Семь десятилетий Альметьевского театра

Выпуск №7-177/2015, Портрет театра

Семь десятилетий Альметьевского театра

Сегодняшний 70-летний Альметьевский театр - один из признанных татарских коллективов. Но сколь труден был путь к подобной репутации. Сколько этапов - рождение, становление, современная стабильность - надо было пройти, чтобы добиться сегодняшнего признания.

... Осень 1943 года. Еще идет ожесточенная Отечественная война. До ее окончания целый год и 8 месяцев. В это время - 9 сентября - в Татарии, недалеко от села Альметьево, забила так необходимая фронту нефть. Постепенно село, где жило 588 человек, населяется нефтяниками, строятся деревянные бараки. Чуть позже село получило статус поселка, а потом и города уже с 40-тысячным населением.

Руководство республики озаботилось и духовной жизнью нефтяников. Всего через полгода, 20 марта 1944 года, издается Постановление Совета народных комиссаров ТАССР за № 193 о создании в селе Альметьево с 1 апреля 1944 года колхозно-совхозного передвижного театра. Постановление появилось, но в нем не было ни одного слова об условиях существования театра: не рассматривались вопросы ни жилья, ни быта, ни транспорта, ни даже здания, в котором должны были идти спектакли. И, тем не менее, надо было начинать работать.

Первым руководителем театра назначается Асфан Галлиев, до войны окончивший Казанский театральный техникум. Вместе с ним приезжают Г. Хабибов, Н. Кимова, Н. Давлетшина, к ним потом присоединяются К. Еникеев, Х. Залятов, Х. Мансурова, Х. Рамазанов, составившие часть первого поколения театра. Им надо было начинать репетировать, но так как собственного помещения не было, готовили спектакли в частном деревенском доме. Одновременно появились заботы о жилье, и актеры стали снимать «углы», театру нужны были парикмахеры, костюмеры, бутафоры, рабочие сцены, и актеры начали осваивать эти профессии.

Наконец, в конце мая 1944 года состоялась первая премьера молодого коллектива - драма Р. Ишмурата «Возвращение». В 1945-1946 годах увидели свет одни из лучших пьес татарской драматургии военного и первого послевоенного периода «Минникамал», «Песня жизни» М. Амира, а также известная азербайджанская музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал-алан». К ним добавлялись одноактные пьесы о войне, концертные программы, с которыми коллектив начал разъезжать по нефтяному краю. Но до каждой деревни, нефтяного участка надо же было добраться. И вот в жару, промозглую осеннюю и весеннюю распутицу, в лютые морозы и снежные бураны на телегах, санях, а иногда и пешком, взвалив тюки с костюмами на плечи, ехали, шли актеры десятки километров из одного пункта в другой.

Когда читаешь пожелтевшие страницы архивных документов, редкие газетные заметки, невольно возникает вопрос: а что заставляло актеров переносить почти невыносимые условия работы, быта? И находится только один ответ - подвижничество, беззаветная любовь к искусству сцены, понимание того, что ты приносишь радость людям, духовное просветление. И, думая о бесконечных путях-дорогах, о нетопленных, промерзших помещениях, где приходилось играть в летних платьицах, если действие происходило летом, о болезнях, которые зарабатывали артисты, живя постоянно в труднейших бытовых условиях, мне хочется поклониться им всем до земли за мужество, неиссякаемую любовь к своему делу...

В 1946 году директором и главным режиссером назначается Камал Халяпов, окончивший в 1930-х годах Казанский театральный техникум. Участник финской, Отечественной войн, в бою на Курской дуге после тяжелого ранения потерявший ногу, вернувшись домой, в 1944-1946 годах работавший режиссером в Мензелинске, в 1946 году принял, как говорилось, Альметьевский театр. Он был истинно театральным человеком. Приступив к работе, он начинает создавать стабильную труппу, приглашая из нескольких расформированных после войны колхозно-совхозных театров, актеров. Именно при нем с конца 1940-х и начала 1950-х годов стали работать артисты, составившие ядро Альметьевского театра первого периода и прослужившие верой и правдой до конца своей жизни в 1970-1980-х годах. Среди них один из лучших актеров данного поколения Агзам Галиуллин, народный артист ТАССР. Актер разнохарактерный, поразительно искренний, правдивый, жизненно узнаваемый, о чем говорят созданные им такие разные образы: профессор Окаемов («Машенька» А. Афиногенова), узбекский Салих бай («Бай и батрак» Хамзы) и благородный рабочий Максуд («Мама приехала» Ш. Хусаинова), рядом важный, богатый, веселый любитель сцены Дудукин («Без вины винватые» А.Н. Островского), и злобный, коварный, властный Карабай («Козы-Корпеш и Баян-Слу» Г. Мусрепова).

