Встречи с Островским / Х Всероссийский фестиваль "Островский в Доме Островского"

Выпуск №7-157/2013, Фестивали

Встречи с Островским / Х Всероссийский фестиваль "Островский в Доме Островского"

12 апреля, в день рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, Государственный академический Малый театр вот уже 20 лет, с периодичностью один раз в два года, открывает Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Правда нынешний фестиваль - юбилейный, десятый - немного изменил привычный расклад. Театральные встречи в «Доме Островского» проходили с 19 по 23 января, представив в афише спектакли старейших театров из Минска, Оренбурга, Рязани, Омска.

«Сотрудничество с мастерами российской театральной провинции стало доброй традицией Малого театра, а фестиваль «Островский в Доме Островского» превратился в неотъемлемую часть нашей жизни», - говорит художественный руководитель Малого театра, народный артист РФ Юрий Соломин. И действительно, за два десятилетия на фестивальной карте высветились более 30 театров России - от Архангельска до Владивостока, и это яркое подтверждение того, что театральная Россия не замыкается в пределах Москвы, она живет богатой и насыщенной жизнью во всех своих городах и весях, - подчеркивает Юрий Мефодьевич.

С 1993 года ведут свою историю встречи в «Доме Островского» - так называли Малый театр еще при жизни Александра Николаевича. Островский, утверждавший, что «без театра нет нации», не только создал специально для этой сцены 48 пьес, но и сам проводил для актеров Малого их читки, руководил репетициями, расставляя главные акценты в трактовках персонажей. А главное, он с большой любовью относился к российской театральной провинции, посвятив ей немало своих лучших пьес. Поэтому каждый фестиваль «Островский в Доме Островского» - это дань памяти выдающейся личности, чье творчество называют важнейшим этапом в развитии русского национального театра, и уникальная возможность для региональных коллективов показать на старейшей московской театральной сцене свои лучшие спектакли по произведениям классика. А то, что для столичной публики такие встречи интересны и важны, подтверждает один лишь факт - к началу фестиваля (к слову, он не предполагает никаких премий и призов, участники на память об этом событии получают в подарок декоративную тарелку с изображением исторического здания Малого театра) на его спектакли были проданы практически все билеты. И это, по словам художественного руководителя Малого театра, самая главная награда и для организаторов, и для участников - благодарность зрителей.

Итак, программа театральных встреч «Островский в Доме Островского». Честь открыть юбилейный фестиваль выпала Национальному академическому драматическому театру им. М. Горького (Минск), отметившему в прошлом году 80-летие. Минские актеры привезли на фестиваль спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше», премьера которого состоялась в 2009 году. Режиссер Аркадий Кац, поставивший на разных театральных площадках немало пьес Островского, а конкретно на горьковской сцене - «Волки и овцы» и «Доходное место», убежден, что «Островский был, есть и остается главным национальным драматическим поэтом». На пресс-конференции, предварявшей фестиваль, Аркадий Фридрихович размышлял о том, что главное создать в спектакле воздух, без которого нет поэзии и нет Островского.

Этот воздух пронизывает постановку Национального академического драматического театра им. М. Горького, увенчанную художником Татьяной Швец шатром яблоневого сада, который иногда напоминает уютный домашний абажур, потом становится звездным куполом. Спектакль-шутка, где не всерьез воруют яблоки из хозяйского сада, легко забывают старые обиды, влюбляются, мечтают, поют. А главный камертон, по которому настраивается его общее звучание - Сила Ерофеевич Грознов в исполнении народного артиста СССР и Беларуси Ростислава Янковского. Он настолько обаятелен и незлобив, что даже его скупость не раздражает. Проживший жизнь и пришедший к пониманию истинного счастья, Сила Ерофеевич не только человек с житейской мудростью, но и старец-философ, который теперь уже совсем по-иному вглядывается в небеса, понимая, что скоро отправляться в далекий путь. А много ли с собой унесешь? Только то, что удалось сохранить в душе.

У Ростислава Ивановича Янковского свои, особые отношения с Островским: «Я имел счастье прикасаться к трем произведениям этого драматурга, и они никогда не звучали несовременно. В каждой пьесе отражаются болевые точки нашей жизни, о которых Островский размышляет с удивительной иронией, говорит о них на прекрасном русском языке».

