Где живет домовой? / Сергей Борисов (Тула)

Выпуск №9-159/2013, Лица

Где живет домовой? / Сергей Борисов (Тула)

Тридцать третий год руководит Тульским академическим театром драмы Сергей Михайлович БОРИСОВ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города-героя Тулы.

Кажется, что совсем недавно были веселые студенческие годы на филфаке пединститута, захватывающая работа в музее - усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» с поисками в литературном архиве, выставками, первыми публикациями в журналах... А главное, встречами с потрясающими людьми-цветом российской интеллигенции: В.Б.Шкловским, Н.П.Кончаловской, В.А.Солоухиным, К.М.Симоновым, Е.А.Евтушенко, Н.Я.Эйдельманом, С.Т.Рихтером, О.Г.Верейским, Б.В.Щербаковым, И.В. Ильинским, Е.В.Образцовой, внуком писателя С.М.Толстым. Этот счастливый период продлился шесть лет. Неожиданно его назначили директором Тульского драматического театра.

- Сергей Михайлович, вы помните, как произошло первое знакомство с коллективом театра?

- Разве такое забудешь? Мне тогда тридцать три года было. Мир театра и мир музея, как говорится, две большие разницы! Стою я перед маститыми артистами, смущаюсь. Слышу их ироничные реплики с подтекстом...Спасло чувство юмора. Ведь я с одесской земли, а там за словом в карман не лезут. Отступать было не в моем характере. В общем, с головой погрузился в театральную жизнь. Спешил понять ее, дойти до самой сути. Не знал, что для этого и жизни мало! Дело осложнялось тем, что труппа в это время вынужденно прощалась со своим многолетним главным режиссером Р.П.Рахлиным, который поднял театр на очень приличный художественный уровень, перевел труппу в новое уникальное здание, получившее Госпремию, провел в Туле театральный толстовский фестиваль... Несмотря на трудности, мне удалось удержать театр «на плаву». Из-за частой сменяемости главных режиссеров, приезжавших по рекомендации минкультуры, приходилось самому отвечать и за творческую, и за административно-хозяйственную работу. Были очень приличные спектакли. Престижные гастроли в Прибалтике, Украине, Чехословакии, Польше. В городах: Вильнюс, Харьков, Одесса, Симферополь, Калининград, Уфа, Ростов-на-Дону. Но коллектив нуждался в хорошем художественном руководителе. И я нашел такого. Двадцать два года работы в Тульском драматическом театре народного артиста России Александра Иосифовича Попова вошли в мою жизнь и в историю нашего театра, как очень яркий, плодотворный творческий период. Следом за ним был приглашен Борис Григорьевич Ентин - замечательный театральный художник, заслуженный деятель искусств России. И в театре сложился крепкий тандем руководителей, который не давал сбоев более двадцати лет! Редкое явление в театральной России... Мы вместе решали все вопросы театра. Сообща переживали радости и горести. А их было немало. Чего стоила только одна эпопея с неожиданным закрытием здания театра на капитальный ремонт! Театр в тот момент был в расцвете. И вдруг трещина в здании, несовместимая с дальнейшей его эксплуатацией. А за окном - девяностые, когда «оборонка» умирала, и все новостройки были заморожены. Мы выдержали проверку на прочность. Выстояли. Репетировали и играли премьеры в разных дворцах культуры города. Через два года вернулись в свой дом с новыми спектаклями и новой светозвуковой аппаратурой. С успехом спектакля «Чудаки» М. Горького на фестивале «Старейшие театры России в Калуге». Продолжили обучение студентов-актеров в Тульском филиале Ярославского театрального института. Потом были присвоение театру звания «Академический», «Благодарность Президента России». Всего не перечислить. Главное, один за другим рождались мощные по содержанию, яркие, заразительные спектакли. Мы вернули на сцену классику. Зрители восторженно принимали спектакли А.И.Попова по Л.Н.Толстому, Б.Брехту, Б.Шоу, В. Шекспиру, А.Н.Островскому, Ф.Достоевскому, Н.Гоголю. Нашим кредо было: ставить классику, как современную пьесу, а в современной пьесе искать вечные проблемы. Поиск современной драматургии увенчался десятью российскими премьерами молодых драматургов. Мы принимали активное участие в фестивальном движении. Всего не перечислить. Увы, с 2003 года театр начал прощаться со своими ведущими артистами... Друг за другом в расцвете творческих сил уходили из жизни талантливые мастера: Л.М.Шапошников, М.Н.Матвеев, Н.А.Казаков, В.А.Башкин, Р.А. Асфандиярова, В.В.Базин, С.В.Сотничевская. Надо ли говорить, каким огромным ударом для театра стала утрата Б.Г.Ентина и А.И.Попова?..

