Тень ветви, полной цветов и листьев... / "Таланты и покойники", "Чужаки" (Театр им.А.С.Пушкина)

Выпуск № 5-155 / 2013, Премьеры Москвы

Тень ветви, полной цветов и листьев... / "Таланты и покойники", "Чужаки" (Театр им.А.С.Пушкина)

Две премьеры начала сезона в Московском драматическом театре имени А. Пушкина типичны для двух направлений развития этого театра в последние годы. Так сложилось еще при Романе Козаке: кассовая комедия - на основной большой сцене, современная драма без гарантии успеха - на малой сцене филиала.

«Таланты и покойники» - пьеса Марка Твена (перевод Михаила Барского), которую извлек из забвения (так и хочется добавить: зачем-то) нынешний худрук пушкинцев Евгений Писарев. Он вошел в режиссуру из артистов и сразу обратил на себя внимание качественными постановками комедий, которые так нравятся публике во все времена: с неразберихой, переодеваниями, гэгами, хохмами на грани фола. К «Примадоннам» в МХТ и «Одолжите тенора» в Пушкинском добавилась еще одна бесхитростная и одновременно запутанная история.

Компания бедных художников, припертая к стенке злобным кредитором, затевает аферу: чтобы поднять в цене картины, объявляет о смерти одного из друзей - Жана-Франсуа Милле (кстати, реальный Милле был отнюдь не абстракционистом, как в спектакле, а писал все больше крестьянок и коров). Не мудрствуя лукаво, Марк Твен оставляет «почившего» героя на сцене, переодев в женское платье и превратив в собственную сестру-близнеца. В «Талантах и покойниках», в отличие от прославленной «Тетки Чарлея» Томаса Брэндона или упомянутого «Тенора» Кена Людвига, нет никакого второго дна, ни намека на социальные проблемы или философию. Герой, неожиданно для себя оказавшийся в туфлях на шпильках, не делает особых попыток переосмыслить свое отношение к другому полу. Цель пьесы и спектакля другая. Цепь забавных сцен дает возможность артистам покомиковать, а зрителям - получить удовольствие от встречи со своими любимцами, прежде всего - с популярным певцом Александром Лазаревым (начавший театральную карьеру как Ромео, он оказался талантливым характерным актером). Гениальный автор «Приключений Тома Сойера» и «Гекльберри Финна» - не слишком изобретательный комедиограф, явно попробовавший себя на театральном поприще то ли из любопытства, то ли из-за денежных затруднений, подобно героям своей пьесы. Непритязательная история, первоначально изложенная им в рассказе «Жив он или умер?», вполне уложилась бы в час сценического времени. Но режиссер будто боится разочаровать публику, оставить с ощущением легкого голода. Отсюда сопутствующие «затраты»: сценография Зиновия Марголина - суперсовременный интерьер мансарды, залитой светом (очень много розового), музыка Сергея Чекрыжова, композитора группы «Несчастный случай», - песни-номера, которые были бы вполне уместны, учитывая опереточный характер диалогов, если бы не подавались слишком пафосно. Вообще, на мой взгляд, в этом спектакле слишком много нот. Слишком много сил брошено, чтобы превратить пустячок в основной хит репертуара.

Напротив, спектакль «Чужаки», поставленный на сцене филиала американцем из Румынии Адрианом Джурджиа, гармонично соразмерен пьесе Энни Бейкер (перевод Михаила Дурненкова). Благодаря проекту Джона Фридмана и Филипа Арно «Новая американская пьеса в России», «Чужаки» были переведены на русский и участвовали в читках - в Омске, Москве и Петербурге. Любопытно, что именно эта пьеса, в которой не так уж много действия, шагнула «от эскиза к спектаклю». Летом ее поставила в омском «Пятом театре» Ксения Зорина, осенью этот спектакль был показан в Москве. Тогда же состоялась премьера в Пушкинском театре.

