Долгожданный "Царевич"

Выпуск №4-154, Мир музыки

Долгожданный "Царевич"

Как правило, жанровая характеристика театра во многом определяет репертуар. Красноярская музкомедия никогда не хотела мириться с данным положением вещей, а потому в афише постоянно возникали балеты, рок-оперы, мюзиклы, ревю, комические оперы, музыкальные спектакли и другие жанры. И, наконец, в 2008 году театр достиг желаемого, получив статус Красноярского музыкального, что позволило творческому составу экспериментировать в различных направлениях.

Вот и новый художественный руководитель театра - лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола Беларуси Вячеслав Цюпа, вступивший в должность в 2010 году, в качестве первой своей работы избрал произведение Ф.Легара - «Царевич», принадлежащее к серии произведений, которые критики шутливо называли «легариадами», а сам композитор - романтическими опереттами. В «Царевиче» многое не укладывается в рамки жанра оперетты: музыка, близкая к опере, объемные характеры героев, лишенные однозначно положительных или отрицательных черт, неожиданный финал, заставляющий зрителей не смеяться, а плакать. Оказывается, людям нравится плакать даже на опереттах. Это открытие подтвердил небывалый успех произведений Ф.Легара, соединивших оперетту с драматическим сюжетом.

Судя по всему Ф.Легар - один из любимейших композиторов В.Цюпы («Питер и Пауль бегут в Шлараффию», Красноярск, «Цыганская любовь», Красноярск, «Веселая вдова», Красноярск, «Царевич», Новоуральск). «Царевича» в Красноярске он назвал музыкальной мелодрамой, что предъявляет особые требования как к постановщикам и исполнителям, так и к зрителям. Вячеслав Олегович в своем театре долго вынашивал идею постановки спектакля, важным было как ставить и кто будет исполнителем. «Царевич» - сложный материал, который покорится не каждому артисту. Редкая удача, что в труппе Красноярского музыкального театра сложилось 4 состава исполнителей, способных работать в таком спектакле. Мне довелось сравнить только два.

В первые два премьерных дня честь сыграть «Царевича» выпала на долю А.Соколова и В.Елизарова. Два исполнителя дают разную интерпретацию темы свободы, которая лейтмотивом проходит через все составляющие спектакля. Свободных нет - от Царевича до крепостных - никто не может распоряжаться своим временем, чувствами, желаниями. Тема свободы, противостояния долга чувствам предопределена композитором и наиболее полно проявлена уже в первой арии Царевича («Как над Волгой-рекой солдат стоит...») - где первая часть - это тема долга, а вторая («молитва») - отдана личностной теме. И именно эта ария задает разное отношение «красноярских» Царевичей к обозначенной теме. Царевич Елизарова сгибается под тяжестью музыки и открывается только на теме «молитвы» - только чувства дают возможность не думать о долге. В Царевиче Соколова преобладает юношеский максимализм, для него и долг и чувства - это обстоятельства, которые нужно принимать. Да и в целом образы получились очень разными. Несмотря на то, что оба исполнителя ровесники, Царевич Соколова выглядит слишком юным и неопытным для того, чтобы управлять государством. Это податливый романтичный юноша, которому интересно жить, дышать полной грудью, а не скучать при прочтении очередного царского указа. Царевич Елизарова - мужчина с историей, определенной жизненной позицией, для которого царский престол - это непосильная ноша, ответственность за судьбу страны, и он не готов взвалить этот груз себе на плечи.

Саша в оперетте «Царевич» - крепостная актриса, которая не только прекрасно поет и танцует, но и профессионально владеет оружием (в спектакле представлены постановочные бои на саблях). Поэтому, помимо необходимых героине голоса, привлекательной внешности, умения подавать себя, актриса должна обладать специфическим обаянием, позволяющим быть то молодым, порывистым джигитом, то милой, открытой девушкой. Кроме того, роль несет значительную драматическую нагрузку, так как в спектакле много разговорных сцен, в которых решаются знаковые вопросы. Наиболее близка к идеалу работа Марии Селиверстовой. Её героиня предстает перед зрителями тем самым уверенным в себе, резковатым, горячим кавказским юношей, который, не задумываясь, принимает вызов Царевича. Тем более впечатляет сцена Марии, в которой она превращается в беззащитную, хрупкую девушку, готовую отдать свое сердце и жизнь любимому. Саша Марии Селиверстовой может быть мягкой и наивной, а может - волевой и по-женски мудрой. В каждой сцене актриса находит нужную интонацию, пластическое решение для того, чтобы передать то или иное состояние своей героини. Это поистине сложная задача. Ведь Саша - крепостная, которой предлагают ценой обмана Царевича получить вольную - мечту всей ее жизни. Но девушка влюбляется и не может совершить подлый поступок даже ради свободы.

