Двадцать лет спустя. Спектаклю "Мастер и Маргарита" в Театре на Юго-Западе 20 лет!

Выпуск №10-160/2013, Взгляд

Двадцать лет спустя. Спектаклю "Мастер и Маргарита" в Театре на Юго-Западе 20 лет!


Они подкрадываются как-то неожиданно, эти юбилейные даты, и, оглянувшись внезапно назад, не сразу осознаешь, сколько же минуло лет, событий...

...Жарким майским днем я тихо вошла в прохладу фойе Театра на Юго-Западе - Валерий Белякович разрешил мне присутствовать на репетиции спектакля «Мастер и Маргарита», и было это одновременно желанно и страшно, потому что слишком дорог великий роман Михаила Булгакова, слишком давно сложились стереотипы его восприятия, «сбить» которые очень легко, вызвав мгновенное неприятие. Я осторожно приоткрыла дверь зала, проскользнула на последний ряд. Репетиция уже началась, Белякович и артисты деликатно сделали вид, что посторонних в зале нет и - случилось чудо. Иначе я не могу назвать то, что происходило передо мной.

В репетиционных костюмах, почти без декораций, на маленькой сцене разговаривали два человека - Мастер (Павел Куликов) и Маргарита (Ирина Подкопаева), и в том нерве, в том внутреннем напряжении, в котором велся их диалог, словно слова рождались здесь и сейчас, звучала интонация романа, воскресал его дух. А потом, уже после небольшого перерыва, на сцену вышел Понтий Пилат - не артист Валерий Афанасьев, а именно прокуратор Иудеи, вершащий свой суд над Иешуа Га-Ноцри (Александр Задохин). Суд, который будет преследовать его не только всю жизнь, но и после смерти...

Я вышла из театра оглохшая и ослепшая - передо мной проплывали сцены романа, его глубочайшая философия и пронзительная лиричность; его великая боль и великое счастье. Шла к метро, качаясь, точно пьяная, и думала только об одном - скорей бы премьера!..

Неужели с этого дня прошло два десятилетия? Невозможно поверить, потому что он до сих пор жив во мне, тот первый спектакль, после которого зрители были не в силах разойтись, а бестолково толпились у входа, молча и взволнованно, словно ждали, что сейчас им сыграют «Мастера и Маргариту» еще раз. Потому что невозможно было разойтись по своим углам даже незнакомым людям - случилось то, о чем писал Томас Манн: театр превратил толпу в нацию...

Благодаря чему это произошло? - не в последнюю очередь, потому, что Валерий Белякович вместе со своим завлитом Натальей Кайдаловой прочитал роман пристально и пристрастно: для режиссера было важно не просто пересказать языком театра известный сюжет, но вывести его к вневременности, к вечным нравственным ценностям и необходимости глубокого осмысления. Каждая, даже самая небольшая роль были выверены Беляковичем и исполнителями именно с точки зрения Времени и Вечности - будь они, эти персонажи, философски наполненными или гротесково обрисованными.

Невозможно забыть сильно, ярко сыгранных ролей - точнее будет сказать - прожитых всем существом теми, кого сегодня уже нет: Виктором Авиловым, Сергеем Беляковичем, Владимиром Коппаловым, Михаилом Докиным... Как невозможно забыть и здравствующих ныне участников той премьеры. Они все - уникальны и остались в душе навсегда.

Двадцать лет назад... Куда же несется оно так стремительно, это безжалостное, безучастное время?..

Мне трудно точно подсчитать, сколько раз я видела этот спектакль за прошедшие два десятилетия. Видела и постановки «Мастера и Маргариты» Валерием Беляковичем в других театрах - более или менее удачные, все они были разными, но ни один из спектаклей не сравним с тем острым, волнующим, ничуть не стершимся в памяти за двадцать лет премьерным. И вовсе не потому, что этот спектакль стал для меня первым театральным прочтением булгаковского романа - я видела и до него несколько спектаклей, но ни один из них не совпадал настолько точно и глубоко с духом, наполнявшим «Мастера и Маргариту». Для меня - я не беру на себя смелость говорить за всех.

И каждый раз он открывал для меня новые глубины, не сформулированные до конца истины. И каждый раз новым и мощным светом наполнялся этот «отпускающий» и зрителей вместе с персонажами финал...

Пусть он живет еще очень долго, этот удивительный спектакль, привлекая новые поколения зрителей и - наполняя их светом великого романа...


P.S. Этим летом Сергею Беляковичу и Виктору Авилову исполнилось бы 60 лет.


Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

 

Пережить вновь

В самом начале - восторженно лаконично: «Они пришли».

«Смертен внезапно», - шепчет Воланд одними губами.

«Умрет сегодня Га-Ноцри», - почти слитно с последующим: «Тесно мне».

«Не дам веру на поругание», - и голос Каифы звучит как камнепад.

