Юбилей у Зои Беловой (Рязань)

Выпуск №9-149/2012, Юбилей

Юбилей у Зои Беловой (Рязань)
Зоя БЕЛОВА. Народная артистка РСФСР. Старейшая актриса Рязанского областного тетра драмы. Кавалер ордена «Дружбы народов». Почетный гражданин города Рязани.
В наш город она приехала в 1963 г., и первая же главная роль Танкабике в трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения» принесла ей успех. Молодая актриса сумела передать драму материнского сердца, вступившего в борьбу с законами клана, вложив в этот образ, созданный с мощной поэтической силой, все, что сама знала о жизни.
С тех пор Зоя Васильевна сыграла множество ролей. Ее героинями чаще всего были женщины незаурядные, сильные духом, которых жизнь не раз испытывала на прочность. Репертуар 70-80-х годов: М.Горький, «Враги» - Татьяна; В.Гаглоев, «Сказ о матери» - Госема; Б.Брехт, «Мамаша Кураж и ее дети» - Анна Фирлинг; А.К.Толстой, «Царь Федор Иоаннович» - Ирина; П.Карваш, «Святая ночь» - Ангела; А.Кравцов, «Новоселье в старом доме» - Дарья Власьевна; Э.Брагинский и Э.Рязанов, «Сослуживцы» - Калугина; «Берег» по Ю.Бондареву - Эмма Герберт. Волнующие и незабываемые образы! Игру этой актрисы отличали глубина проникновения в замысел драматурга и режиссера, собственное отношение к роли, повышенная эмоциональность в сочетании с блестящей сценической техникой.
Зоя Васильевна родилась в подмосковной деревне Светлогорово в многодетной семье, и привитая с детства любовь к русской деревне, богатство жизненных наблюдений помогали ей в создании характеров русских женщин: Мавры Тарасовны в «Наливных яблочках» А.Н.Островского, Пелагеи - героини повести Ф.Абрамова «Пелагея и Алька». И та же эмоциональная память детства дала жизнь образу совсем иного плана: тема прощания с отчим кровом, с Родиной стала для актрисы главным стержнем в роли Раневской в «Вишневом саде» А.П.Чехова.
Воля к жизни, к творчеству, нежелание сдаваться на милость неумолимого времени стали мощным стимулом при создании актрисой исповедального образа Сары Бернар («Смех лангусты» Дж.Маррелла). Это незабываемый спектакль. Зоя Белова, как и ее великая «сестра», с затаенным чувством печали вела тему собственного ретро: «Это было. Это было!.. Как быстро убегает, истекает, уходит время!..» Но в финале: «Посмотрите, там в столе - роль!» - и вновь полыхает желание играть, быть актрисой.
Без году полвека Зоя Васильевна выходит на сцену нашего театра. Новые поколения зрителей видели ее трагикомичную Карпухину («Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского), трогательную Матильду («Гарольд и Мод», К.Хиггинс и Ж.К.Каррьер), величественную бабушку ЭухениюИграющие на закате» - «Деревья умирают стоя» А.Касоны), все эти роли были рождены талантом, мастерством и большим сердцем актрисы.
В свой юбилейный вечер 27 апреля элегантная Зоя Васильевна вышла на сцену родного театра в накинутой на плечи косынке, подаренной ей в 1977 году автором пьесы «Сказ о матери», осетинским драматургом Владимиром Гаглоевым. Ей было важно напомнить о том, что ее героиня - Госема - имеет реальный прототип - Тасо Газданову, потерявшую в Великой Отечественной войне семерых сыновей, и что косынка в руках женщины-матери и сегодня означает запрет на войны на земле.
Живите долго и счастливо, дорогая Зоя Васильевна!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.