Златоуст. В школьном расписании - театральный урок

Выпуск № 5-155 / 2013, В России

Златоуст. В школьном расписании - театральный урок

В городе Златоусте - одном из красивейших городов Южного Урала - вот уже больше 90 лет работает первый профессиональный драматический театр, старейший в Челябинской области. Созданный сразу же после гражданской войны, он прочно вошел в инфраструктуру города и стал центром его культурной жизни на протяжении всей своей истории. Это более 500 поставленных спектаклей, многие из которых в разные годы отмечены на фестивалях различных уровней - от региональных до международных и удостоены дипломов, в том числе и высших Гран-при. Это сотни имен режиссеров, актеров, художников, служивших на сцене театра. Сегодня это Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус», известный далеко за пределами Челябинской области, занимающий свою нишу на театральной карте России. «Омнибус» - означает для всех. И действительно, репертуар единственного в городе театра рассчитан и на совсем маленьких зрителей, и на школьников, и на взрослую аудиторию. 30 лет руководит театром заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Златоуста Александр Сергеевич Романов. В 2011 году театр удостоен премии Правительства России имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.

Привлечь школьников к театру, помочь учащимся глубже прочувствовать творчество писателя и его эпоху и через театральное искусство воспитать личность, тонко чувствующую и понимающую прекрасное, - такие задачи на перспективу поставили перед собой 25 лет назад сегодняшний руководитель театра Александр Сергеевич Романов и Михаил Давыдович Поляков, работавший в театре главным режиссером в 1986 - 1993 гг.

Так родилась идея театральных уроков-спектаклей. На первых порах в гороно к начинанию отнеслись настороженно, да и педагоги (большей частью старшее поколение) без энтузиазма восприняли новшество. Вот если, высказывалось предложение, вы подготовите эти уроки и придете к нам в школу... К сожалению, в школе нет условий, необходимых для показа спектакля. Видя такую реакцию, и актеры засомневались, что удастся воплотить задуманное. Но все-таки решили от идеи не отказываться, и уже через год был показан первый урок-спектакль по творчеству Д.И. Фонвизина «Сатиры смелый властелин». Автором сценария и режиссером-постановщиком стал актер театра Юрий Пронин. Спектакль был принят с восторгом. На первых порах стали работать со школами, которые проявили интерес к начинанию. И вскоре этот интерес начал быстро расти. Появлялись новые уроки, соответствующие школьной программе: «Ларчик мудреца» по басням И.А. Крылова, «Дело арестованного № 224» по творчеству А.С. Грибоедова.

Театральный урок-спектакль рассчитан на 40-60 минут, то есть соответствует школьному уроку. Каждый урок имеет свои особенности, приемы, методы. Неизменно его начало: разговор о том, что такое театр как вид искусства и как нужно вести себя на таком уроке-спектакле. Что театр - это единственный живой вид искусства, и спектакль каждый раз заново рождается на глазах у зрителей, он трудно создается и очень легко разрушается. Затем кратко представляется тема урока.

Театральные уроки-спектакли не только позволяют учащимся узнать гораздо больше о личности того или иного писателя, о конкретном произведении, но и прививают драгоценные навыки общения, заставляют думать и анализировать, учат азам театральной грамотности, пониманию языка театра, его неповторимости и уникальности. Это сегодня особенно важно. В век компьютеров и видео, бесконечных сериалов, важно научить молодое поколение ценить то, что рождается у него на глазах, - спектакль как произведение искусства. «Самое главное - быть откровенным со зрителем, - говорит артист «Омнибуса», заслуженный артист России Юрий Чулошников, - тем более зритель не всегда подготовленный. Испытываешь настоящее удовлетворение, когда видишь благодарные детские глаза». По словам заслуженного артиста России Вячеслава Борисова, «...по сложности спектакли и театральные уроки одно и то же. Актер должен быть в материале, знать ответ на предполагаемый вопрос. Для актера театральные уроки интересны тем, что можно сыграть несколько ролей одновременно». Например, в театральном уроке-спектакле «Горьким моим словом посмеюся...» по творчеству Н.В. Гоголя один и тот же актер играет роли Персонажа, Хлестакова, Чичикова, Кочкарева.

Театральные уроки от обычного спектакля отличает лаконичность оформления и постановочных приемов. Кроме того, они выстроены так, что зрители оказываются участниками происходящего на сцене, поскольку актеры на таких уроках обращаются к аудитории с вопросами, заставляя их вспоминать те знания, которые они получили в школе. «Простыми, в сущности, средствами достигается важная цель - реставрировать животворный дух изучаемых в школе произведений... Доверительная, но не снисходительная интонация..., игровая природа рождают праздничную атмосферу умного и доброго сотворчества сцены и зала...» - писала критик Е. Дмитриевская на страницах журнала «Театр» (№1, 1990). Тематика уроков практически неисчерпаема.

А история развивалась дальше, и в 1990 году по инициативе Союза театральных деятелей России и Академии педагогических наук России Златоустовский театр показывал свои театральные уроки-спектакли в Москве не только учителям и учащимся, но и коллегам. Это были уроки Ю. Пронина «Сатиры смелый властелин» и «Дело арестованного № 224». Как вспоминает Александр Сергеевич Романов, показывали уроки в одной из элитных московских школ. Педагоги предупредили, что может получиться так, что во время показа некоторые ученики будут выходить из зала. Но ничего подобного не произошло, наоборот, получилось заинтересовать столичную молодежь.

