Смоленск. Королева красоты

Выпуск №9-149/2012, В России

Смоленск. Королева красоты

Во время одного из наших давних уже разговоров актер и режиссер Олег Кузьмищев заметил: «На сцене я обязан задавать вечные вопросы». Тогда он только что окончил РАТИ, защитил диплом (спектаклем «Ночь Гельвера» по пьесе Ингмара Вилкиста), и режиссерский его опыт был невелик. Однако дальнейшее творчество Кузьмищева-постановщика свидетельствует, что приведенное высказывание, по всей видимости, является его творческим кредо.

Состоявшаяся на малой сцене Смоленского драматического театра им. А.С.Грибоедова премьера нового спектакля Кузьмищева - «Королева красоты» по пьесе модного ирландца Мартина Макдонаха - очередное тому подтверждение.

Повышенный интерес к пьесам Макдонаха в России иногда объясняют тем, что ирландцы более других европейцев похожи на русских: живут бедно, нрав имеют грубый, много пьют. Может быть, в этом и есть правда, но только очень малая ее часть, хотя пьесы Макдонаха за последние годы, действительно, обошли многие сцены нашей страны. Причем ставят его отнюдь не только на экспериментальных площадках. «Красавицу из Линэна» (переименованную при переводе в «Королеву красоты»), например, можно увидеть в афише таких знаменитых театров, как Вахтанговский и «Сатирикон», БДТ им. Г.А.Товстоногова и театр им. Ленсовета, новосибирский «Глобус».

Мне кажется, пьесы Макдонаха привлекают постановщиков своей кажущейся простотой. Характеры героев даются пунктирно, об обстоятельствах их жизни и взаимоотношениях зрители узнают от них же самих. А счастье и несчастье, как известно, каждый понимает по-своему.

Конфликт пьесы «Королева красоты» разворачивается между двумя женщинами, матерью и дочерью, - 70-летней Мэг Форин (Галина Круть) и пока еще не старой, но уже и не молодой, 40-летней Морин (Инна Флегантова). Им тяжело вдвоем, и они не могут друг без друга. Мать - в силу старческой беспомощности, дочь - потому что уйти не имеет права. Но она не бросает мать отнюдь не из дочернего долга, ибо связывают их отнюдь не теплые родственные чувства.

Зритель поймет это не сразу. Оказывается, Морин, как все молодые, в свое время тоже уезжала в Лондон, но не выдержала травли со стороны таких же, как она, искателей заработка, и попала в лечебницу для душевнобольных. Мэг забрала дочь под расписку, чтобы Морин ухаживала за ней и вела хозяйство, поскольку остальные дети (а у нее еще две дочери) также сбежали из дома в поисках лучшей доли.

Живут эти две женщины далеко от остальных обитателей местечка, так что случайному гостю в их доме взяться неоткуда. Дочь любыми способами старается отравить существование матери. Мэг тоже не остается в долгу.

Однако спектакль не только о перипетиях их взаимной вражды. Создатели спектакля пытаются докопаться до истоков, причин эгоизма и ненависти, столь частых между родными, близкими людьми. И чем больше вопросов возникает в ходе поиска, тем интереснее не только зрителю, но, мне кажется, и актерам.

«Королева красоты» Олега Кузьмищева - сплошные вопросы. Почему мать и дочь так ненавидят друг друга? Что является причиной? Среда? Бедность? Отсутствие возможности у дочери вовремя выйти замуж, поскольку все потенциальные женихи уезжают, едва успев повзрослеть?

Художник-постановщик Николай Агафонов решает сценическое пространство спектакля в нарочито тусклых красках. Создается ощущение какой-то «застиранности» действительности, окружающей героев. Единственное яркое пятно - новое платье Морин, купленное специально для вечеринки, на которую ее пригласил Пато, возникает буквально на миг.

Сквозь реалии жизни в Ирландии во второй половине прошлого столетия просвечивает параллель с сегодняшней российской действительностью. Те же надежды молодых провинциалов закрепиться в столице, а не получится - махнуть за границу, лучше всего, конечно, в Америку. Главное - не возвращаться домой.

Особо хочется сказать о работе Галины Круть. Зная эту замечательную актрису, откровенно говоря, я ожидала увидеть трагифарс. Тем более что зацепок для этого в пьесе предостаточно. Однако Круть избегает гротескности, сосредоточившись на внутреннем мире своей героини. Несмотря на цинизм отношений матери и дочери, Мэг, похоже, начинает задумываться, что она как мать сделала неправильно, почему ее дети так жестоки к ней. Но она отнюдь не беспомощна: в подходящую минуту без каких бы то ни было душевных колебаний выкладывает свой главный козырь...

В сдержанной манере ведет свою роль и Инна Флегантова. Ее Морин даже ни разу не посмотрела на свою мать. Она иронизирует и злорадствует бесстрастно, общаясь как бы сама с собой. И контрастно на этом фоне выглядят эмоции, переполняющие Морин в кульминационный момент.

Персонажей-мужчин в спектакле также двое. Это братья Пато и Рэй Дули. Обоих играет Андрей Курганов. Прием, безусловно, остроумный, однако вряд ли он оправдан, хотя для молодого актера, наверняка, это интересный и небесполезный опыт. Роль старшего брата, к слову, у него получилась более яркой.

Остается сказать, что новым спектаклем, хочется на это надеяться, как, впрочем, и премьерой прошлого сезона «Этюды любви», Смоленский театр возобновляет подрастерянную за последние годы традицию, начало которой было положено драмой «Двое на качелях» У.Гибсона (реж. Сергей Полещенков) и продолжено режиссером Виктором Маминым («Осенняя соната», «Стеклянный зверинец», «Маленькая девочка», «Кукольный дом», «Аккомпаниатор»). Традицию глубокого и серьезного исследования взаимоотношений между людьми, чем, собственно говоря, всегда и занимался русский театр.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.