычленив единичный образ и рассмотрев его как бы через увеличительное стекло, постановщик создал целую жизнь вокруг него, в которой главное - межнациональная, если хотите, интернациональная дружба. Образ главного героя Х.Нурадилова в исполнении С.Темишева предстает перед зрителем лишенным героического пафоса, и в то же время героизм его - часть подвига целого народа. Соединение чисто театральных, теплых сцен военных солдатских будней, сменяющихся экспрессией атак, любовь и кровь, верность и предательство - все это, смешиваясь в контекст войны, создавало атмосферу, в которой и смерть, и подвиг равны. Введение экрана с проекцией видеокадров хроники военных лет, голос диктора, комментирующего положение дел на фронте и в тылу, музыкальное сопровождение современной песней о войне - все эти атрибуты сегодняшнего дня создавали возможность взгляда издалека, обобщенного отношения к событиям тех лет. И во многом переносили мысленно к трагическим событиям недавнего прошлого и настоящего, являясь напоминанием о том, что пришлось пережить чеченскому народу.

Решением жюри актрисе С.Милькиевой за исполнение роли Кати и Чеченскому театру им. Х.Нурадилова за сценическое воплощение темы 65-летия Победы в Великой Отечественной войне были вручены дипломы.

Лучшим спектаклем фестиваля жюри единодушно признало «Черную бурку» Г.Хугаева в постановке Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, режиссер Казбек Дзудтагов. Работа осетинских мастеров на материале философской пьесы-притчи, решенной в жанре драмы, стала убедительным свидетельством сохранения лучших театральных традиций в этом театре. Высокую постановочную и исполнительскую культуру, концептуальное решение и настоящее творческое горение вложили они в свое произведение. Речь в спектакле идет о вечных истинах: выборе между долгом и чувством, преданностью и предательством. И несмотря на то, что события происходят в условном пространстве, в зверином мире, хорошо понятны аллюзии этой условности и проекция на человеческое сообщество. Спектакль «Черная бурка» современен и духом, и воплощением. Мы увидели очень интересное молодое поколение артистов, в сотворчестве со старшими актерами театральная молодежь стремится не только профессионально соответствовать, но и решать свои поколенческие задачи. Они великолепно натренированы и способны выполнять сложнейшие пластические рисунки (балетмейстер Н.Плиев). Интересные костюмы (сценограф и художник по костюмам Э.Вергелес) подчеркнули концептуальное решение спектакля, в котором от тонких движений души каждого зависит сама жизнь. И судьба Тузара, принявшего смерть от руки своего хозяина только за любовь и преданность, наводит на размышление всех и каждого о том, что же такое зависимость и свобода. И что честнее по отношению к самому себе. Философская притча воплотилась в спектакле-сказке иносказательным призывом к людям быть более терпимыми друг к другу. Этот режиссерско-актерский ансамбль осетинских мастеров тронул сердца зрителей высокой искренней нотой переживания и вызвал очистительные слезы. Режиссер К.Дзудтагов, к сожалению, ушедший из жизни, был посмертно награжден дипломом, который приняла его вдова. Молодой и талантливый исполнитель главной роли Тузара. Г.Валиев также был удостоен диплома.

Все театральные деятели, удостоенные дипломов, получили от организаторов и спонсоров фестиваля ценные подарки.

Фестиваль «Южная сцена» на этом этапе стал настоящим смотром современного состояния национальных театров юга России. Мы помним времена, когда проводились фестивали национальных театров, да еще параллельно создавались лаборатории по национальной драматургии с привлечением специалистов, и какими полезными для развития национального театрального искусства и драмы становились такие профессиональные обмены-учебы. Возможно, нынешний форум находится пока еще в поисках инновационных форм работы, но наверняка в эти три дня были заложены магистрали дальнейшего развития театров. Очевидно то, что национальные театры Северного Кавказа находятся в достаточно закрытой ситуации, в своем контексте. Также очевидно и то, что во многом в театрах наблюдаются признаки перехода от застоя прошлых лет к возрождению.

Вообще контекст «Южной сцены» имел свои отличительные особенности, которые еще порадуют своим развитием. Соответственно обещанию, которое дал министр культуры КБР Р.Б.Фиров на открытии, все театры имели возможность присутствовать на всех спектаклях от начала фестиваля до конца. Театральные деятели смотрели работы друг друга и обсуждали со своими коллегами увиденные постановки, общие проблемы, генерировали новые идеи. Устроители фестиваля принимали гостей в замечательной курортной зоне Нальчика. В двух корпусах и день, и ночь шла непрерывная творческая жизнь и работа. А работники министерства и театральные деятели Кабардино-Балкарии сделали все, чтобы гости фестиваля чувствовали себя комфортно, уютно и были обеспечены всем необходимым для нормального творческого обмена. Наверное, каждый фестиваль отличается своей «тусовкой», которая в каждом регионе проходит по-своему. Были свои интересные подробности и на «Южной сцене». К заседанию круглого стола участники фестиваля подошли с обобщенными мыслями и предложениями.