Ольга Сосновская хорошо справляется с вокальной партией, но, к сожалению, до героини не дотягивает по внешним данным, да и в драматическом отношении возникает много вопросов. Созданный ею образ получился статичным, трагизм становится основной характеристикой персонажа и превращается в патетику в финальной сцене. Удивительно, но в данной постановке актрисе посчастливилось сыграть и другую роль: во втором составе О. Сосновская - Маша, жена денщика Царевича. И вот в этой роли Ольга на своем месте, она великолепно поет, смотрится задорной, кокетливой дворовой девчонкой. Здесь проявляются искренность и непосредственность, заставляющие зрителей сопереживать ее героине.

Персонажи второго плана в спектакле «Царевич» - это изящное сочетание комизма и лирики. Они несут на себе основную комическую нагрузку, и при этом дублируют и обогащают основную проблему, трансформируя ее в тему «вольной», личной свободы, свободы проявлять свои чувства по отношению к любимому. (Так как Царевич разочаровался в отношениях с женщинами, прислуга должна придерживаться его взглядов, тогда как Ваня уже женат на Маше и молодым ничего другого не остается кроме как скрывать свой брак.)

Маша в исполнении Натальи Тимофеевой теряет лирическую ноту, она получилась хваткой, бойкой женой-генералом. Думается, что роль от этого только потеряла. Хотелось бы отметить работу Андрея Луговского в роли Вани. Его персонаж получился сложным, объемным и обаятельным. Андрей хорошо поет, двигается, дикционно чисто работает, дает верные и точные реакции на партнера. Иван Сосин также справляется с ролью, но если вспомнить его работу в других постановках театра, то здесь открытий не было.

Одним из сложнейших образов спектакля является Князь. Примечательно, что в музыкальной постановке этот персонаж не имеет ни одной вокальной партии. Поэтому все задачи режиссера и материала должны быть решены в монологах, диалогах, пластике, мизансценах. Однако не случилось. Как и Царевич, Князь решает для себя проблему любви и долга. Но для зрителя не выстроен путь трансформации циничного и развращенного аристократа в любящего, трепетного и сраженного неудачами человека. Конфликт чувств и долга в линии Князя проявляется во взаимоотношениях с Царевичем и Сашей. По отношению к Царевичу он - любящий дядя, опекун наследника и соперник. Саша для него - пешка, с помощью которой он может выиграть свою шахматную партию, и она же предмет его желаний. Но в решении образа нет определенности в действиях, и остается только догадываться: то ли это страсть, то ли это любовь. А если любовь, то как и когда она возникла? Очевидно, что у артиста нет целостного представления о персонаже, и во многом это вина режиссера.

Еще одним ключевым персонажем является Министр иностранных дел. По замыслу режиссера он закручивает интригу и контролирует развитие всех событий. На первый взгляд Министр покорно исполняет волю Князя, отправляясь в ту или иную страну по его приказу; подобострастно относится к императорской фамилии, преклоняясь перед Царевичем. Но очень быстро приходит понимание того, что именно Министр дергает за ниточки: он предлагает Князю кандидатуру Саши для соблазнения Царевича, он же заводит разговор о том, что пора заигравшуюся актрису «убирать», а в нужный момент оставляет бокал с ядом.

Министра иностранных дел исполняют заслуженный артист России Владимир Родин и Максим Шилов. Заметно, что каждый из них потрудился над ролью. Так Владимир Родин играет отъявленного мерзавца, целью жизни которого является месть всему царскому роду за то, что в силу объективных причин (происхождение, должностные полномочия), он должен подчиняться. А вот Министр Максима Шилова наделен легкостью, авантюризмом, он не живет интригами, а играет в них, расставляет сети и смотрит, что за улов в них попадется. И этому образу соответствует вокал молодого артиста, его высокий голос (тенор) звучит полётно и чисто. Стоит отметить, что Максим Шилов не так давно в актерской труппе, и хочется искренне поздравить театр с таким удачным приобретением.

