Единственный на родине Чайковского

Выпуск №5-115/2009, Портрет театра

Единственный на родине Чайковского В декабре 2008 года Государственному театру оперы и балета Удмуртской Республики исполнилось 50 лет. Его юбилейный сезон совпал со знаменательной датой – 450-летием добровольного присоединения Удмуртии к России. Выросший из труппы музыкально-драматического театра, руководимого талантливейшим Э.Розеном, театр устремлен к творческому универсализму. Это единственный театр академической направленности в национальной республике, оружейной кузнице России, более известной автоматами Калашникова, нежели тем, что на ее земле родился П.И.Чайковский.

Имя великого земляка обязывает иметь в репертуаре его сценические сочинения. Первым обращением театра к творчеству Чайковского стала постановка оперы «Евгений Онегин», блестяще выполненная в 1986 году дирижером Л.Вольфом. За ней последовали оперы «Иоланта», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Юбилейный сезон будет отмечен масштабной постановкой балета-феерии «Спящая красавица» в оригинальной хореографии М.Петипа.

Положение субъекта федерации требует ставить национальных авторов, классиков удмуртской музыки. Оперы Г.Корепанова, Г.Корепанова-Камского прививают уважение к национальной культуре, воспитывают толерантность, необходимую в атмосфере современного многополярного культурного пространства.

Единственный оперный театр на территории, равной средней европейской стране, должен иметь в репертуаре шедевры мировой оперной и балетной классики. В репертуарном портфеле театра оперы «Травиата» Верди, «Кармен» Бизе, «Севильский цирюльник» Россини, «Флориа Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Сельская честь» Масканьи, «Алеко» Рахманинова, «Русалка» Даргомыжского. Репертуар балетной труппы включает «Жизель» Адана, «Пахиту» Пуни, «Коппелию» Делиба, «Собор Парижской Богоматери» Пуни, Василенко, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.

Отсутствие в Ижевске, рабочем городе, театра оперетты, уважение и любовь к своему зрителю стимулируют театр ставить классические оперетты и музыкальные комедии, неизменно идущие с аншлагами. В свой юбилейный сезон театр обратился к новому для себя жанру мюзикла, представив на суд публики первый национальный мюзикл Н.Шабалина, В.Шкурихина «На краю любви», сюжет которого основан на удмуртских легендах.

В эпоху эстетической агрессии массовых коммуникаций театр ведет планомерную работу с детьми, молодежью. Ее цель – преодоление отчуждения от академической музыки. Юным слушателям и их родителям адресованы спектакли и композиции театральных абонементов «Сказочный мир театра», «Волшебный мир балета», «Опера и оперетта».

Спектакли театра направлены на воплощение мечты любого оперного композитора, начиная с Глюка, – подлинный синтез искусств, результат совместного труда музыкантов и оформительских цехов театра. Визуальный ряд спектаклей, созданных заслуженным художником России В.Анисенковым, подчеркнуто декоративен, зрелищен и всегда сорезонирует музыке.

Гастрольная деятельность театра могла бы иметь больший масштаб, но в сегодняшней экономической ситуации театр вынужденно ограничивает ее районами республики и близлежащими городами. В прошедшие годы труппа выезжала в Пермь, Чайковский, посетила города Ямало-Ненецкого округа. Ведущие солисты театра – участница Шаляпинских фестивалей, заслуженная артистка России Т.Силаева, народный артист УР Д.Шиврин – поют в оперных постановках дальнего зарубежья – Германии, Франции, США. Солисты оперной труппы народный артист УР Ю.Осипов, заслуженный артист УР Ю.Пуршев приглашались для участия в спектаклях Театра оперы и балета Республики Татарстан. Вместе с Т.Силаевой они официально представляли Удмуртскую Республику в Венгрии, Эстонии – странах финно-угорского мира. Балетная труппа побывала с балетами Чайковского в Китае.

Отсутствие полномасштабных гастролей театр компенсирует контактами с выдающимися музыкантами России. В разное время с оркестром театра работали в качестве приглашенных дирижеров Ф.Мансуров, Е.Колобов, В.Рылов. В спектаклях театра участвовали мэтры отечественной вокальной школы Е.Образцова, Ю.Марусин, О.Видеман, выдающиеся артисты балета Л.Кунакова, А.Иванова, А.Евдокимов.

Работа с музыкантами такого уровня становилась для солистов, артистов оркестра и хора мастер-классом, позволяющим труппе совершенствовать исполнительский уровень солистов и оркестра. Труппа укомплектована выпускниками Московской, Казанской, Уральской, Нижегородской, Новосибирской консерваторий и Республиканского музыкального колледжа. Ее жанровый универсализм обеспечивает содружество поколений, бережное отношение к традициям, сценической культуре.

Молодежь осваивает сцену под руководством мастеров, известных в Удмуртии и за ее пределами. Театр всегда открыт для инноваций. Сотрудничество с молодым балетмейстером Н.Маркеловым открыло новую страницу в работе балетной труппы театра, познакомив ее и публику с неклассической хореографией ХХI века. Авторские балеты «Не ревнуй меня к Бродвею» по мотивам романа С.Моэма «Театр», «Унесенные ветром» по роману Г.Митчелл завоевали заслуженный успех и симпатии аудитории и были отмечены музыкальными критиками центральных изданий.

Юбилей – повод к торжеству, но не повод для подведения итогов и почивания на лаврах. Театр осознает имеющиеся проблемы, решение которых требует не только мобилизации творческого потенциала коллектива, но и внимания республиканских и федеральных властей. Театр оперы и балета на родине Чайковского – композитора, составляющего славу России, должен быть культурным, туристическим брендом республики, ее национальным достоянием.

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.