Сергей ЯШИН : "Как сохранить в себе человека"

Выпуск №9-159/2013, Гость редакции

Сергей ЯШИН : "Как сохранить в себе человека"

Сергей Иванович Яшин - режиссер, народный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя с 1998 по 2012 гг.. Родился 7 ноября 1947 года, в 1967 г. окончил Ярославское театральное училище им. Ф.Волкова, в 1974 г. - режиссерский факультет ГИТИСа (курс А.Гончарова). С 1976 г. преподает на режиссерском факультете ГИТИСа (с 1991 г. - РАТИ); награжден орденом Почета (2008). В 2013 году поставил спектакль по пьесе М. Горького «Васса Железнова и ее дети» на сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького.

15 марта на сцене Оренбургского областного драматического театра им. М. Горького состоялась премьера спектакля по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Для постановки был приглашен известный московский режиссер, народный артист РФ Сергей Яшин. Артисты труппы театра постигали суть образов горьковских персонажей, вникая в глубины их характеров, изучая эпоху, слушая режиссера. Послушали режиссера и мы. А после состоялся разговор, который получился не только о премьере.



- Сергей Иванович, произведения Максима Горького давно не ставились на оренбургской сцене. Вероятно, пришло время его драматургии вернуться?

- Горький всегда был и остается современным драматургом. Видеть в нем лишь «буревестника революции» весьма несправедливо. Горький - мастер человеческих характеров. Он ставит героев в такие условия, когда становится очень трудно сделать правильный выбор. Важно не пересечь грань, сохранить в себе Человека. Это подлинная трагедия. Все нравственные законы должны подчиняться закону зарабатывания денег. Мерой успеха человека становится наличие денег. А для них все средства хороши? Вообще, Максим Горький свои пьесы по жанровой особенности определял словами своего героя из «Последних» - «трагический балаган». Наши внутренние моральные преступления - это балаган. Но при всем, это поэзия - «жизнь в формах самой жизни». Трагическая поэма, трагический балаган! Горький - необычайно современный драматург, знаток человеческой души. Меня как режиссера завораживает его драматургия.

- Почему из всех пьес Горького Вы выбрали для постановки «Вассу Железнову»?

- Творчество Горького я знаю хорошо и ставил многие его произведения на столичных сценах. «Васса», на мой взгляд, - произведение, которое надо увидеть! Первоначально Горький назвал свою пьесу «Отец», думая о главе семейства Железновых - Захаре. Однако потом переименовал в «Мать» - образ Вассы показался ему сильнее и драматичнее. Потому в редакции 1910 года нам известна эта пьеса под названием «Васса Железнова (Мать)».

Мы назвали спектакль «Васса Железнова и ее дети». Это уточнение появилось в ходе репетиций, когда стало ясно, что характеры ее детей сильны и значимы не менее, чем характер Вассы. Наш спектакль о разрушении человеческих связей в семье. Почему это происходит? Семейные нравственные связи попадают в мельницу бизнеса и выбора. Дело в том, что все стремятся к счастью и живут ради «завтрашней радости» (говоря словами Макаренко). Только вот понятие радости у всех очень разное. Весь порыв нашего спектакля в одном: что-то надо делать! Но как нам сохранить душу при всех реалиях сегодняшнего дня? Давайте будем думать про это! Как сохранить в себе Человека!

- Сергей Иванович, за время пребывания в Оренбурге Вы успели познакомиться с нашим городом, увидели постановки нашего театра, пообщались с оренбуржцами. Каковы Ваши впечатления?