- Сергей Михайлович, как вам удалось выстоять?

- Театр развивает умение держать удар! Может быть, в нашем театральном доме живет домовой, который оберегает нас? А если серьезно, в Тульском академическом театре драмы работают замечательные, талантливые артисты, классные специалисты, команда людей, понимающих друг друга с полуслова. В один год со мной появился в театре Александр Зайцев. Пришел со студенческой скамьи Политехнического института. Думал на время, оказалось - на всю жизнь. Деловой, порядочный, энергичный. Мыслящий, как инженер. Он способен реализовать самые сложные замыслы художников и режиссеров вместе с нашим неутомимым заведующим художественно-постановочной частью, бывшим спортсменом Юрием Коваленко, который в театре обрел свою новую профессию. Сумел сплотить молодых ребят в стабильный, профессиональный коллектив монтировщиков. Александр Зайцев привел в театр свою половину - энергичную, веселую Елену, которая сегодня - начальник по снабжению. Коренные туляки, они уже вросли в театр. Под их «честное слово» фирмы нередко работают без предоплаты, помогая выпустить премьеру в назначенный срок. Уверенно, грамотно руководит кадрами Елена Радостева. Надежен в работе заместитель по эксплуатации здания Александр Максимов. Радует Алексей Емельянов - молодой артист, окончивший наш филиал Ярославского театрального института. Уже несколько лет он успешно осваивает работу заместителя по организации зрителей. Свыше тридцати лет трудятся в театре заведующая труппой Любовь Костыряченко, настоящая мама для всех артистов, и замечательный художник по свету Евгений Костыряченко. Рядом с ними - их сын Марк, овладевающий профессиональными секретами отца. Преданы театру талантливые хореограф Валерий Сухов, заведующая музыкальной частью и режиссер Лариса Козлова, заведующая литературной частью Ольга Кузьмичева, художники Ирина Блохина и Елена Погожева. Хорошие художественно-постановочные цеха - это как надежный тыл во время сражения. И я горжусь нашими цехами, где работают такие замечательные мастера своего дела, как бутафоры Галина Бодрова и Нина Логинова, модельер театрального костюма Людмила Бривина, художник-гример Валентина Поликарпова, опытнейший звукорежиссер Анатолий Аблаутов и многие-многие другие!.. Конечно, стараюсь всех их поддерживать материально и морально. Тульскому академическому театру драмы очень повезло, что его новым главным художником работает заслуженный художник России Александр Дубровин.

- Меняются взаимоотношения между театром и зрителями?

- Конечно. Сегодня зрители ищут в театре праздника, веселости, света и сердечного тепла. И конечно, предпочитают комедию. Их можно понять. Так всегда происходит в кризисные переходные времена.

- У Тульского драматического театра есть свои зрители?

- Да, туляки любят свой театр драмы. Средняя загрузка зрительного зала более 70-ти процентов. Около нашей билетной кассы в любой день стоят люди. Но на лаврах почивать не приходится. Мы боремся за зрителей. Ежегодно выпускаем шесть премьер. Налаживаем электронную продажу билетов...

- А меняется ли язык театра?

- Да. В последнее время мы стали чаще приглашать режиссеров-постановщиков со стороны. Каждый режиссер приносит свое видение театра, мышление, выразительные средства.

- Как обстоят дела с гастролями и фестивалями?

- Мы ежегодно ездим на обменные гастроли. Были в Калуге, Нижнем Новгороде, Белгороде, Владимире, Рязани, Курске. В этом сезоне планируем встретиться со зрителями Минска. И обязательно побываем на каком-нибудь интересном театральном фестивале. У нас есть что показать взыскательному жюри.

- Каким, по вашему, должен быть современный директор театра?

- Прежде всего, он должен безоговорочно любить театр. Делать все, чтобы артистам работалось и жилось лучше. И, в то же время, надо быть современным менеджером, то есть сознавать, что театр должен жить и работать по жестким законам современного бизнеса. Надо иметь очень гибкий характер и обязательно чувство юмора.

...

На его рабочем столе - большой белый лист бумаги, заполненный малопонятными для посторонних пометками и цифрами, номерами, фамилиями, вопросительными и восклицательными знаками. На нем - новые события, премии и выговоры, планы, отчеты, гастрольные и фестивальные маршруты. Новые дела и заботы завтрашнего дня Тульского академического театра драмы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.