Новокузнецк. Закон таланта и благодать любви

Выпуск №6-166/2014, В России

Новокузнецк. Закон таланта и благодать любви

Ноябрьская премьера спектакля «Таланты и поклонники» на сцене Новокузнецкой драмы прошла спокойно. Беспокойство вызвали те же вещи, что и во времена Островского - более 130 лет назад. Сказать, что великий русский драматург сегодня столь же актуален - значит, не сказать ничего. К пьесе «Таланты и поклонники» Новокузнецкий театр обращался еще на заре своего существования, в далекие 30-е годы, и теперь остановил свой выбор на этом материале - для празднования 80-летнего юбилея. Судьбоносный знак совпадения на выбор повлиял, но предрешили его несколько иные причины.

В безусловном шедевре Островского превосходно отражается не только жизнь людей театра, но и его общественный контекст. Даже среди лучших пьес драматурга о театре «Таланты» - его любимая вещь, недаром он наделил главную героиню, молодую актрису Александру Николаевну Негину, женской модификацией своего имени. Магия театра, потребность в поклонении и сама природа таланта и сегодня составляют предмет жгучего интереса. Но особенно остро бередит наши мысли вопрос купли-продажи. Плотно разлитая в воздухе плазма культа денег все чаще затрудняет дыхание и побуждает к выбору ценностей высшего порядка.

Главные герои спектакля тоже пытаются сохранить свои святыни, развязать тугой узел сложнейших проблем и сделать свой выбор. Думаю, постановщики - режиссер Максим Кальсин и художник Алексей Вотяков - отказались от дополнительной атрибутики осовременивания или метафоричности именно в силу живой сложности самой драматургии. Максим Кальсин и вообще признался, что впервые ставит русскую классику и назвал счастьем возможность работать с текстами такого уровня. Он и отнесся к тексту с максимальной бережностью, без купюр и привнесений извне.

Сценография спектакля имеет два ракурса: обычная бедная квартирка Негиной и кафе для встреч театральной и околотеатральной братии. Впоследствии кафе преобразуется в перрон с паровозом, на котором Великатов и умчит Негину в далекие края, где она получит возможность играть на сцене. То есть надеется не потерять этой возможности. Потому что останься она с возлюбленным женихом своим, Петей Мелузовым, театра ей уж более не видать. Накануне своего бенефиса Сашенька (Мария Стринада) попадает в беду, которая за три дня радикально меняет ее жизнь. Опрометчиво поссорившись с одним из сильных мира сего - князем Дулебовым (прекрасная работа Анатолия Смирнова), Негина остается без контракта на следующий сезон. Мария Стринада наделяет свою героиню простотой, трепетной искренностью, безыскусностью речей и поступков. Сценический дар сочетается в ней с житейским простодушием. Она естественна и открыта - редкий тип актрис, не играющих в жизни. Игры с нее довольно и на сцене. (Актрису, для которой игра необходима и в быту, представляет Елена Амосова в образе яркой и жизнерадостной Смельской.) Именно в силу своей природы Негина исходит из побуждений сердца и совершает житейские просчеты. Даже пластическая партитура роли Негиной в исполнении Стринады включает некую избыточную угловатость. Ее Негина может пережить неприятности, бедность, но театра лишиться она не может. И бенефис оказался под угрозой, но вдруг вмешался в ее судьбу Великатов - делец и богач нового склада. В исполнении Анатолия Иванова это тонкий игрок, не лишенный человечности и сострадания. Сопровождающий Смельскую в сцене первого появления, он ничем не примечателен. В нем нет ни раскованности, ни самоуверенности, ни харизматичности подобных персонажей Островского. Но совершенно очевидно, что это птица иного полета, чем прямолинейный Дулебов. Великатов Анатолия Иванова - стратег и тактик, джентльмен и рубаха-парень - в одном лице. Ему достаточно минуты, чтобы расположить к себе жениха Негиной - Мелузова, хорошего, романтичного юношу с идеалами (Александр Шрейтер). А уж Домну-то Пантелевну (Октябрина Романова) с ее мечтами о курах и хозяйстве завоевать и вообще ничего не стоит. Актер трогательно старается облагородить своего героя, и даже увозя Негину, он бросает в сторону одинокой фигуры Мелузова сочувственный взгляд. Однако поступки красноречивее взглядов. Великатов побеждает - вполне в соответствии с выстроенными им планами. Такие не проигрывают.

Сашеньку Негину мучит драматизм выбора. Основные события и связаны с этой мукой. Великатов сразу подкупил ее своей гибкой дипломатией, но нескладного и бедного Петю Мелузова она беззаветно любит. И сомнений в силе этой любви не остается, когда Негина после бенефиса с безоглядным отчаянием освобождения зовет Мелузова «кататься на всю ночь». Огромную полноту чувства своей героини открывает Мария Стринада в этой сцене, и ясно становится, что в вечном русском выборе между «законом и благодатью» любовь-то для Негиной и есть эта благодать. Благодать, которой она не может себе позволить, потому что призвание властно диктует другую участь - служить театру. С какой трагической горячностью говорит она Мелузову в сцене прощания об этом суровом «законе» таланта: «Я актриса... Если б я и вышла за тебя замуж, я бы скоро бросила тебя и ушла на сцену»!

Олицетворением ее сценического призвания заявлен лейтмотив спектакля - наивный и старательный танец очаровательной девочки (в исполнении Даши Гилевой), а в фойе театра сопровождают зрителей прекрасные мелодии старинных русских романсов.

В свое время столь же неотвратимый выбор в пользу театра сделал и Мартын Нароков, этот бескорыстный театральный ангел-хранитель, бросивший на алтарь служения искусству и состояние, и спокойствие, и судьбу. Нароков в исполнении Игоря Марганца - полностью разрушенный театром человек, его слова в защиту собственного достоинства, признания в любви и декламация стихов звучат вяло и уже ничего не значат: в жизни этого человека все свершилось самым бесславным образом. Ему даже некому крикнуть: «Где мой Вася?», как это делает вечно пьяный трагик Громилов (заслуженный артист РФ Вячеслав Туев) - тоже одна из жертв театра.

Но в то время как расчетливые дельцы и снобы типа Бакина (Андрей Ковзель) даже из чужого успеха стремятся извлечь максимальную выгоду, трагик Громилов со своим Васей (Олег Лучшев) после бенефиса Негиной сумели порадоваться за нее со щедростью и деликатностью благородных людей - и шампанское лилось рекой, и Вася лихо оторвал гопака в честь любимицы, и навязывать свое общество не стали - удалились вовремя.

И все симпатии зрителя отданы им - бескорыстным и щедрым, непрактичным и надломленным, все имевшим, и все потерявшим театральным талантам и поклонникам.

И самому театру с его неразгаданными тайнами.



Фото Сергея КОСОЛАПОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.