"Свое промолчать и свое пропеть..." Вечер памяти Б.Окуджавы в Уфе

Выпуск №10-170/2014, Событие

"Свое промолчать и свое пропеть..." Вечер памяти Б.Окуджавы в Уфе

9 мая на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан (Уфа) вспоминали Булата Шалвовича Окуджаву. В этом концерте, а скорее творческом вечере, приняли участие актеры почти всех уфимских театров.

Идея его проведения принадлежит удивительному, театральному до мозга костей человеку - первому заместителю главного редактора газеты «Вечерняя Уфа» Илюзе Капкаевой. К слову, именно с ее легкой руки в городе воплощаются в жизнь интереснейшие творческие проекты для как для взрослой, так и для совсем юной аудитории. И практически всегда реализуются они на благотворительной основе.

Так случилось и на сей раз. Пройти мимо 90-летнего юбилея Окуджавы, поэта, фронтовика, так символично родившегося в великий для нашей страны майский день, казалось невозможным. Сорежиссерами вечера выступили художественный руководитель Академического русского театра Михаил Рабинович и его заместитель Елена Кондояниди. Горячо поддержал идею директор Башкирского государственного театра кукол Ильмар Альмухаметов. Оба руководителя, кстати, не побоялись выйти на сцену и спеть, а это дорогого стоит! И, конечно же, в числе авторов этого проекта нельзя не назвать дирижера Башкирского государственного театра оперы и балета Раушана Якупова, поскольку значительная часть песен звучала под аккомпанемент малого состава симфонического оркестра («оркестровки» для которого сделал студент Уфимской государственной академии искусств Андрей Платонов).

Совершенно непередаваемая атмосфера сотворчества царила на единственной, по большому счету, общей репетиции накануне концерта. Будто из ничего возникла декорация, помог придумать которую художник Владимир Королев, - портрет Булата Шалвовича на заднике, световая дорожка от него к авансцене, несколько фонарных столбов, скамейка с оставленной на ней гитарой. А на противоположной стороне сцены, словно в укромном городском саду, расположился оркестр.

Но главным, что предопределило удачу проекта, был абсолютно точный режиссерский выбор исполнителей для каждой песни, каждого стихотворения Окуджавы. С виртуозной легкостью открыл концерт Николай Рихтер - блистательно, задорно, с невероятно обаятельной улыбкой исполнив «Надежды маленький оркестрик». Столько было пронзительности в том, как пела «До свидания, мальчики...» хрупкая, трогательная, почти мальчишеской внешности Виктория Щербакова. Сдержанно, на грани возможного, Ольга Шарафутдинова после первого аккорда в тишине произносила: «Здесь птицы не поют...», чтобы потом выйти на колоссальный эмоциональный уровень. «Простите пехоте...» - пели молодые актеры Русского театра, и ком подступал к горлу. Глубоко, наполнено звучала песня «Любовь и разлука» в исполнении Ольги Мусиной. И не вызывало сомнений, что одну из главных для Окуджавы песен «Ах, Арбат...» имеет полное право спеть Владимир Латыпов, и он сделал это замечательно!

Надо отдать должное Раушану Ахметовичу, который, понимая степень волнения драматических артистов, редко когда работающих с живым оркестром, помогал, как мог, переживая за каждого исполнителя и с каждым, кажется, пропевая все до единой песни.

Самое удивительное, что у каждого зрителя, как выяснилось позже, были свои ключевые точки. Для кого-то открытием стал Олег Сальцын и его «Старинная солдатская песня» под маршевый ритм барабанчика. Для иных - Алексей Урбанович, дежуривший в этот вечер «по апрелю». Нельзя было не оценить Тимура Гарипова, в чьем исполнении «Виноградная косточка» прозвучала и просто, и мудро. А как попала в материал Ирина Остин, джазовое исполнение которой вызвало бурю восторгов - «Настоящих людей так немного...»

Звучали гитары, кое-где им подпевала флейта - играли сами актеры, аккомпанировали им профессиональные музыканты Анастасия Воровей, Сергей Оськин и Владимир Аношкин. Звучали стихи. «Джазистов» блистательно читал Александр Федеряев, а совсем юная Анна Асабина - очень мужское «Много ли нужно человеку, идущему по земле?..» Опытный чтец Александр Кузьменко и педагог Академии искусств Рима Харисова - каждый по-своему, со своим внутренним нервом - доносили до зала малоизвестные, но оттого еще более ценные окуджавские строки.

«Молитва» Алмаса и Эмиля Амировых стала одной из кульминаций вечера - так проникновенно, так духовно наполнено прозвучали известные всем слова. И чем, если не исповедальным покаянием, была песня «Опустите, пожалуйста, синие шторы», исполненная Владимиром Абросимовым, - трагической и светлой одновременно...

После концерта, повторить который едва ли когда-то представится возможным, вдохновленные, напитанные творческой энергией актеры обступили «инициативную группу»: что станет следующим проектом? «Есть одно имя!» - Капкаева улыбнулась, уходя от прямого ответа. А если так, и руководители театров многозначительным молчанием это подтвердили, значит, Уфе стоит ждать очередной встречи, и со сцены вновь будет звучать Слово, проникающее в самое сердце.

А пока не умолкают в памяти негромкие строки «После дождичка небеса просторны...», с особым чувством, бережно и мудро исполняемые Михаилом Рабиновичем. И - без преувеличения! - было у каждого участника и зрителя после этого концерта ощущение удивительной умиротворенности, когда внутри что-то расправилось, распахнулось, и задышалось вдруг как-то по-особенному...

 

Фото Александра Данилова и Анатолия Харчева

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.