Традиционно большая роль в музыкальном спектакле отводится хореографическому решению. На пресс-конференции Вячеслав Цюпа назвал балетмейстера Александра Бабенко, лауреата I Международного конкурса артистов оперетты и мюзикла им.народного артиста СССР М.Водяного, национальной театральной премии «Золотая Маска», VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», своим соавтором. И действительно, танцевальных номеров в «Царевиче» много, они разнообразны по стилю, технически сложны и эффектны, чувствуется, что автор обладает широким профессиональным кругозором, активно объединяя классическую хореографию и различные современные направления. Однако если говорить о целостности спектакля, то балет в «Царевиче» - это «вещь в себе». Отдельные номера не только не дают ничего спектаклю, но порой мешают работе артистов. Так во втором акте во время любовного дуэта Саши и Царевича, на сцене появляется кордебалет, который перегружает действие, отвлекая зрителя от любовной сцены.

«Царевич» - удивительный спектакль - это трогательная попытка австрийца постичь наш национальный дух через решение характерного для России конфликта. И если русский режиссер берется за постановку «Царевича», то он неизбежно столкнется с некоторыми проблемами. Например, среднестатистический европейский зритель, для которого было создано произведение, искренне верит, что русский двор - это и черкесы, и цыгане, и придворный балет. К русскому зрителю нужен особый подход - придется подстраиваться под российский менталитет. Выход из данной ситуации В. Цюпа увидел в создании условного времени и условного пространства: события происходят то ли во дворце, то ли в придворном театре. Но в попытке уйти от конкретики режиссер потерял целостность представленной истории, в которой обозначены, но не получили завершения линии: Царевича и его денщика Ивана (однажды Иван проявляет большое желание попросить «вольную», но в результате не просит), Ивана и Маши (беременность в первом акте чудесным образом пропадает во втором), принцесс (поставленная перед принцессами задача соблазнения Царевича не выполняется и более того, принцессы занимаются абсолютно другими делами). В спектакле немало недоработанных сцен: это и сцена признания Саши в любви, и сцена отравления Саши и Князя. Одной из основных проблем спектакля является использование деталей, претендующих на знаковость. Но в связи с нарушением законов применения знака они остаются непонятными. Так на протяжении спектакля отдельные герои попадают в луч света, но дать конкретную характеристику этому лучу невозможно, так как нет закономерности его появления: то это Саша, то Ваня, то Князь, кроме того, он отмечает разные эмоциональные состояния: радость, печаль, испуг, скорбь, смятение. Не добавляет прелести спектаклю чрезмерно современный язык и поведение героев.

Что касается сценографии, то удачным решением является образ клетки, возникающий вследствие восприятия интерьеров в покоях Царевича, придуманный Светланой Архиповой, художником-постановщиком «Царевича». Он усиливается рядом кинжалов, которые втыкают горцы в сцену в конце первого акта (и этот частокол остается нетронутым до самого финала спектакля).

Одной из самых сильных сторон спектакля является сложная и прекрасная музыка Ф.Легара, передающая все многообразие палитры чувств и эмоций. Огромная заслуга дирижера-постановщика спектакля, лауреата всероссийского конкурса Валерия Шелепова в бережном отношении к музыкальному материалу, вдумчивой и тонкой работе над инструментовкой для состава театрального оркестра. У композитора русский колорит был передан с помощью народных инструментов. В спектакле Красноярского музыкального театра балалайка, которой представлена тема Царевича, заменена на домру, что добавило образу Царевича интимности, мягкости и утонченного лиризма. Шелепов как дирижер спектакля собрал в целое не только оркестр, но и солистов, протянув незримую нить, соединяющую оркестровую яму и сцену.

Конечно, «Царевич», представленный зрителям в октябре в Красноярском музыкальном театре, еще юн и неопытен, а потому не стоит судить его строго. Он обязательно будет расти, ведь спектакли с качественной музыкой, где артисты могут раскрыть свой талант и возможности, спектакли, затрагивающие важные для современного общества нравственные вопросы, очень нужны в репертуаре театра.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.