Следующий серьезный этап наступил в феврале 1993 года, когда на базе театра «Омнибус» проходил семинар «Театр в маленьком городе» - в рамках русско-французской конференции «Город и театр в условиях новой экономической реальности». Конференция проходила под эгидой Российского института искусств (г. Санкт-Петербург). В работе конференции принимали участие представители Министерства культуры России, сотрудники Российского института искусств, директора и главные режиссеры театров Российской периферии. На семинаре присутствовали гости из Франции - ученые-социологи университета из г. Мец (Лотарингия) и тогдашний директор департамента культуры Лотарингии Ж-Ф. Маргерен. Участники и гости конференции посмотрели не только спектакли театра «Омнибус», но и театральные уроки. Результатом их визита было приглашение театра в г.Мец на Всефранцузскую ежегодную конференцию «Театр и школа», которая прошла в августе - сентябре 1994 года. В рамках этой конференции наш театр показал два спектакля «Три сестры» А.П.Чехова, «Собаки» К. Сергиенко и два театральных урока: И. Кручининой «Ларчик мудреца» (по басням И.А.Крылова) и Ю.Лотмана «Читая Евгения Онегина» (по роману А.С. Пушкина). В дальнейшем идею театральных урок поддержал засл. деятель искусств России Борис Сергеевич Горбачевский, работавший в «Омнибусе» главным режиссером с 1994 по 2011 гг. и поставивший 6 уроков-спектаклей.

В течение театрального сезона на уроки-спектакли приходят школьники не только нашего города. В «Омнибус» часто приезжают из городов Миасс, Сатка, Бакал. Проводятся уроки каждый вторник, среду и четверг. Для некоторых категорий школьников это единственная возможность приобщиться к миру театра.

Сегодня в репертуаре театра 11 театральных уроков-спектаклей, идущих как на основной, так и на малой сцене «Сфера» театра «Омнибус», их афиша постоянно пополняется. Кроме уже названных, это «Жили-были» (по русским народным сказкам), «Болдинская осень» (по творчеству А.С.Пушкина), «Приглашение в театр» (знакомство с театральными профессиями), «Поклонимся великим тем годам» (60-лети. Победы посвящается), «Иоанн Златоуст» (о жизни святителя Иоанна Златоуста), «Мир А.П. Чехова» (спектакли по «Предложению» и «Свадьбе»), «Быть может, за хребтом Кавказа» (о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова), «Горьким моим словом посмеюся...» (по творчеству Н.В.Гоголя). И по-прежнему их участники вкладывают в творчество всю душу, через которую прошла и пронзительная высота пушкинской поэзии, и щемящая боль лермонтовских строк, и тонкий гоголевский юмор...

Вера Николаевна Шилова, начальник отдела общего и дополнительного образования МУ Управления образования ЗГО, преподаватель литературы, со своими воспитанниками частый гость на наших театральных уроках, отмечает: «Общее сопереживание - один из основных инструментов воспитания. Благодаря театру, школьники и преподаватели получили возможность качественно нового общения. Здесь, в уютной камерной атмосфере, они познают не только искусство театра, но и самих себя. Но ценнее всего то, что воспитывается уважение к законам морали и духовным ценностям. Убеждена, что самая сложная и важная работа зрителя не тогда, когда он сидит в зале (там эмоциональное восприятие сильнее), а тогда, когда он вспоминает, осмысливает, анализирует то, что видел и слышал. Для этого надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Этому мы тоже учились на уроках в театре. И это оказалось настолько значимым для ребят, что теперь в своих отзывах и сочинениях они пишут: «Именно на театральном уроке я ощутил все «волшебство искусства»; «...впервые я увидел постановку спектакля, где все сделано таким образом, что зритель становится участником действия («Дело арестованного № 224»); «Наш театр особенный. В нем работают люди, для которых театр является самым ценным в жизни, и их любовь передается нам, зрителям, которые сначала приходят на театральные уроки, а затем становятся поклонниками театра»; «... театр стал для меня тем местом, где я могу отстраниться от проблем, забыть обо всем и погрузиться в волшебство...»

Замечателен еще и тот факт, что после просмотра уроков-спектаклей у ребят (пусть не у всех, но все же!) появляется желание взять в библиотеке книгу по теме урока. Через театральные уроки прошло уже не одно поколение златоустовцев. Отдача от них сегодня ощущается прежде всего в том, что в театр приходит подготовленный, грамотный, воспитанный зритель. Благодаря театральным урокам-спектаклям многие молодые люди стали нашими постоянными зрителями, многие учащиеся приобщаются к самодеятельному театральному творчеству.

Пройдя творческий путь в четверть века, театральные уроки-спектакли являются сегодня дополнением к национальному проекту «Образование», который успешно осуществляется в нашем городе, поддерживался и поддерживается министерством культуры Челябинской области, Главой ЗГО, Собранием депутатов ЗГО, муниципальным управлением образования ЗГО выделением финансовых средств на реализацию данной творческой программы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.