Сухой и протяжный треск ломающейся навсегда ветки, отчаянье звучит в голосе Пилата: «Варраван!»...

Это малая часть из коротких заметок, писаных дрожащей от волнения рукой в самой темной части зрительного зала Театра на Юго-Западе во время юбилейного спектакля «Мастер и Маргарита», 21 мая 2013 года от Рождества Христова.

Критики не ходят на юбилейные спектакли. Немногие исключения лишь подтверждают эту нелепую традицию. Сегодня критики ходят на премьеру и - в лучшем случае - на первые три-пять спектаклей. Дальше - в ритме стремительно меняющейся Москвы - премьера считается уже не слишком актуальной. Что ж, попробуйте объяснить эту «неактуальность» тем, кто раз за разом наполняет зрительный зал Театр на Юго-Западе, тем, кто раскупает билеты на два месяца вперед, тем, кто стоя аплодирует артистам после спектакля. В оправдание критикам хочется только сказать, что Москва не сильно изменилась. Поэтому мы и вздрагиваем, слыша слова Воланда: «Люди как люди... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их».

Я далек от мысли, что пишу эти строки для тех, кто не видел спектакля «Мастер и Маргарита» Театра на Юго-Западе в постановке Валерия Беляковича и даже не читал о нем. Точно так же я не думаю, что эта статья нуждается в пересказе сюжета романа Михаила Афанасьевича Булгакова, который - редкий случай - не потерял ни капли свой жизненной силы ни двадцать лет назад, ни сегодня.

В этот вечер, как и в сотни вечеров до этого, с грохотом поднялись жестяные листы, и в Москве появился Воланд (Валерий Белякович) со своей свитой. С их приходом завертелась (в прямом и переносном смысле этого слова, вспоминая знаменитые «круговые» мизансцены Валерия Беляковича) какая-то иная жизнь, более резкая, отчасти страшная, в чем-то отчаянно веселая, но очень важная для каждого зрителя. Мощный, но в то же время иногда тихий и вкрадчивый голос Воланда-Беляковича начинал музыку спектакля, задавал его тон. Если где-то его голос на секунду-другую пересекался с громкой музыкой и был неслышен, то вдруг мистически раздавался прямо в голове.

Так начался знаменитый разговор на Патриарших прудах между странным иностранцем, Берлиозом (Константин Курочкин) и Иваном Бездомным (Сергей Медведев). Текст, который наизусть может цитировать не одно поколение зрителей, вдруг поразил одной простой мыслью. Едва ли к ней можно свести весь роман или спектакль, но с самого начала действия мне просто сказали: «Он был». Иисус Христос существовал. Это не вопрос веры или безверия, религии или атеизма, это просто факт. Но какую неимоверную цену должны мы заплатить за такое знание! Какую цену заплатили за это Берлиоз и Иван Бездомный? Какую цену заплатили Мастер (Евгений Бакалов) и Маргарита (Карина Дымонт), да и буквально каждый из тех, кому пришлось столкнуться с Воландом и его свитой? Ведь «что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?».

Но до тех пор еще есть время веселью в Грибоедове с запоминающейся песенкой: «Приходи, приходи, приходи, дружок // дам тебе, дам тебе, сладкий пирожок...». Есть время для знойного ялтинского пляжа и праздно загорающих курортников (в том числе в меховой шапке, как персонаж Фарида Тагиева). Есть время для психиатрической клиники. Есть время для великолепного трио: Варенуха (Александр Горшков), Римский (Макс Шахет) и Курьер «сверхмолния» (Жанна Чирва)... Для сцен, наполненных удивительной энергией юмора. Пока не пробил час Великого бала у Сатаны...

Постоянное чередование почти хулиганского юмора с философскими глубокими темами, отчасти легких московских сцен с тем, что происходило когда-то в Ершалаиме... Понтий Пилат (Алексей Ванин), Каифа (Валерий Долженков), Афраний (Фарид Тагиев), Марк Крысобой (Дмитрий Астапенко) и, конечно, Иешуа Га-Ноцри (Александр Задохин) - это правда, с которой нам жить, и постоянно слышать отчаянный крик Пилата: «Варраван!». Чередование этих сцен - вдох-выдох, вдох-выдох. На этом спектакле меня учат дышать в современной странной и, наверное, мало изменившейся Москве.

Именно поэтому я приду снова. Чтобы затаить дыхание во время бала Сатаны и свободно выдохнуть на словах Азазелло (Михаил Белякович): «Так я поеду, доломаю...». Чтобы еще раз увидеть настоящего Мастера и королеву бала Маргариту. Приду снова, чтобы увидеть не подделку, а настоящую силу любви между ними. Чтобы пережить вновь их полет и их вечный покой...


Дмитрий ХОВАНСКИЙ

 

Фото из архива театра

 

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.