- Я впервые оказался на оренбургской земле. Конечно, это сторона старинная, интересная, с большим количеством выдающихся людей, которые оказывались здесь. Но мне интересно то, что в Оренбурге сохраняется старый город. Колорит прошлого, колорит времени присутствует и в архитектуре, и в расположении зданий, улиц. Это замечательно - когда соприкасаешься с городом, в котором осталось время. Я бываю на периферии - Томск, Благовещенск, Новосибирск, Хабаровск, Ярославль. В череде российских городов Оренбург занимает свое неповторимое место. У города есть свое лицо, свой облик. И эту индивидуальность ему придает в том числе театральная традиция. Это старейший драматический театр. Уж как непредсказуем и труден век театра в России. И горели они часто, и восстанавливались, и с триумфом артисты выходили на сцену, и с линчеванием ее покидали. Но за все это время складывалась непрерывная театральная традиция - некая культурная аура, которая сегодня есть в городе. Ощущение преемственности, непрерывности театральной традиции существует и живет в сегодняшнем театре. Конечно, театр - это не только здание, каким бы замечательным оно ни было, это не благосклонность меценатов и благотворителей, это, прежде всего, деятели театра. Оренбургский театр находится в живом, трудовом, творческом настрое, благодаря художественному руководителю Рифкату Исрафилову и директору Павлу Церемпилову, которые сумели собрать и образовать творческую, деятельную команду. Меня радует это ощущение команды в театре! Здесь двигаются вперед, оглядываясь назад, т.е. обязательно чувствуя, откуда наши корни, откуда мы все. Ведь иначе разрушается не только театр, разрушается вся школа.

- Вы - режиссер серьезных драматургических произведений. Каково, на Ваш взгляд, место комедий в театре?

- Оренбургский театр существует в определенной зрительской ауре, ауре города. Театр - отражение жизни человека. В репертуаре, как и в жизни человека, присутствуют все жанры, все формы. Театр обязан рассматривать жизнь в спектре, где наряду с высокой трагедией обязательно должна присутствовать комедия, водевиль, фарс, драма соседствуют с философской притчей. Театр своего города должен существовать для своего зрителя. У режиссера может быть много разных идей и мечтаний, но мы существуем в окружении своего зрителя и обязаны слышать желания своего зрителя!!! В оренбургском театре есть комедии Куни, Людвига. Но сделано это талантливо, поставлено и сыграно высоко художественно. Оренбургский театр на этом не зацикливается и может позволить себе драматургию Шекспира и Лопе де Вега, Чехова и Островского. Зритель после комедии с удовольствием посмотрит классику. В театр идут за некими парадоксальными откровениями человеческой жизни. А за смехом - этим витамином надежды - порой встают совсем некомедийные истории.

- Какие постановки, увиденные на оренбургской сцене, произвели на Вас наибольшее впечатление?

- Конечно, «Ричард III»! Постановка Шекспира, вообще, - высший экзамен для труппы. «Ричард III» - талантливый, свежий и новаторский спектакль. В нем удивительным образом представлена эпоха, причем без буквального историзма или оголтелого осовременивания, которое очень модно сейчас в представлении классики. При этом спектакль хорошо читаем зрителем. Я видел за свою жизнь несколько постановок «Ричарда». Это спектакль нижегородского театра с Владимиром Самойловым в главной роли (реж. В. Табачников), я помню спектакль с Михаилом Ульяновым, постановку Стуруа. Спектакль Рифката Исрафилова стоит особняком, не повторяет всех других «Ричардов». Режиссер нашел свое восприятие трагедии, увидел в персонаже эгоцентризм, представил на сцене историческую картину, в которой борьба за власть, отсутствуют нравственные опоры, истины растоптаны и поруганы. А в результате возникает гора смертей - физических и духовных. Мы становимся свидетелями, как человек, изначально способный к сопереживанию, вдруг, претерпевая изгибы судьбы, становится монстром. Казалось бы, это монотрагедия. Исполнитель главной роли Олег Ханов является цементирующим звеном в спектакле. В тесном сотрудничестве с режиссером у артиста получился удивительный образ живого человека. Однако в спектакле удивительно организовано окружение, важное и влияющее на судьбу Ричарда. В спектакле много интересных актерских работ. Все существуют в едином замысле режиссуры. Найдено удивительно точное режиссерское решение, а также сценографическое, музыкальное. Труппа театра не велика, но возникает ощущение, что это громадная труппа, которая способна решать большие задачи, будоража сознание зала. Сама постановка этих вопросов трагична. Оптимизм в том, что этот спектакль является предостережением о той беде, что над всеми нами нависла, в надежде, что зрители будут способны противостоять той мерзости и цинизму, которые насыщают нашу жизнь сегодня. Зритель содрогнется. И при всей трагичности произведения Шекспира в этом удивительный оптимизм спектакля! Признаюсь, я наблюдал не только за сценой, мне было интересно, как воспринимает постановку зрительный зал. А зрительный зал воспринимал, как будто это не про далекого Ричарда, а трагедия нашего современника. Зритель находится среди королей и лордов, он ощущает их своими современниками. Эти боль и ужас осознаются на новом уровне восприятия. Мы нуждаемся в прописных истинах! Не за этим ли идем в театр?

