Эпоха уходит. Эпоха остается. Евгений Степанцев

Выпуск №6-176/2015, Вспоминая

Эпоха уходит. Эпоха остается. Евгений Степанцев

Табличку с двери кабинета сняли давно. Когда Евгений Степанцев еще боролся за жизнь. Болезнь оказалась подходящим поводом вспомнить Трудовой кодекс, согласно которому худрук и был уволен из театра. Театра, служению которому он отдал три десятилетия. Театра, который стал его судьбой, его жизнью, его домом. Театра, откуда его проводили в последний путь.

Трагическая новость, что после продолжительной болезни ушел из жизни Евгений Степанцев, художественный руководитель Кировского областного драматического театра им. С.М. Кирова, лауреат Государственной премии РСФСР, заслуженный деятель искусств России, пришла 27 августа. Накануне традиционного сбора труппы после летнего отпуска. Как шептали в коридорах театра - он дождался своих актеров. Он дождался...

А до этого были девять месяцев борьбы за жизнь: в минувшем декабре с гастролей в Москву, где Кировский драмтеатр со спектаклем «Люби меня, как я тебя!» по повести писателя-земляка Владимира Крупина принимал участие в Международном театральном фестивале «Золотой Витязь» (два золотых диплома), он вернулся тяжело больным. Прямо с поезда попал в больницу. Вскоре - остановка сердца. И врачи уже не давали никаких прогнозов, а он продолжал бороться. Он не умел иначе.

Сейчас уже не узнать, кто и когда - по-тихому, будто так и надо - снял эту самую табличку с дверей его кабинета. Да и, конечно, не важно. Просто очень тяжело становится на сердце, когда проходишь мимо. И знаешь, что никогда там, на своем рабочем месте, ты уже его не застанешь. А бывало как? День рабочий в театре только начался, а он, конечно, уже у себя. В кабинете включена трансляция: слушает, как монтировщики готовят выгородку к репетиции. Но это - фоном. Основное же - дела, дела, заботы.

Внимательно просмотрит рапортички за прошлую неделю. Сколько зрителей было, какой процент наполняемости зала, сколько приглашенных. Короткая планерка с завтруппой. Служебные записки, приказы, эскизы афиш, резюме от режиссеров, артистов, художников, пьесы... Ни одного процесса внутри театра он не пускал на самотек. Так или иначе, все в этих стенах было под его контролем. Конечно, он был диктатором. Диктатором, который несет внутреннюю, прежде всего, перед самим собой ответственность за то, что здесь происходит. За настоящее, за будущее этого театра. Вверенного ему судьбой.

Будучи профессионалом, Евгений Степанцев прежде всего ценил в людях именно профессионализм. Владение профессией. Он строго спрашивал. Но он - и доверял. Доверял роль. Спектакль. Проект. Давал возможность попробовать свои силы. В театре всегда работали приглашенные режиссеры. Буквально со всех уголков страны. С кем-то складывались долгие творческие отношения. Так, в последние несколько лет в театр не единожды приезжал на постановки режиссер из Нижнего Новгорода Владимир Червяков. Его спектакли знают и любят кировские зрители. Дважды в течение трех минувших театральных сезонов Евгений Кузьмич приглашал к сотрудничеству молодого режиссера, выпускника Щукинского театрального института Алексея Зимина. На малой сцене в качестве самостоятельных работ ставили спектакли артисты театра Галина Мельник, Наталья Исаева, Сергей Турицын. Попробовал силы в режиссуре на большой сцене артист Никита Третьяков. Режиссером, чьи работы отмечены не одной фестивальной наградой, стала артистка Елена Одинцова. А начинала как раз с самостоятельных работ на экспериментальной сцене. Потом - первая постановка на большой сцене. Еще спектакль, и еще, и еще. Затем получение профессионального режиссерского образования. Карт-бланш при Степанцеве мог получить любой. Для этого требовались всего два условия - профессионализм и безграничная любовь к своему делу. Дилетантизма он не терпел. Да и могло ли быть иначе с той школой, которая была у него за плечами? Родившись в Москве в первый послевоенный год, он с юности увлекся театром. Занимался в любительской театральной студии у Стратилатовых. Известный режиссер Виктор Александрович Стратилатов и его супруга, легендарная актриса Екатерина Николаевна Стратилатова вместе с Брянцевым работали в Ленинградском ТЮЗе, старейшем детском театре страны, открывали ТЮЗ в Новосибирске, а после переезда в Москву решили не возвращаться в профессиональный театр и посвятили себя театральной педагогике. Кто знает, тот поймет, что это была за школа - школа Стратилатовых. В 1968 году Евгений Кузьмич поступил в ГИТИС на курс Марии Осиповны Кнебель. В 1973-м с отличием окончил институт. Дипломный спектакль «Дом Бернарды Альбы» был поставлен им на сцене Кировского драматического театра, а в 1974-м он стал главным режиссером Кировской драмы.

