«Новый академизм»: необычный мастер-класс

Выпуск №3-113/2008, Юбилей

«Новый академизм»: необычный мастер-класс

В конце сентября в Центре им. Вс. Мейерхольда прошел мастер-класс Валерия Фокина, посвященный его 60-летию и 40-летию творческой деятельности. Фокин — режиссер, педагог, театральный деятель, создатель и художественный руководитель ЦИМа и художественный руководитель Александринки — фигура не рядовая в театральной России.

Заявленный в афише мастер-класс больше походил на творческий вечер, который отражал и даты, и характер юбиляра. Он был лишен какой-либо помпезности, вероятно потому, что сам «истец» к юбилею отнесся, как он выразился, «как к чему-то устрашающему». В зале собрались только заинтересованные, профессиональные и доброжелательно настроенные люди. Поэтому встреча была камерной, но весьма содержательной.

Шел скромный разговор о серьезных вещах: о состоянии театра, перспективах его развития, о театральной педагогике. Многие из присутствующих ожидали практического тренинга, рассказа о биомеханике Вс.Мейерхольда, но Фокин сразу четко обозначил тему: «Новая академия». Чему и посвятил вступительное слово, в котором определил свое видение современного театрального процесса и развернул содержание парадоксального высказывания: нужен «новый академизм».

В. Фокин провел довольно тонкую грань между новым и академическим, традиционным театром и авангардом, в большей части это было показано на примере современной режиссуры и интерпретации классики. Режиссер отметил, что сегодня преобладают два крайних (как правило, однозначных) подхода: с одной стороны, сторонники традиционного театра, априори знающие все и намного лет вперед (как и о чем ставить классику). Такая непоколебимость порождает некий ложный академизм и ведет к своеобразному «музейному штампу». Другое направление — стремление всячески развенчать музейный подход, претендуя на современность и авангардизм. Это часто ведет к тому, что режиссер подменяет классического автора собой.

Рациональное зерно, по мнению В. Фокина, в золотой середине. Этот подход режиссер и назвал «новым академизмом». Найти золотую середину не просто, определить ее русло и попытался В. Фокин. Это соединение ремесла, умения, академической школы (в хорошем смысле этого слова) и неустанного поиска действительно современной формы. Режиссер подкреплял свои положения ссылками на «гения режиссуры» Вс.Мейерхольда (у которого «органично сочетались традиции и новаторство») и современными примерами, чаще всего спектаклей немецких режиссеров. Он подчеркнул, что влияние раз и навсегда избранного канона по отношению к классике проявляется часто и у зрителей, превращаясь в своеобразный зрительский штамп, и в театральной критике. В. Фокин коснулся проблемы репертуарных театров как непосредственных носителей традиции отечественного театра. Он назвал репертуарный театр «великой идеей», ничего общего не имеющей с «пансионатами и гробницами», в которые готовы превратиться некоторые академические труппы.

Вторая часть встречи превратилась в не менее интересный, квалифицированный диалог. В. Фокина спрашивали, почему он мало ставит за рубежом, что нужно изменить в нынешнем профессиональном театральном образовании, что означает толковая репетиция и часто ли таковые бывают у режиссера.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.