Вологда

Выпуск №4-154, В России

Вологда

В Вологодском областном театре кукол «Теремок» состоялась премьера. Спектакль вечернего репертуара для взрослых зрителей в жанре народной кукольной драмы «Кармен» вышел к юбилею Вологодского областного театра кукол, которому в ноябре исполнилось75 лет.

Если спросить у любого случайного прохожего, знает ли он историю жгучей красавицы Кармен, то наверняка можно получить положительный ответ или даже услышать пару пропетых строк из известной оперы.

Казалось бы, благодатный материал для создания добротного «кассового» спектакля, где Кармен с красной розой в волосах мечет страстные взгляды и полностью соответствует заштампованному образу псевдоиспанки.

К счастью, вологодская «Кармен» стала принципиально новой постановкой. Яркой, необычной, динамичной и современной.

Испания, зной, лунная ночь, звездное небо, дорога. ОН и ОНА. Эта вечная история, которой не нужны слова. Перебор испанской гитары и звук кастаньет расскажут о всеиспепеляющей страсти и смерти...

Автор идеи и режиссер спектакля Борис Константинов подарил нам красивую романтическую и одновременно трагическую историю, которую, по задумке режиссера, поведает зрителю бродячая труппа испанских цыган, смастерив кукол из подручных материалов - веток, хвороста и цветных тряпок.

Художник Виктор Антонов блестяще воссоздал эту неподражаемую атмосферу жаркой испанской ночи во всем: в сценографии, куклах, костюмах артистов. Причем сделал это крайне практично и продуманно до мелочей: телега и корзины превращаются то в ширму, то в кресло, то в арену для боя тореадора с быком. Палка становится и копьем, и инструментом для отбивки ритма. «Неживое» оживает волшебным образом и заставляет взрослых серьезных людей поверить в происходящее на сцене!

На протяжении всего спектакля не перестаешь удивляться чудной игре фантазии и выдумке художника, его способности воплотить то манящее и одновременно отталкивающее очарование цыганской вольной жизни, о котором большинство из нас знает лишь из книг и фильмов.

Одним из основных выразительных средств спектакля стала пластика человеческого тела. Умение говорить с зрителем на языке танца зачастую во многом гораздо красноречивей слов. Конечно, далось это не просто и является результатом кропотливой многодневной работы актеров и талантливого балетмейстера Натальи Петровой - Рудой.

В спектакле звучат испанские народные песни, музыка Жоржа Бизе, Родиона Щедрина и несколько композиций Владимира Плисса, написанных специально для спектакля «Кармен». Музыка словно пронзает ваше сердце, звучит как исповедь души героев.

И все-таки, какой же получилась сама Кармен в спектакле? Сильная, гордая, коварная и беспощадная, преступающая все нормы морали и поведения соблазнительница. Она способна погружаться в пучину страсти безрассудно, увлекая за собой в омут и любовника. Она, как трясина, засасывает и губит. Сама Кармен смерти не боится. Для нее свобода стоит на первом месте, и нет ничего слаще, чем жить, не оглядываясь ни на кого.

Особое значение в спектакле несут образы - символы. Так, колесо от телеги в начале и в конце спектакля - это роковое колесо судьбы, предвещающее трагедию. Также колесо трансформируется в костер, возможно, символизирующий пылкие чувства влюбленных.

Во время действия зрителя не покидает ощущение удивительной слаженности актерского ансамбля, поэтому абсолютно невозможно выделить главные и второстепенные роли. Именно поэтому в программке к спектаклю указано так: «Куклы: Кармен, Хосе, Микаэла, Тореадор, Лейтенант, Гадалка, Лильяс Пастья, Бык, Цыгане» и «Люди: Н. Васильева, О. Шатковская, М. Ефремова, Н. Савенкова, А. Васильев, А. Жильцов, И. Захаров, М. Мизина, В. Овсянников, О. Ситнова».

Очень заметно, что сами актеры получают огромное удовольствие от работы в этом спектакле. Профессионально, технично и в то же время азартно, чувственно, темпераментно они существуют на сцене, буквально растворяясь в создаваемых образах. Мужчины в шляпах, женщины в широких длинных юбках - да, они привлекают внимание, но в то же время не перетягивают его с куклы на себя. Например, в завораживающей сцене корриды можно совершенно забыть о том, что куклами управляют люди. Ты видишь перед собой только отчаянную битву шумно дышащего разъяренного животного и бесстрашного тореадора. Создается ощущение реального присутствия на корриде.

Потрясает и сцена смерти Кармен. Ее внезапная гибель заставляет вздрогнуть даже тех, кто в глубине души осуждал поведение своенравной любвеобильной цыганки.

Сразу после премьеры спектакль «Кармен» был показан в Челябинске на Международном фестивале театров кукол «Соломенный жаворонок», где были представлены спектакли для взрослых. Вологжане стали победителями сразу в трех номинациях : «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника». На фестивале «Волжские встречи» «Берендеево царство» (г. Кострома) Вологодский театр выступал вне конкурса, однако был удостоен Специального приза жюри (Председатель жюри- Е. Н. Ибрагимов, члены жюри- А. А. Шепелева, И. А. Едошина, А. Н. Гончаренко).

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.