Есть еще одно сценическое полотно, поразившее меня. Театром совершен большой подвиг в постановке пьесы, которая на русской сцене больше нигде не идет. Я говорю о пьесе «Бесталанная» по пьесе украинского автора Ивана Карпенко-Карого. Специфика изложения человеческой жизни в украинской драматургии изображается полярными красками: плохой, так уж совсем, а если хороший, то и только. Это очень трудное произведение для постановки. Как сделать, чтобы при всем определенном жанровом своеобразии эта история стала современной? При всей фольклорной составляющей и в сценографии, и в музыкальном оформлении эта история не стала картонной зарисовкой украинского прошлого, а стала живой историей. А ведь найти сопричастность с этим произведением не просто. Спектакль получился цельным, актерски интересным. Для себя же я отметил, что не способен на такой подвиг. Я бы не решился на такую постановку.

Вообще, репертуар оренбургского театра производит впечатление творческого калейдоскопа. Есть жажда показать жизнь с разных сторон и разному зрителю. Мюзикл «Вестсайдская история», притча «Очень простая история», комедия «Примадонны», фарс «Блэз», трагедия «Ричард III» и многое другое. Творческая команда работает ярко и интересно.

- Вы увидели также дипломный спектакль «Блэз» по пьесе К. Манье нашего молодого режиссера Александра Федорова.

- Быть режиссером в наше время не просто. Мы учились у замечательных мастеров. Наше искусство - это передача из рук в руки. Книги, конечно, читать надо, но научиться профессии возможно только из рук в руки. Рифкат Исрафилов, понимая это, вкладывает силы в воспитание молодого актерского пополнения труппы театра, помогает становлению своего коллеги. Спектакль Александра Федорова мне понравился. И об этом еще предстоит написать рецензию, так как я состою в числе педагогов, принимающих дипломный проект молодого режиссера. Мне кажется, в спектакле хорошие актерские работы. Значит, молодой режиссер сумел объединить артистов «Блэзом», а это не просто. Использование современного оборудования получилось у него замотивировано и естественно. Спектакль, в целом, грамотно выстроен. У Федорова хорошее начало, чтобы развиваться в режиссуре дальше.

- Судьба театра в России все еще остается неопределенной. Каким вы видите будущее театра?

- Сегодня не очень ценится театр-дом, как художественная организация, где люди не бегают из одного театра в другой, а пытаются сохранить русские театральные традиции. В Москве пытаются все это разрушить и уничтожить, скоро не останется театров со стабильной труппой, своей программой. Сейчас в моде - театры проектов. То, с чем боролись наши предшественники, становится будущим нашего театра. Люди равнодушные, не знающие театрального искусства, пытаются реформировать, реорганизовать, а по сути, уничтожить театр. Так, в августе был разрушен театр им. Н.В. Гоголя, который более 90 лет существовал в России. И это только начало. Артисты бегают по театрам за большими деньгами. Туда, где больше платят. Ценности, привязанности, вера - уже не имеют значения. Сейчас стоит задача минимизировать бюджет. Перевести театры на самоокупаемость. Но театры не смогут себя окупить! Одна надежда на то, что в каких-то городах губернаторы, а особенно их жены, любят театр. Если это присутствует, то будет и определенная забота о своем театре. Это единственная, на мой взгляд, надежда русской сцены. Понимаете, люди будут заниматься театром все равно, даже если не будут платить. Театр все равно будет. Ведь театр возник из естественного человеческого желания. Поэтому пока есть человек, будет и театр!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.