Опера-легенда о древнем Булгаре

Выпуск №6-176/2015, Мир музыки

Опера-легенда о древнем Булгаре

В Казани по легендарному сюжету поставлена новая татарская опера «Кара пулат» («Черная палата») Эльмира Низамова.

Эльмир Низамов вырвался на молодежную орбиту, заявив о себе как о личности редкого самобытного таланта. В настоящее время он занимает ведущее место среди композиторской молодежи Татарстана. Автор уверенно себя чувствует во всех направлениях профессиональной музыки: симфонической, камерно-инструментальной, вокальной, но особый интерес он проявляет к сценическим музыкальным жанрам. По его мнению, музыкальный театр - это удивительное соединение музыки, сюжета, драматургии, хореографии, сценографии и др., что всегда будет привлекать и зрителя, и авторов.

Заказ на национальную оперу поступил от главы Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. Автор либретто Ренат Харис за основу взял события драматической легенды о сожжении булгарских красавиц воинами Тамерлана. Кстати, этот сюжетный мотив встречается и в других эпических сказаниях, к примеру, в «Повести о несгораемой царевне» о разрушении города Булгара и др.

Либретто получилось драматическим, емким и динамичным. Стихи Хариса легко ложатся на музыку, рождая особую ауру одухотворенной оперной интонации. Поэт высоко оценивает молодого композитора, характеризуя его одной из самых значимых фигур своего поколения музыкантов, сумевших вобрать в себя лучшее от предшественников. По его словам, в музыке Эльмира Низамова красиво соединяются татарская мелодия и современная мировая музыкальная культура.

Музыка оперы завораживает, проникает в душу, вызывает яркие ассоциации с трагическими переломными периодами истории, богатой культурой предков татарского народа, с сильными жизненными коллизиями и переживаниями главных героев сочинения.

По сюжету воины полководца Тимура (основателя государства со столицей в Самарканде, впоследствии разгромившего Золотую Орду) захватили при взятии Булгара девушек-красавиц. Одна из них была дочерью булгарского хана и предназначалась Тамерлану в наложницы. Девушки скрывают от врагов ханскую дочь, помогая ей избежать позора. Воинам становится известно, что Наргиза не горит в огне. Коварный Карабатыр, так и не определив, кто же из них Наргиза, отдает приказ закрыть девушек в Черной палате и поджечь ее. Неистовый огонь дотла уничтожил палату. А вскоре возникает видение: в белых одеждах, живая и невредимая появляется ханская дочь в окружении стаи белых птиц (это души сожженных девушек прощаются с Наргизой и взмывают в поднебесье).

Действующие лица оперы: Наргиза, дочь булгарского хана (Гульнора Гатина), жених Наргизы Турыбатыр (Рузиль Гатин), Карабатыр, военачальник Тамерлана (Артур Исламов), Мамат, приближенный Карабатыра (Денис Ханбаба), Сказитель (народный артист РТ Зуфар Харисов), а также девушки, подруги Наризы, воины Тамерлана.

Сюжет, достойный театрального и кинематографического воплощения, нашел блестящее отражение в музыке Эльмира Низамова. Композитор находит новые подходы к развитию татарской мелодики через переосмысление древних культурных слоев Востока эпохи Средневековья, органично сочетая их с современной эстрадной музыкой, обогащенной национальными музыкальными традициями.

Опера изобилует красивыми лирическими мелодиями арий, дуэтов, ансамблей, изысканными женскими и темпераментными, динамичными мужскими танцами в зажигательных хореографических сценах (в постановке Г. Ковтуна и Ф. Исмагилова). В ней есть истинные открытия, связанные, в первую очередь, с музыкальными характеристиками образов ханской дочери и ее жениха, а также жуткими трагическими сценами в финальной части. Много творческих находок и в жанровых танцевальных сценах, а речитативы в интонационном плане решены по-новому. Основные музыкальные темы необычайно красивы, вдохновенны и выразительны, например потрясающая тема лирического дуэта влюбленных, из которой берут начало и другие важные темы; или ария Наргизы, оплакивающей Турыбатыра. А колоритнейшая тема увертюры, обрисовывающая булгарскую эпоху, вообще достойна особого анализа. На мой взгляд, это настоящее открытие в современной подаче национального материала.

 

Фото Гузель НУРЕТДИНОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.