Тепло одаривающей руки

Выпуск №6-116/2009, Выставка

Тепло одаривающей руки В Государственном центральном музее им. А.А.Бахрушина при поддержке СТД РФ состоялась выставка «Театр. Художник», посвященная сорокалетию творческой деятельности известного театрального мастера Виктора Архипова.

Просторная зала музея сконцентрировала театральную живописную мысль художника нескольких десятилетий. Юбилейная экспозиция начиналась со сказки «Черное озеро» (Народный театр, Люберцы; 1968), с эскиза первого спектакля, самостоятельно оформленного молодым Архиповым, для которого художник даже сам шил костюмы. Последней по времени работой в экспозиции оказался эскиз декорации к спектаклю «Игроки» Н.В.Гоголя (Театр «Около дома К.С.Станиславского, Москва; 2007), номинанту Национальной премии «Золотая Маска».

Художником оформлено свыше 100 театральных постановок. Выстраивается целый ретроспективный ряд спектаклей на многих московских сценах – во МХАТе им. М.Горького, Театре им. В.В.Маяковского, в Московской оперетте, в Драматическом театре им. Н.В.Гоголя… За это время зрители десятков городов познакомились с творчеством мастера: Вильнюс и Токио, Вена и Якутск, Чита и Краснодар, Запорожье и Петрозаводск... Ведь более половины сценических работ выполнено вне Москвы. Удивительно, но такое же количественное соотношение (50 на 50) у драматических и музыкальных постановок. Для Архипова принципиально важно найти музыкальное созвучие своих декорационных работ – увидеть звук. И потому занавес – это, прежде всего, визуально-музыкальная партитура спектакля, по которой узнаешь: это Верди, Россини... В творческом багаже художника не только театральная и концертная сценография, но и дизайн ресторанов «Верона», «Труффальдино», «Сесто сенсо» («Шестое чувство»), создание выставочных пространств, как, например, экспозиционные решения в Ивановском музее народного художника России А.И.Морозова.

Эволюция театрально-декорационной живописи художника, которая проявлена в экспозиции, - постепенный переход от насыщенного живописного ряда почти к графичности. Камерность малых форм и большие пространства, предназначенные для оперных и хореографических постановок, одинаково доступны архиповскому прочтению. Разная масштабность ставит разные задачи и дает разные возможности. И потому в «Любовном напитке» Г.Доницетти (Московский Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) или «Крестном отце» М.Пьюзо (Русский драматический театр, Петрозаводск, Карелия; 2004) на сцене подвижность транспортных средств, а в беккетовском «Конце игры» (Театр «Около Дома Станиславского») - статика мусорных контейнеров и кресла, которая, однако, не мешает создавать активное сценическое пространство.

За минувшие годы у художника сложились творческие союзы с крупными режиссерами региональных театров: Евгением Бузиным (8 спектаклей), Вячеславом Цюпой (10 спектаклей, из них три - неосуществленных постановки), Семеном Верхградским (6 постановок). Но, пожалуй, самым результативным оказалось содружество с московским режиссером Алексеем Левинским.

Рамки статьи не позволяют «объять необъятные» сорок лет, поэтому ограничимся творческим тандемом Левинский - Архипов. «Все зависит от разговора с режиссером. С ним садимся, начинаем бредить. И кто больше хулиганит, тот и молодец. Из придуманного остается 20%, но вот они как раз и делают интересным спектакль», – заметил Архипов на вернисаже. Художник считает, что только «отсутствие страха переделывать, отсутствие боязни выкинуть привычное в корзину дает свободу творчества». Именно этим и показательна его сценографическая кухня.

Путь долголетнего и плодотворного (около 20 спектаклей) сотворчества с Левинским начался с работы над спектаклем «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова», 1992) для Малой сцены Московского драматического театра им. М.Н.Ермоловой. За плечами художника и режиссера самые непохожие постановки этого театра: «Воспитанница» А.Н.Островского (1993) и «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера (1995), «Мещанская свадьба», «Свет во тьме» Б.Брехта (1996) и «Медведь. Предложение. Сцена из первой редакции комедии “Вишневый сад”» по А.П.Чехову (2000)... В Московском театре «Около дома К.С.Станиславского» мастера выпустили спектакли «Конец игры» С.Беккета (1997) и «Скупой» Ж.-Б.Мольера (1998), «Ворон» К.Гоцци (2001) и «Игроки» Н.В.Гоголя (2007). За пределами родных просторов так же вдвоем показали «Балаганчик» А.Блока (Театр «VUK», Вена, Грац, Австрия; 1994).

Алексей Левинский утверждает, что для Виктора Архипова «нет в театре мелочей, и он может все сам сделать. Он знает, как сделать все своими руками, начиная с предмета реквизита и кончая любой деталью костюма – как должен быть сшит воротничок. При этом есть подвижность, ему интересно пробовать новое».

Вот хотя бы несколько взглядов на работы В.Н.Архипова.

