Грезы и кошмары в летнюю ночь / Фестиваль "Сны в летнюю ночь"

Выпуск №1-151/2012, Фестивали

Грезы и кошмары в летнюю ночь / Фестиваль "Сны в летнюю ночь"

Пока выпускники петербургских школ дружно встречали плывущие по Неве корабли с алыми парусами, на другом конце города в «Балтийском доме» собиралась театральная публика, пришедшая на фестиваль «Сны в летнюю ночь». Предстоящая долгая бессонная ночь - это, пожалуй, единственное, что объединило недавних школьников и любителей театра.

В феврале этого года подобная бессонная театральная ночь проводилась в Москве, теперь настал черед Петербурга. Название фестиваля - «Сны в летнюю ночь» - отсылает нас не только к Шекспиру, но и к языческому празднику, существующему в разных странах под разными названиями - русскому Ивану Купала, немецкому Миттзоммерфесту, латвийскому Лиго, норвежскому Йонсоку. Считается, что в ночь с 23 на 24 июня духи выходят на свободу и устраивают настоящий карнавал - дикий, вольный, дерзкий. Пожалуй, и сам фестиваль «Сны в летнюю ночь» стал своеобразным театральным шабашем, в котором спектакли перемешались с перформансами и рок-концертами. Никакой официозности, никаких правил - только праздник, только свобода!

Организатором фестиваля стал петербургский проект «Открытая сцена». Этот проект, созданный по инициативе комитета по культуре Санкт-Петербурга, объединяет молодые экспериментальные театры и дает возможность не имеющим собственного помещения коллективам выступать на театральных площадках города. Проект занимается поддержкой независимых трупп, экспериментирующих в драматическом и физическом театре, в жанрах перформанса и хэппининга. А приютил фестиваль под своей крышей театр «Балтийский дом», для которого формат театральной ночи не нов - в ночь музеев «Балтийский дом» уже проводил подобное мероприятие. В театральном пространстве Санкт-Петербурга «Балтийский дом» - один из немногих театров, всегда готовых к диалогу и экспериментам.

Открыть фестиваль изначально планировалось карнавальным «Белым шествием (Декаданс)» знаменитого театра «Странствующих кукол господина Пэжо» в Александровском парке, однако в планы организаторов вмешалась погода. Июньский вечер, плавно перетекший в театральную ночь, выдался по-питерски дождливым, поэтому пришлось перенести открытие фестиваля в здание «Балтийского дома». Белые фигуры в масках встречали зрителей на пороге и вовлекали их в странное театральное действо, где каждый мог стать участником и главным персонажем разыгрываемой пьесы без автора и названия. Сюрреалистические персонажи господина Пэжо сразу же настроили зрителей на необычный вечер. После их выступления директор «Открытой сцены» Амир Мустакимов коротко объявил об открытии фестивальной ночи - и театральный шабаш начался!

В эту ночь у зрителя была полная свобода выбора - можно было пойти на любой спектакль, можно было посидеть в баре или поиграть с друзьями в настольные игры, можно было остаться в холле и подурачиться вместе с карнавальными шутами-Паками во главе с артистом театра «Лицедеи» Анваром Либабовым. Спектакли тоже можно было выбирать, так как они шли параллельно на двух площадках «Балтийского дома». Хочешь - смотри «Синюю бороду. Надежду женщин» - совместный проект Максима Диденко, Алисы Олейник и Павла Семченко, который, похоже, стал неотъемлемой частью любой театральной ночи, так как участвовал и в московской «Театральной бессоннице» (см. «СБ, 10» №7-147). Уже видел «Синюю бороду»? Тогда можешь посмотреть недавнюю премьеру «Этюд-театра» - «Двое бедных румын, говорящих по-польски» по пьесе молодой польской писательницы и драматурга Дороты Масловской в постановке Евгении Сафоновой (см. «СБ, 10» № 10-149). Для «Этюд-театра», чей репертуар в основном составляют классические произведения, спектакль «Двое бедных румын...» стал важным шагом к обретению новых интонаций.

