Екатеринбург. Когда артист всё делает сам

Выпуск №7-177/2015, В России

Екатеринбург. Когда артист всё делает сам

Второй сезон в Свердловском академическом театре драмы идет проект «ТЕАТРАЛ». Он предполагает и творческие встречи с артистами, и перформансы, в которых могут участвовать не только профессионалы, но и зрители, и показы самостоятельных работ артистов театра. Инициатива создания нового пространства для общения со зрителем поступила от «низов», созрела в актерской среде. «Изначально «ТЕАТРАЛ» был заявлен, как интерактивный проект, площадка, где зрители могли бы познакомиться с любимыми артистами поближе, - рассказывает автор идеи, артист театра Александр Борисов. - Однако, реальным двигателем всей этой истории была идея дать артистам возможность проявить себя в другой ипостаси - сыграть роль автора, роль режиссера, рассказать о том, что до сей поры не находило своего применения. Хотелось, чтобы появилась площадка, где в рамках репертуара артисты воплощали бы свои идеи, чтобы в итоге получались полноценные спектакли - спектакли, которые желанны самим актерам. Это была наша маленькая хитрость. И радостно, что руководство театра согласилось и пошло навстречу такому довольно рисковому предложению».

Все началось полтора года назад с нечастых творческих встреч с артистами, душевных разговоров и неловких ответов на вопросы из зала. К сожалению, из всей многочисленной труппы мало кто нашел в себе смелость выйти перед зрителем «просто так», с маленьким рассказом и горсткой стихотворений, но предстать просто как человек - без роли, без грима, без плеча партнера. А зря. Опыт «ТЕАТРАЛА» показал, что, если артист готов раскрыться, то и зритель рад углубиться и познакомиться с ним поближе. Хочется назвать первопроходцев проекта, «безумству храбрых поем мы песню»: Наталия Иванова, Ирина Ермолова, Борис Горнштейн, Вероника Белковская, Надежда Ускова.

Нынешний сезон «ТЕАТРАЛА» заявлен в более серьезном, нежели творческая встреча, жанре - весь этот год посвящен моноспектаклям. Заслуженный артист России Игорь Кравченко основой для своего вечера выбрал поэзию средневекового лирика Франсуа Вийона. Концепцию спектакля можно обозначить как «выборочное из многообразного». Это поддерживается сценографией - многочисленные белые листы со стихотворениями повисли в воздухе и лишь некоторые будут выхвачены артистом из пространства и прочитаны. На сцене не чтец, не сам Вийон, но и не его лирический герой. На сцене Артист - медиум поэтического мира. Голос произносит названия баллад Вийона, но Артист отмахивается от них, пока не услышит в этой круговерти то самое, действительно подходящее. За вечер прозвучат не только баллады Вийона, но и стихи Пастернака, Блока, «Молитва Франсуа Вийона» Окуджавы. Они не связаны между собою сюжетно, и это заставит зрителей в конце представления задать вопрос: почему такой выбор? А что тут ответишь? Все это пропущено через призму личного опыта Артиста и связывается эмоционально. «Хотелось поделиться тем, что произвело на меня впечатление. Были мысли вставить и Брехта, и Пушкина, и много кого еще, но они никак не складывались у меня с Вийоном, поэтому я выбрал Пастернака и Блока», - признается Игорь Кравченко. Сам он не спешит называть свой вечер моноспектаклем, и несколько раз за вечер оговаривается, что это не вполне он: «Изначально мною задумывалась беседа, пусть и в большей степени односторонняя, но беседа со зрителем. В итоге же, благодаря стараниям Саши Борисова, эта беседа вылилась во что-то похожее на спектакль».

Надо сказать, Александр Борисов не только курирует и режиссирует выступления участников «ТЕАТРАЛА», но и сам активно участвует в нем. В прошлом сезоне он представил авторский художественный перформанс «Арт-Игра», моноспектакль «В грехе - забвенье» по поэзии Игоря Северянина: представление на стыке драматического спектакля, чтецкой программы и интерактивного перформанса. Борисов собирает свой спектакль из стихов Северянина разного периода, но получается у него единая история: история большого поэта, история пылкого мужчины, история человека, страстно желающего жить. Буйство живой поэзии, сотканной из драматических перипетий творчества гениального поэта, и чудо виражей перехода от вселенских масштабов к интимным признаниям.

Этот поэзоспектакль я уже видела несколько лет назад на другой сцене. Тогда он был плодом энтузиазма: заряжен творческой энергией и полон воодушевления, но при этом несколько простодушен. Интересно наблюдать, как спектакль растет и развивается вместе с артистом. Попав на профессиональную сцену, пройдя через руки художника Владимира Кравцева, плоть спектакля обрела словно новые одежды, а вместе с ними и новый образ, из угловатого подростка вдруг превратившись в уверенного в себе молодого человека. Вместо картонного солнца на заднике - видео-проекция и поэтично оформленное пространство сцены, вместо задора и пылкости - выверенные движения. Если раньше Александр Борисов намечал судьбу Игоря Северянина акварелью, то сейчас уверенно пишет ее маслом.

Изначальная задумка с «ТЕАТРАЛОМ» - создать площадку для самореализации - удалась, отрадно видеть, как творческий заряд артистов, их подчас неоперившиеся идеи, попадая на профессиональную сцену наряду с репертуарными спектаклями, в свете софитов обретают достойное воплощение. Вот только кипучей творческой жизни все же пока не видно. Понятно, что заставить артистов фонтанировать идеями невозможно: здесь необходимы инициативность всей труппы и замотивированность отдельно каждого. Пока же заметны лишь редкие всполохи, за текущий сезон было представлено только два спектакля. Хочется верить, что проект будет набирать обороты, и скоро мы увидим больше любимых артистов в «ТЕАТРАЛЕ».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.