Смысловые границы в виде рам делят пространства и в «Воспитаннице» (1993) и в спектакле «Медведь. Предложение. Сцена из первой редакции чеховской комедии "Вишневый сад"». Только в «Воспитаннице» (бумага, темпера) эта рамочная диорама создавала окна в «другой» мир, иллюзорно удаляя сельский пейзаж и приближая актеров. В полупустом и темном пространстве чеховской постановки три черные рамы условно использовались как дверь и два оконных проема. Их вневременность подчеркивала тоскливость тщеты происходящего. В мягком чеховском юморе появлялась безжалостно режущая ирония.

Диагональ фонарных столбов, которые легко переставляются, черное пространство, груда камней, черная маска – макет декораций блоковского «Балаганчика» поражает мастерством театральной детали, крошечные камушки сделаны и выкрашены собственными руками автора. На вопрос, не проще ли взять и склеить настоящие камни, Архипов ответил, что он осознанно создает рукотворный материал, а для порядка и сравнения в макете присутствуют и настоящие камни, но их отличить невозможно. Сумма изобретательных приемов создает на сцене изощренный кукольный мир «Балаганчика», который не хочет быть уличенным в подделке. И потому печальный сон Арлекина заканчивался, когда он, прорывая черную бумагу, прыгает в окно-раму, которую держат двое в черном, слившись с темнотой. Сценографический минимум «Конца игры» С.Беккета - изношенное кресло-стул и два мусорных контейнера, накрытые выцветшей черной тряпкой, спущенная на веревке рама-окно и лестница-стремянка, да костюм–пальто из двух разной фактуры половинок и игрушка, весьма смутно похожая на собаку. Все пропитано духом поражения, фиаско.

Личный армейский опыт в Таманской дивизии помог Архипову добиться особой выразительности в «Смерти Тарелкина» А.Сухово-Кобылина (Театр им. М.Н.Ермоловой; 2005), где он помещает действие в офицерскую палатку. На эскизе декораций демонстрируются варианты трансформации грубо сколоченных лавок: от «сцены на сцене» до архитектурных строений. Палатка становится знаком опасной кочевой жизни. Битва идет за пологом из брезента, но от бытия, которое препарирует Алексей Левинский, невозможно отгородиться, избавиться. Оно рядом и внутри нас.

На карандашном рисунке эскиза декорации к «Игрокам» Н.В.Гоголя персонажи, словно гипсовые маски на рукоятках. А мощная энергетика исходит от крупного сценографического «персонажа» - круглого стола, поставленного ребром и похожего на школьную доску — на нем записи ставок, сделанные мелом, да крутящихся черных табуретов. Перед нами метафора вселенской игры, круговерть рока, колесо судьбы, вокруг которого разбросаны на черном полу светлые карты. Из гоголевской полифонии у Левинского и Архипова рельефно проступает мотив чертовщины благодаря игре теней, рисунку темпопластики. Зритель следит не столько за карточной партией, сколько познает тотальный механизм всеобщего плутовства и обмана.

Даже этих примеров достаточно, чтобы показать, как гармонично существуют в пространстве сцены два мастера, которые «растворились» друг в друге, – художник и режиссер. Общий труд срифмовал столь разные творческие индивидуальности. Оба, концентрируя энергию в малых театральных формах, погружаясь в работу, спрессовывают идеи друг друга до полной слитности, демонстрируя на выходе единый монолитный замысел. Интеллектуал Левинский нашел в Архипове прочную и благодатную почву для воплощения, а Архипов обрел в режиссере форму концентрации своего дарования. Так сценографическая лаконичность Архипова порождает глубокие эмоциональные переливы в атмосфере спектаклей Левинского с непременной чуткостью и к тончайшей иронии, и к легкой отстраненности действа, и к подчеркнутому «натурализму», и к откровенной условности. При этом столь разные стихии всегда соразмерны гармонии.

Секрет органичности прост – ни Левинский, ни Архипов не подчеркивают свое «я», не взыскуют отдельности, а ищут общий результат. В этом сама суть сценографического таланта.

Неожиданный постскриптум
Для более объективного анализа своих личных впечатлений я пришла на выставку во второй раз и совершенно неожиданно оказалась в обществе Виктора Николаевича Архипова и молодежи – его десять девчушек-учениц из Художественного училища 1905 года пришли на выставку педагога. Присутствие на подобном мастер-классе – редкостный случай узнать авторский замысел из первых рук. Задерживаясь порой у своих работ, художник разъяснял: главное - четкость рисунка, точность заданных линий – тогда не будет лишних вопросов в театре. Рассказывая о технологии макетирования, Архипов подчеркнул, что очень любит делать все своими руками и твердо убежден – сценографу необходима «теплота руки» (его внутренняя энергия передается вещам). К финалу осмотра экспозиции кто-то заявил, что будет таким же, как педагог. Виктор Николаевич тут же отверг подобные пожелания: «Нет-нет, вам не нужно становиться «архивятами» - свобода творчества всегда самостоятельна, никогда не должно быть давления на личность. Только тогда развивается простор для художественных решений, не скованных никакими условностями».

Фото предоставлены В.Архиповым

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.