В перерыве театральные полуночники танцевали под песни молодых рок-исполнителей. А после часовой музыкальной паузы перед зрителями вновь встал выбор между спектаклем театра LUSORES «Два Лазаря» и «Дневником онаниста» лаборатории ON.TEATR. Театру LUSORES (в переводе с латинского - «плуты, лицедеи») около пяти лет, в его составе - выпускники Санкт-Петербургской театральной академии. В репертуаре театра нет ни комедий, ни драм, ни трагедий, зато есть «паззл», «игра в безумие», «кубофутуризм» и «самый плохой спектакль в городе». В спектакле «Два Лазаря», чей жанр определен как «русские апокрифы», режиссер Александр Савчук использовал апокрифические истории «Плaч Aдaмa», «Двa Лaзapя», «Гoлyбинaя книгa», «Oникa - вoин», придав им иное звучание - дикое, первобытное, близкое скорее к язычеству, нежели к христианству. Попытка взглянуть на, казалось бы, традиционные вещи с иной точки зрения отличает большинство постановок театра LUSORES, но, к сожалению, театр широкой публике мало известен.

«Дневник онаниста» - спектакль режиссера лаборатории ON.TEATR Дениса Шибаева по рассказу Юза Алешковского «Николай Николаевич». Текст-монолог изобилует обсценной лексикой и грубоватым юмором. Несмотря на это, главный герой получился обаятельным и живым, а слетающие с его языка нецензурные выражения минут через двадцать перестали восприниматься как ругательства, и можно было без проблем наблюдать за своеобразной историей героя, ставшего донором спермы для проведения научных экспериментов. Спектакль был поставлен меньше двух месяцев назад, поэтому в исполнении актеров еще чувствовалась премьерная нервозность и неуверенность, опять же - провокационный текст настраивал зрителей против артистов и автоматически ставил исполнителей в положение антагониста по отношению к агрессивно настроенным зрителям. Возможно, по прошествии некоторого времени спектакль станет более крепким и завершенным.

Театральная ночь близилась к пост-театральному утру, но самые стойкие зрители продолжали бороться с усталостью и коварными усыпляющими духами. Завершался фестиваль настоящим спектаклем-сном «Рыба» театра Morph, погрузившим публику в странное (хотя что тут странного в четвертом часу утра?) гипнотическое состояние. Казалось бы, простая история - герою рассказа Григория Колечко (Романа Михайлова) как-то раз приснилась рыба, которую он когда-то видел в детском сне. Но такое маловажное, на первый взгляд, событие перерастает в глобальное, подобно тому, как во сне какая-то незаметная деталь становится главной и смыслоопределяющей. Спектакль полон религиозных аллюзий и сюрреалистических видений, а в финале актеры раздают зрителям хлеб с рыбой, намекая на евангельские сюжеты. Актеры театра Morph во главе с режиссером Сергеем Хомченковым экспериментируют с текстом, пытаются обрести новые смыслы через повторы, пластику, через изменение ритма и интонаций.

Несмотря на абсолютную непохожесть участников - жанров и стилей спектаклей, разных и порой противоположных взглядов на их «миссию», всех их объединила экспериментальная основа постановок и, как следствие, известность среди достаточно узкого круга театральной публики. Фестивальная ночь, собравшая под одной крышей разнообразных зрителей - от студентов-театроведов до случайно зашедших на огонек прохожих, дала возможность молодым театрам увеличить свою аудиторию, а зрителям - расширить свое мировоззрение или, по крайней мере, проверить его на стойкость. Театральная ночь для всех выдалась разной - одни видели яркие и фантастические сны, другие - кошмары. Ибо, где есть (или хотя бы провозглашается) эксперимент, там нет однозначной оценки - кто-то, расталкивая соседей, сбегал со спектаклей после первых минут, кто-то восторженно аплодировал, кто-то получил повод для экзистенциальных философствований с друзьями по пути к метро. А кто-то похрапывал, положив голову на плечо соседа. Спящих, как правило, не будили - ночь как-никак.

В начале шестого часа утра зрители покидали фестиваль «Сны в летнюю ночь» и шли по спящим петербургским улицам, переступая через широкие лужи. Дома этим утром их ожидали сновидения - яркие, фантастичные и наверняка театральные.

 

Фото Александры Чирковой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.