Степанцев принялся за работу взахлеб, жадно. Вскоре стал самым молодым главным режиссером всего СССР. Придумал спектакль в два вечера - тогда это было в новинку - по роману М. Алексеева «Ивушка неплакучая». После чего стал опять же самым молодым лауреатом Государственной премии РСФСР.

Как он позже признавался культурному обозревателю известного федерального издания, считать точное количество своих спектаклей перестал, когда их число перевалило за пятьдесят. Каждая его работа становилась событием в театральной жизни Вятки. Города, который не был ему родным, но который на многие десятилетия стал для него своим.

В 1987 году по инициативе Министерства культуры России Степанцев был приглашен возглавить Ярославский академический театр им. Ф.Г. Волкова - первый отечественный театр. Здесь он поставил целый ряд спектаклей, ожививших театральную жизнь старинного русского города. Затем последовали годы работы в Министерстве культуры СССР, где в качестве главного специалиста по межнациональному культурному сотрудничеству Евгений Степанцев успешно координировал гастрольную деятельность театров от Ашхабада до республик Прибалтики. Но режиссера никогда не оставляла мысль о возвращении в профессию. И после развала СССР он принимает приглашение возглавить Воркутинский государственный театр драмы. А потом последовало - как он шутил после - «второе пришествие» в Кировский драматический. С 1997 года он фактически бессменно возглавлял наш театр. Нет, было, по совести говоря, и «третье пришествие» Степанцева, когда после незаконного увольнения суд восстановил его в должности. Но об этом эпизоде (а подобные, к сожалению, не так уже редко случаются в нашей новейшей театральной истории) не место и не время вспоминать. Пусть он останется на совести тех чиновников от культуры, кто принимал это решение.

В 2013 году исполнилось 40 лет творческой деятельности Евгения Степанцева. Он стал для театра и города целой эпохой, которая войдет в историю, как эпоха Степанцева. Он разделил с этим театром свой успех и награды. Был с ним и в добрые, и в непростые времена. Он всегда брал на себя ответственность. Перед театром, труппой. Перед зрителем. И в этом смысле кировским зрителям повезло. Именно наша публика первой в стране увидела на подмостках театра спектакли по пьесам и прозе сейчас уже известных далеко за пределами Вятки писателей-земляков Ситникова, Крупина, Лиханова, которые Степанцев взял в репертуар театра. Фестиваль «Земляки», инициатором и идеологом которого выступил Евгений Кузьмич, получил серьезную поддержку на уровне Министерства культуры России. Он первым в России поставил и «Сонату призраков» Стриндберга. Это было его творческое кредо - не брать «замыленных» пьес, не ходить проторенными дорогами, а идти на риск, создавая уникальный репертуар. Как любил повторять сам Степанцев, постановка спектакля - всегда плавание в неизведанное. Поэтому в его работах, брал ли он новых авторов или обращался к вершинам мировой драматургии - Толстому, Чехову, Салтыкову-Щедрину, Булгакову, Горину, О'Нилу, Уильямсу, Дюрренмату, - присутствовал поиск уникального «ключа» к каждому автору, неповторимый режиссерский почерк.

Новый театральный сезон в Кировском драматическом театре начался с траурной ноты. Капля за каплей уходит в прошлое эпоха Степанцева. Но пока идут на сцене театра его спектакли, пока работают здесь те, кого он привел в этот театр, кто вместе с ним делил успехи и горести, эта эпоха будет продолжаться. Светлая память.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.