Арзамас. Метафора бесконечного поиска...

Выпуск № 1-141/2011, В России

Арзамас. Метафора бесконечного поиска...

Прошедший театральный сезон в Арзамасе выдался богатым на события. Премьеры сразу трех спектаклей, возвращение ранее показанных постановок, особенно запомнившихся зрителям, творческие песенные вечера... Можно с уверенностью сказать, что за свою более чем шестидесятилетнюю историю Арзамасский театр драмы обрел новую жизнь. А началось все с неожиданной и в чем-то даже провокационной для города премьеры музыкальной комедии «Дон Жуан в Севилье» М.Самойлова по пьесе С.Алешина.

Премьерный показ вызвал в городе небывалый резонанс. Это первый в Арзамасе опыт театральной постановки с большим количеством действующих лиц, переодеваниями, сложной массовой хореографией и многочисленными вокальными партиями. Осуществить на скромном по размерам сценическом пространстве столь масштабное предприятие оказалось под силу новому главному режиссеру, заслуженному артисту Карелии Аману Ягмуровичу Кулиеву.

Известный своим плодотворным сотрудничеством с труппой Дзержинского театра драмы, длившимся почти 15 лет, Аман Кулиев в Арзамасе всего год. Однако знакомство с городом началось намного раньше, когда режиссер был приглашен для постановки комедии «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя» по пьесе Б.Томаса «Тетка Чарли», а позже работал над спектаклем «Семья с мешком чертей» С.Лобозерова. Обе постановки имели успех у арзамасской публики, а талантливый режиссер не мог не заметить красоту старинного города, большое количество храмов - главной гордости Арзамаса, а также доброжелательности жителей, воспитанных на традициях русской классической литературы и драматургии.

Креативно мыслящий, полный ярких замыслов, проницательный психолог и знаток человеческой души, профессионал своего дела, требующий как от актеров, так и от самого себя полного погружения в материал, Аман Кулиев не изменил себе и при работе над «Дон Жуаном в Севилье». Дело в том, что в Арзамасе были объединены театр драмы и оперный театр. Оперных актеров Кулиев заставил играть и танцевать, а драматических - петь.

Старания нового главного режиссера не прошли даром. Музыкальную комедию «Дон Жуан в Севилье» арзамасцы представили на ежегодном фестивале нижегородских театров «Премьеры сезона 2010-2011», проходящем в Нижнем Новгороде. Авторитетной комиссией, куда вошли как представители нижегородских театров, так и независимые критики и эксперты из Москвы, было просмотрено и оценено большое количество постановок. Спектакль из Арзамаса получил самые положительные отзывы. Так, заместитель художественного руководителя Государственного Малого театра России Вера Анатольевна Максимова дала подробный и обстоятельный анализ, отметив и художественные достоинства постановки, и новое слово в решении проблемы «донжуанства» вообще. По итогам фестиваля «Дон Жуан в Севилье» в постановке Амана Кулиева был удостоен заслуженной награды Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры Нижегородской области - Диплома «Творческая удача» за создание актерского ансамбля.

Особый интерес вызывает трактовка образа легендарного соблазнителя. К легенде о великом обольстителе, одержавшем бесчисленное количество побед на любовном фронте, обращались многие драматурги, писатели и поэты мира. В интерпретации Самуила Алешина Дон Жуан стал... женщиной! Пьеса, созданная в 1947 году, долгое время не могла найти достойного сценического воплощения из-за цензуры. Только в 60-е годы фривольная шутка драматурга была оценена по достоинству. Парадоксальный, интригующий, порой доходящий до фарса и гротеска сюжет позволил не только в очередной раз разгадать «секрет» прославленного любовника, но и по-новому взглянуть на взаимоотношения мужчины и женщины, казалось бы, уже изученные вдоль и поперек. «Феномен Дон Жуана, как мне кажется, заключается в том, что это не просто молодой юноша с привлекательной внешностью, - признается Аман Кулиев. - Не просто коварный соблазнитель, ставящий во главу угла телесные наслаждения. История Дон Жуана - это метафора. Метафора бесконечного человеческого поиска, стремления к совершенству».

Оставшаяся без отца дочь богатого дворянина преображается в его сына. Ведь, согласно законам Испании ХVI века, наследство могло переходить исключительно по мужской линии. Необычная роль дается ей слишком хорошо - героиня путешествует со своим слугой Флорестино по стране и постепенно обретает славу того самого Дон Жуана, к образу которого мы привыкли. Как же молодой девушке, переодевшейся в мужской наряд, удается разбивать женские сердца? «Ты к ним равнодушен, и вот тогда они начинают говорить, что ты соблазнил их сестер, подруг, матерей, бабушек», - объясняет однажды происходящее героиня за бокалом вина. Драматург, а вслед за ним и режиссер открывают новые грани любовного чувства в век тотального разобщения людей. Профессиональная игра и вокальное искусство И.Ватутиной (Дон Жуан) и А.Целоухова (Командор) особенно запомнились публике, которая вместе с актерами размышляла о самом трепетном и сокровенном - о любви, на языке которой хотелось бы говорить всегда и на языке которой всегда говорило подлинное искусство.

Фото Александра Егорова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.