Вопрос о том, современен ли Островский, созвучен ли сегодняшнему дню, возникает довольно часто. И, как правило тот, кто погружается в глубины творчества русского драматурга, приходит к убеждению - современен, созвучен, ярок! Валерий Кове, режиссер-постановщик спектакля «Бешеные деньги», который на фестивале представил Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького, говорит о том, что опыт работы с Островским дал лично ему понимание многих важных моментов в психологии людей. В «Бешеных деньгах» герои ничего не таят по отношению друг к другу, они откровенны в своих поступках и желаниях, и в этом тоже заключается интрига.

Свое видение «Бешеных денег» у режиссера Жанны Виноградовой - художественного руководителя Рязанского государственного ордена «Знак Почета» областного театра драмы - одного из самых старейших в России. Для сравнения: Малому театру 256 лет, рязанской драме - 225, и сыграть на прославленной сцене в свой юбилейный сезон для актеров - большое счастье. Островский в их прочтении прямолинеен, иногда даже безжалостен к своим героям. Простак, который может быть услужливым и жестким, Савва Васильков (А. Зайцев), ловелас и прохвост Телятев (В. Приз), напыщенный князенька Кучумов (А. Конопицкий), надменная, абсолютно глухая ко всему, что не касается лично ее Лидия Чебоксарова (М. Мясникова) - резкие краски без намека на полутона. Впрочем, для зрителя одна и та же пьеса в трактовке разных театральных коллективов дает неплохую возможность увидеть разного Островского и разные точки зрения на те проблемы, о которых он говорил два с половиной столетия назад.

Блистательного Островского, который словно бы увидел нашу современную жизнь со всеми ее карьерными и денежными хитросплетениями и практически обесцененными понятиями о совести и чести, представил на фестивале Омский государственный академический театр драмы. В зеркальных коридорах спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Александра Кузина переплелись подлость и зависть, глупость и лесть. Художник Александр Орлов использовал зеркала как метафору: множится и уходит в далекую перспективу армия Глумовых - уверенных и наглых, спокойно перешагивающих через каждого, кто уже «не нужен». Но именно такие герои и в цене - в финале спектакля все, даже жестоко обиженные им, угодливо поднимают за Глумова бокалы. И это напоминает сговор обреченных на вечно фальшивую жизнь. Не зря драматурга Островского называют стремительным, жестким и беспощадным.

Театр «Откровение» в афише фестиваля «Островский в Доме Островского» стоит немного особняком - он московский. Но, тем не менее, ему тоже предоставлена возможность выступить на сцене Малого театра. Говоря об этом, Юрий Соломин подчеркнул, что в последние годы появились театры несколько иного формата - небольшие, но в которых работают профессионалы и формируют серьезный репертуар. «Откровение», созданное в 2002 году выпускниками Щепкинского училища, входит в состав государственного бюджетного учреждения «Сцена» Юго-Западного округа Москвы. С 2009 года ему присвоен статус профессионального драматического театра, в его афише Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Ж.-Б. Мольер, Э. Ростан и, конечно же, А.Н. Островский. В Доме Островского молодой театр представил «Грозу» в постановке Алексея Казакова - художественного руководителя театра «Откровение».

Финальную точку Десятого Всероссийского фестиваля «Островский в Доме Островского» поставили хозяева: театральные встречи завершились «Волками и овцами» в постановке Виталия Иванова. Спектакль, названный критиками «классикой в чистом виде», идет уже больше десяти лет, но, несмотря на столь почтенный возраст, неизменно собирает полные залы. А значит то, о чем размышлял Александр Николаевич Островский, близко и понятно нам, сегодняшним.

На этот счет хочется рассказать любопытную историю от Юрия Мефодьевича Соломина. В 1959 году в Малом ставили «Свои люди - сочтемся». Во время репетиций возникли серьезные трудности: актеры мало что понимали в тексте, который изобиловал словами «проценты», «закладные» и т. п. Пришлось звать бухгалтера, который на пальцах пытался объяснить эти вещи. А поймет ли зритель? Режиссер спектакля Л.А.Волков решил вымарать из текста «экономику», Прошло время. К пьесе Островского обратился А.А.Четверкин и восстановил справедливость - вернул недостающие фрагменты текста. И как же остро реагировал зал, когда на сцене разворачивались экономические махинации. Закладные, проценты - все понятно!

Александр Николаевич Островский всегда ко времени. Теперь будем ждать новой встречи с ним - ровно через два года, в Доме Островского.


Фотографии предоставлены Государственным академическим Малым театром


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.