"Над нею витает любовь". / Валентина Бекетова (Томск)

Выпуск №4-154, Юбилей

"Над нею витает любовь". / Валентина Бекетова (Томск)

Бенефис Валентины Бекетовой был назначен на 20 октября еще в конце прошлого сезона. Ветеран томской драмы, любимица публики должна была отметить свою очередную круглую дату главной ролью в спектакле «Кошки-мышки» по пьесе Иштвана Эркеня в постановке главного режиссера театра Сергей Куликовского. Но пришедшее сообщение о том, что Валентине Алексеевне присвоено звание «Народная артистка России» придало празднику особенно мощное звучание.

Мы знакомы тридцать лет. А до того я еще в течение пяти лет видела ее на сцене. В том числе в первом, звездном спектакле «Валентин и Валентина» - о нем все старые театралы вспоминают, как о постановке, в которой режиссер Олег Афанасьев заговорил со зрителями очень современным языком, и как о встрече с молодой актерской парой - Валентиной Бекетовой и Анатолием Лукиным, сыгравшим главные роли. Причем, если о постановке спорили, Лукина оценили, то в Бекетову просто влюбились.

- Тогда я была просто девочкой, - говорит актриса, - и играла девочку с распахнутыми глазами. Ведь актер первые годы работает бессознательно, он идет за материалом, за режиссером, но наступает какой-то момент - если он, конечно, наступает - когда человек начинает работать сознательно. Возрастает уровень мастерства, накапливается жизненный опыт.

Процесс творческого роста актрисы происходил на глазах у томичей. Рассказывать о театральных работах, которые канули в небытие, дело почти бессмысленное. Но мне хотелось бы вспомнить нескольких героинь Бекетовой, созданных в последние годы, которые продемонстрировали не просто мастерство актрисы, но ее умение приходить к философским обобщениям и глубине и в которых она ярко проявила масштаб личности самой актрисы и ее блестящую способность к филигранной отделке роли.

За роли Голды в «Поминальной молитве» Г.Горина и Констанции в «Женском постоянстве» С.Моэма Валентине Бекетовой была вручена премия Первого областного конкурса «Маска» в номинации «За лучшую женскую роль». О первой из этих работ писал обозреватель газеты «Московские новости»: «Центром спектакля становится не Тевье-молочник, а его жена Голда (актриса Валентина Бекетова). С Голдой на сцене воцаряется забытое и необходимое именно сегодня - твердость моральных устоев, достоинство человека, исполнившего свой долг на земле без надрыва и пафоса, но с любовью». Спектакль двадцать сезонов не сходил со сцены.

Вторую «Маску» Валентина Алексеевна получила за работу в спектакле «Лаборатория любви». Этот спектакль с большим успехом был представлен на Всероссийском фестивале современной драматургии им. А.Вампилова в г.Иркутске. «Пронзительная игра» актрисы была отмечена в газете «Культура». О «виртуозной игре» в спектакле писали в столичном еженедельнике «Экран и сцена».

Особое место в репертуаре занимает ее моноспекталь «Тебе - через сто лет» по произведениям Марины Цветаевой. Пятнадцать лет он украшает репертуарную афишу, с успехом был показан в г.Новосибирске.

Вдохновенно сыграна трагическая судьба умной, сильной женщины в условиях распада мира в спектакле «Васса и другие» по пьесе Максима Горького в постановке народного артиста России Александра Бурдонского. Журнал «Персона» (№11 - 2004) отмечал: «Васса в томской постановке - королева, которая остается королевой всегда, и на троне, и на эшафоте. Каждый ее шаг, жест, взгляд исполнен отточенности, выразительности, силы, в орбиту которых она увлекает всех окружающих... Но в то же время ее игра многообразна и переливчата, как ртуть. У ее героини тысяча интонаций...»

Спектакль «Оскар и Розовая дама» (2009г.) в томской драме поставлен в жанре трагифарса. И Бекетова с поразительной легкостью мгновенно меняет безумные костюмы и клоунское поведение бывшей «кетчистки» на пронзительное существование женщины, которая своими юмором и жизнестойкостью, своим мудрым взглядом на мир поддерживает силы в угасающем больном ребенке.

Умение дружить - это еще одно особое дарование Валентины Алексеевны. Ее одноклассники и однокурсники не просто иной раз собираются, чтобы повспоминать молодость, они активно поддерживают друг друга. Уникальная многолетняя дружба и общая гримерка связывают трех ведущих актрис - Ольгу Мальцеву, Людмилу Попыванову и Валентину Бекетову! Знаменитая «гримерка», где вас и научат уму разуму, и рассмешат, и на помощь придут. После предпремьерного показа спектакля «Тустеп на фоне чемоданов» замечательный партнер Бекетовой Геннадий Поляков сказал, что все актеры театры должны пройти через названную выше гримерку, поработать с этими актрисами, только тогда их можно по праву считать актерами томской драмы. Причем в разные периоды то одна, то другая, то третья оказывались на первом плане - такова уж актерская судьба, ровного течения, постоянного успеха в ней практически не бывает. А вот дружны в течение трети века. Кстати, все трое заняты в бенефисном спектакле.

У меня давно сложилось убеждение, что для многих актеров сценическая жизнь, жизнь их персонажей - первая реальность. А жизнь как таковая - вторая. И при этом не всем удается в обеих существовать ярко, значительно. У Валентины получается. Когда нет уже никаких сил, чтобы пригласить внуков на что-нибудь вкусненькое, порадовать их подарками, она будет слать им ласковые и веселые СМСки. Работая над своей ролью, никогда не пропустит возможности подробно поговорить о работе с молодыми актерами - ведь многие из них ее ученики.

После окончания школы, Валентина подала документы и в Новосибирское театральное училище и в пединститут... Жизнь показала, что если бы перевесило второе учебное заведение, то она стала бы замечательным педагогом. Впрочем, она им и стала. Около двадцати лет она руководит Литературно-художественным театром Томского государственного университета, спектакли которого много раз занимали первые места на студенческих фестивалях. Этот коллектив постоянно проводит общеуниверситетские «Дни знаний», концерты ко Дню Победы и многое другое, активно участвуя в жизни университета и Томска.

Валентина Алексеевна преподавала на актерском курсе Томского филиала Екатеринбургского театрального института. Как у нее хватает на все это сил, интереса?...

- Все наши педагоги были личностями. У нас преподавали корифеи, которые украшали сцену Новосибирского «Красного факела» ...За нами очень внимательно следили, «блюли нравственность», запрещали краситься, учили, что нужно делать перед премьерой, перед экзаменом. И чего нельзя. Как нужно себя готовить, беречь.

И вот теперь она все накопленное переливает своим «детям» - только так их и называет. В ЛХТ обращаются к разнообразному, подчас сложному репертуару. Но главное не в этом.

Молодые люди рассказывали:

- В финале одного из сезонов, после закрытия и небольшого застолья все вышли на сцену и устроили танцы. Мы тогда ощутили, что сцена - другое измерение. И еще поняли: над нами витает любовь.

Могу с полной ответственностью сказать, что тем же облаком любви окутывают они и Валентину. Именно потому она потрясающе сохраняет молодость и красоту.

В Томске, пожалуй, нет издания, которое не опубликовало бы творческого портрета актрисы, сочетающей женскую мудрость и красоту, чувство справедливости и умение сформулировать интересные мысли о жизни и об искусстве.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.