Всех без исключения волновали результаты встречи Президента России Д.А.Медведева с российскими театральными деятелями. Высказывалось сожаление, что никто из национальных представителей не имел возможности участвовать в таком судьбоносном мероприятии. В результате обсуждений на заседании круглого стола было зачитано и принято Обращение участников фестиваля к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонину, в котором есть такие строки:

«Деятели театра имели возможность увидеть лучшие национальные спектакли Северо-Кавказского региона, прочувствовать силу творческих связей между разными народами округа, ощутить себя в едином культурном пространстве и убедиться в том, что все театральное искусство многонационального Кавказа сохраняет приверженность лучшим образцам традиционного народного искусства и базируется на великих традициях Российской театральной школы.

Участники фестиваля отмечают, что после периода разобщения в театрах Северного Кавказа наметились тенденции к возрождению сценического искусства, театры находятся в стадии активного поиска новых тем, форм, путей для дальнейшего развития древнейшего жанра. Не отрываясь от традиций прошлого, театры ищут новые подходы к решению проблем, волнующих сегодня общество, воплощая их в сложном многообразии профессиональной деятельности.

Радует появление нового молодого поколения талантливых, энергичных, преданных театру деятелей, бережно относящихся к традициям своих народов, ощущающих себя активной частью искусства многонациональной России.

Вместе с тем фестиваль обнажил проблемы, которые необходимо решать для дальнейшего развития театральных коллективов СКФО. Слабо развивается национальная драматургия, призванная служить задаче сохранения национальных языков. Практически все театры испытывают большие сложности в связи с отсутствием кадров и, прежде всего, режиссеров, сценографов, художников по костюмам, театроведов, переводчиков, заведующих постановочной частью, театральных менеджеров и других, так называемых «штучных» специалистов».

Фестиваль завершился церемонией награждения. Невзирая на плотный график работы жюри удалось проанализировать современное состояние национальных театров Северо-Кавказского федерального округа, выявить общие для всех тенденции развития, определить «болевые» точки и проблемы, с которыми придется работать в дальнейшем.

Несмотря на очевидную общность многих факторов, на театральный форум собрались на самом деле разные театры. И эта разность заключается не только в принадлежности к разным культурам и языкам, хотя это обстоятельство является во многом определяющим. Радует то, что наряду со старейшими театрами вниманию публики были представлены молодые творческие коллективы. Маститые творческие деятели, известные не только в своих республиках, но и в России, принимавшие участие во многих всероссийских и международных театральных фестивалях, выступили на одной сцене с начинающей молодежью, которая достойно принимает эстафету поколений.

Однако жюри отметило и другие вещи. Необходимы кадры, во многих постановках наглядно видны жанровая неопределенность и недостаток профессиональных знаний. При общей позитивной тенденции развития северо-кавказских театров необходимо серьезно работать над общей сценической культурой постановок. Это касается не только постановочной, но и исполнительской культуры. Страдает драматургия, нужны современные пьесы, сегодняшние герои, необходимо художественное осмысление происходящих событий. К сожалению, недостаточно представлены традиционные для каждой из культур народов Кавказа знаковая, символическая системы, национальные образы.

Сегодня, когда пишется эта статья, становится понятно, как своевременно на фестивале была поднята тема межнационального диалога через культуру, как точно фестиваль сработал на идею укрепления межнационального согласия между народами Северного Кавказа.

Многие театры представили субъекты СКФО, в которых по сей день льется кровь невинных людей и ведутся военные действия против боевиков и террористов, совершается насилие против мирного населения со стороны различного рода экстремистов, идет проникновение чуждых идеологий, насаждение подрастающим поколениям установок чуждого образа жизни. Участники театрального фестиваля «Южная сцена» средствами высокого искусства наглядно продемонстрировали, что противостояние проявлениям разного рода агрессии и установление мира и стабильности невозможно без эмоциональной и интеллектуальной поддержки наиболее мыслящей театральной части художественной интеллигенции. Состоявшийся фестиваль еще раз подчеркнул воспитательную функцию театра, способного синтезом разных видов искусств создавать образный ряд, меняющий коллективное сознание зрителей.

Вспоминая этот фестиваль, приятно отметить, что в Кабардино-Балкарии интерес к театральному фестивалю был необычаен. На открытии фестиваля присутствовала супруга президента Кабардино-Балкарской Республики Фатима Канокова, которая, как отметил министр культуры КБР Р.Фиров, патронирует многие творческие проекты. На всех мероприятиях присутствовали представители общественности, художественной интеллигенции, средств массовой информации. Отдельную благодарность хотелось бы выразить региональному отделению СТД РФ и директору Кабардинского театра заслуженному артисту России Басиру Шибзухову и всем тем, кто создал для участников фестиваля настоящий праздник.

Фото предоставлены кабинетом драматических театров СТД РФ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.