Джаспер (Игорь Теплов) и Кей Джей (Антон Феоктистов) - вроде бы хиппи (сегодня они воспринимаются как парни из прошлого), в их активе Генри Миллер и Чарльз Буковски, о которых герои говорят как о современниках. Они пытались создать группу, одно из названий которой - «Чужаки». Но с хронологией не все так просто: судя по упоминаниям родителей героев, это хиппи нового призыва, дети (а может быть, и внуки?) детей цветов, умудренные опытом поражения своих отцов и матерей. Герои обитают на заднем дворе кафешки, и понятно, что это их добровольный выбор. Столик, переломанные стулья, мусорный ящик. Бумажные пакеты с фастфудом, сухие грибы с чаем, разговоры с подтекстом. Один пишет автобиографический роман-путешествие, эпизодическим героем которого, кстати, должен стать Миллер. Другой - психоделические стихи. Между ними, несмотря на видимость взаимного равнодушия, - тонкая связь (недаром диалог начинается до слов - с ритмичного перестукивания). Джаспер - явно лидер, хотя И.Теплов играет его добродушным, мягким бородачом, он погибнет случайно от передоза. Кей Джей - более психопатичная личность (пожалуй, А.Феоктистов перебарщивает, чрезмерно раскрашивая наркотическую физиологию своего персонажа, превращает его пластику почти в аттракцион) - Кей Джею предстоит остаться жить и тосковать об ушедшем друге. Семнадцатилетний Эван (Максим Буткевич и Анвар Халилулаев, я видела первого), мальчик из вполне благополучной еврейской семьи, подрабатывающий официантом, находит друзей, когда выходит выбросить мусор. Поначалу пытаясь прогнать тех, кому не положено находиться на служебной территории, постепенно он видит в чужаках - своих. Собственно сюжет сводится к этому: как неловкий подросток, страдающий от опеки матери и социальных ограничений, осознает благодаря новым знакомым потребность в личном пространстве и внутренней свободе. Получает от странных обитателей задворок напутствие и благословение.

Пьесу Энни Бейкер сравнивают с Чеховым, но, по-моему, она очень американская: многозначность недомолвок, внутренняя музыка, к которой все время будто бы прислушиваются герои, тоска по осуществлению и отказ от его социального воплощения - это напоминает Хемингуэя, Сэлинджера. Зыбкая, нежная пьеса - скорее не об отчуждении, а напротив - об обретении союзников в уходе. Ее постановка невозможна без создания атмосферы. В спектакле Театра им. А.С.Пушкина для молодых актеров история персонажей - не личностная, они будто бы примериваются к не совсем близким образам, стараясь понять их. Но в существовании актеров нет остранения, зазора между личностью исполнителя и героя, а потому возникает эффект иллюстрирования. Атмосфера же рождается в большей степени благодаря звуковому ряду, живой среде, которую придумала сценограф Вера Мартынова. Ученица Дмитрия Крымова и раньше использовала в оформлении спектаклей видеопроекции, и всегда это было уместно и органично. В «Чужаках» обычный задник выгородки преображается в кирпичную стену с окошком, за которым, кажется, протекает жизнь обычных людей. Рядом с видео-урной валяется настоящая скомканная газета. С наступлением темноты мошкара клубится под конусом лампы, ветер то и дело выбрасывает вперед тень ветки дерева... Кажется, ветвь шуршит где-то там, за рамками сцены, полная листьев и цветов. И этот шум вздохом доносится вместе с тенью. Быть может, это ощущение реальности внутренней, более важной, чем повседневная жизнь формализованных людей, оформится и в актерской игре. А пока зрители, особенно молодые, с напряженным вниманием следят за перипетиями отношений подростка и его старших «беспутных» товарищей, напутствующих его на путь самоопределения. Не современно - для тех, кого нацеливают прежде всего на карьеру. Но актуально. Парадоксальным образом из асоциальной нежной пьесы получился социально актуальный спектакль.


Фото Виктории ЛЕБЕДЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.