Навигатор по театрам Удмуртии

Выпуск № 2-172/2014, Событие

Навигатор по театрам Удмуртии

Вышла в свет первая в Российской Федерации региональная театральная энциклопедия «Многонациональная сценическая культура Удмуртии».

Энциклопедия издана по решению правления Союза театральных деятелей Удмуртии и ученого совета Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук на средства гранта Министерства культуры России и благодаря поддержке заместителя председателя Правительства Удмуртии Людмилы Чунаевой. Руководители грантового проекта - председатель СТД Удмуртской Республики Александр Мустаев и сотрудник института Анэтта Сидорова.

Еще недавно на вопрос журналиста о полном имени и отчестве А. Саратова, первого режиссера Удмуртского драмтеатра, никто не мог ответить - даже заведующий литературной частью. История семи профессиональных театров Удмуртской Республики затерялась в мелких разрозненных подробностях, разбросанных там и тут - в газетах, буклетах, программках, узкотематических книгах и сборниках. Ее самые яркие эпизоды сохранялись в рассказах ветеранов, но наши замечательные старики, к сожалению, уходят и уходят. Теперь таких проблем не будет (хотя не отпала необходимость создания монографий об отдельных театрах и личностях). В Удмуртии появился достаточно полный справочник, в котором собраны имена и краткие биографии ведущих деятелей республиканской сцены, а также рассказы о театрах, изложенные в хронологическом порядке.

Расширенное название издания возникло потому, что в информационный блок справочника входят не только статьи о профессиональных театрах, но и о любительских коллективах. Читатель, взявший том в руки, обнаружит в нем кроме многочисленных материалов о профессиональных театрах республики, их истории, артистах, музыкантах, танцовщиках, постановщиков и административных работников - искусствоведческие статьи, сообщения о лицах, которые в разное время руководили театральным движением в регионе, занимались организацией сценического процесса, - а это руководители и специалисты Министерства культуры Удмуртской Республики, отделов культуры городов и районов.

Сделана большая и заслуживающая уважения работа. Но возникает вопрос: почему коллектив сектора института, занимающегося выпуском энциклопедических изданий, взялся за театры, а не, допустим, за изобразительное искусство ?

- Ежегодно все театры Удмуртии посещают около четыреста тысяч человек, а это 26 процентов населения нашего региона, - отвечает составитель сборника Анэтта Сидорова. - Это один из самых массовых видов искусства у нас в республике, причем в последнее время наши театры находятся на творческом подъеме. Этому процессу дал вначале толчок Глазовский муниципальный театр «Парафраз», о котором знает театральная общественность России. За последние два года громко заявил о себе Государственный русский драматический театр, который, приглашая на постановки молодых московских, питерских, азербайджанских режиссеров, стал очень популярным, работает на аншлагах, и вслед за ним подтягиваются и другие. Обратите внимание на цифры: посещаемость театров в среднем по России составляет 5%, а у нас в Удмуртии - 26%. Впечатляет? Наше начинание поддержало правительство республики, директор института Алексей Загребин, ставший главным редактором издания. Спасибо им от имени всех любителей театра.

Работа над энциклопедией продолжалась два года и потребовала подробного изучения истории и теории театрального дела. Были привлечены заместители главных режиссеров по литературной части всех театров, композиторы, балетмейстеры, ветераны сцены. Просмотрено многое, что было написано на эту тему, а это статьи и книги местных театроведов, филологов, музыковедов, историков - кандидатов и докторов наук - В. Ложкина, Н. Кралиной, А. Шкляева, Е  Шумилова, А. Голубковой, Р. Чураковой и других. Сотрудники сектора работали в архивах, и в результате было проведено научное исследование. Так, удалось восстановить имена, этапы театральной истории, прототипы некоторых героев пьес удмуртских драматургов. Например, титульной героини оперы Германа Корепанова «Наталь».

История театров Удмуртии - республиканских и муниципальных - дорога и интересна любителям театра, самим театральным деятелям. Это островок российской провинции, где бился в разные времена пульс сценической жизни, то робко, как пробивающийся родник, то крепко и уверенно, и тогда наступал для того или иного из семи театров пик расцвета. 104-й сезон открывает в этом году Сарапульский драматический театр (на XI фестивале театров малых городов России актеры Михаил Агапов и Артем Шевченко за работу в спектакле «Сиротливый Запад» по М. Мак-Донаху были отмечены как лучший актерский дуэт), а глазовский муниципальный «Парафраз» со спектаклем в жанре вербатим Дамира Салимзянова «Короли и капуста» стал на этом же смотре победителем и показал свою работу в Москве на сцене Государственного театра наций. На сцене Республиканского русского драмтеатра в сезонах 1938 - 1940-х годов работала Августа Миклашевская - муза Сергея Есенина, которой он посвятил цикл ситхотоворений «Любовь хулигана». Актриса Камерного театра А. Таирова, после трагической смерти поэта, когда его имя оказалось под запретом, она уезжает в провинцию, возможно, чтобы не попасть под репрессии. В Ижевске играет Анну Каренину, баронессу Штраль («Маскарад»), леди Мильфорд («Коварство и любовь»). Творческим подъемом отмечены в этом театре послевоенные годы, когда здесь блистали народные артисты России Полина Конопчук, Александр Пастунов, заслуженные - Михаил Алешковский, Анатолий Глотко, Алексей Грозин, Екатерина Смирнова, ставил запоминающиеся спектакли режиссер Аркадий Кац. Постепенно растет, питаясь традициями русского профессионального театра и отыскивая свою собственную линию, удмуртский театр, созданный, как и многие другие национальные коллективы, в 30-е годы. Сложный путь становления на родине Петра Ильича Чайковского прошел Театр оперы и балета, выросший из недр Музыкального театра. На этой сцене в дни музыкального фестиваля П.И. Чайковского пели все самые великие звезды советской оперы, а в последние два десятилетия приезжают и итальянские оперные певцы. Знал упоительные часы побед Театр кукол Удмуртии, который на фестивале в Перми взял пять из шести возможных наград за спектакль в постановке и по пьесе Федора Шевякова «Поэт, или Разговор с собственным чертом». Многие годы подряд ижевский муниципальный театр «Молодой человек» приглашают в Михайловское на летний праздник в честь дня рождения великого поэта с спектаклем в постановке Е. Столова, посвященным А.С. Пушкину.

Выход энциклопедии «Многонациональная сценическая культура Удмуртии» отметил Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. Его слова открывают том пока уникального в российской провинции издания: «Это событие огромной важности, событие всероссийского масштаба. Впервые в полном объеме собрана богатейшая история театров Удмуртии от истоков и до наших дней, воссоздана ее летопись, представленная в документах, биографиях выдающихся деятелей театра республики, хронике событий, очерках, иконографическом материале... Только изучая свою историю, вглядываясь в свое прошлое, можно двигаться в будущее».

Это так важно для региона - и для поклонников театра, и для его деятелей, что не хочется говорить о мелких недочетах и ошибках, которые неизбежны в таком большом труде. Случилось главное: театральная история собрана и будет доступна каждому желающему познакомиться с ней, а театры смогут сверять по ней часы. Вот уже второй год театры Удмуртии по инициативе СТД республики начали проводить вечера памяти ушедших от нас актеров. Молодежь, интенсивно вливаясь в творческие коллективы, до этого ничего не знала о том, как все начиналось, какие легенды и взлеты окутывают сцену, которая теперь становится для новичков родной и которую надо отчаянно, со всей силой актерской эмоции полюбить, чтобы вкладывать в нее всего себя, - так же, как это делали предшественники.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.