Особо следует отметить творчество и место, занимаемое в театре актрисой и режиссером с тех же ранних лет Закии Туешевой. Она, родившись в 1919 году и окончив в 1941 году актерскую студию при Татарском академическом театре, уйдя в 1942 году добровольцем в качестве медсестры на фронт, демобилизовавшись в 1946 году, начинает работать в Казанском Передвижном, Мамадышском театрах, в 1951-м приходит в Альметьевский. Личностный сильный характер актрисы, прошедшей через войну, сказывался и в актерских работах - Таня («За вторым фронтом» В. Собко), Кручинина («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Васса («Васса Железнова» М. Горького), Толгонай («Материнское поле Ч. Айтматова), Танкабика («В ночь лунного затмения» М. Карима), множество разнообразных образов в татарских пьесах. Даже судя по ролям, можно понять, что Туешева создавала характеры женщин сильных духом, мужественных, цельных. За ними было интересно следить, ибо они развивались по ходу действия. Наряду с актерской деятельностью с первых же лет у Туешевой появляется тяга к режиссерской работе. В середине 1960-х она едет в Москву на режиссерские курсы. Вернувшись уже в качестве режиссера, ставит десятки спектаклей самых разных авторов, жанров. Среди них татарская классика: «Банкрот» Г. Камала, «Хаджи женится» Ш. Камала, «Судьба татарки» Г. Ибрагимова, много современных татарских пьес; переводные произведения: «Трибунал» А. Макаенка, «Барабанщица» А. Салынского, «Ошибка Анны» К.Финна. В 1972-1973 и в 1990-1996 годах она - главный режиссер, требующий от исполнителей проникновения в глубины человеческой психологии, жизненной правды.

З. Туешева - поразительной цельности человек, бесконечно влюбленный в театр, по сей день и в свои 95 (!) лет волнующийся за дела коллектива. Она - легенда театра.

Рядом с этими двумя мастерами всю жизнь преданно служили сцене народные и заслуженные артисты Республики - А. Садыкова, Б Гатауллин, Р. Губайдуллина, Г. Камалов, Л. Садыкова, З. Гилимов, Р. Исханов, Д. Хисаметдинова, М. Нигметзянова. Кроме них периодически, недолго работало довольно большое количество актеров, которые, не выдержав условий жизни, покидали театр. Текучка кадров была значительна.

Первое поколение артистов было, в основном, без театрального образования. Поэтому говорить об их мастерстве поначалу не приходилось. Они в основном просто заучивали текст, речь была напевная. Урокам мастерства их учили режиссеры. Сначала Г.Халяпов, потом особенно С.Булатов - главный режиссер в 1954-1958 годах. Постепенно элементы самодеятельности уходили. Постоянно работавшие артисты с каждым новым спектаклем при помощи профессиональных режиссеров приобретали опыт и становились мастерами своего дела.

... Из 70 лет жизни театра 50 проходили и проходят на моих глазах. Впервые в Альметьевск я приехала осенью 1964 года, по приглашению главного режиссера Габдуллы Юсупова и директора Муниры Шайхутдиновой. Город меня удивил. Кроме одной главной улицы Ленина и нескольких поперечных улочек с 2-3-этажными домами, весь он состоял из бараков 1940-х годов. В центре города были здания Горкома партии, Дома техники, небольшой гостиницы. Но со временем, с конца 1960-х, особенно в 2000 годах, он превратился в замечательно современный, многоэтажный, светлый, зеленый большой город с какой-то особой уютной аурой.

В 1963 году, к началу своей работы Габдулла Юсупов - бывший фронтовик, до войны служивший в татарских театрах Москвы, Ленинграда, Астрахани, после войны в Казани, уже был известным, состоявшимся режиссером, театральным педагогом. Фактически, с него начинается новая страница жизни этого коллектива... Впервые в Альметьевске он создал при театре молодежную актерскую студию, которую окончили ставшие впоследствии ведущими артистами сцены, народными артистами республики - Луиза Султанова, Дамира Кузаева, Камил Валиев.

Г. Юсупов - эрудированный, знающий жизнь театров страны, был сторонником реалистического направления, как, собственно, театр советского периода в целом. Основное внимание при работе над новым спектаклем он уделял, наряду с подробным анализом пьесы, раскрытию логики действий каждого персонажа и педагогической работе с актерами. В то же время режиссер сетовал на особые трудности работы передвижных театров. Из-за плохой материальной базы, финансовой необеспеченности они вынуждены были делить труппу на 3 бригады по 5-6 актеров, ставить «малогабаритные» пьесы и для выполнения плана играть по 500-600 спектаклей в год. Тем не менее, Г. Юсупов стремился разнообразить репертуар, активно ставил как молодую современную татарскую пьесу А. Гилязова, И. Юзеева, Ш. Хусаинова, так и национальную, классическую, переводную драматургию. Именно Юсупов впервые в Альметьевске поставил две романически прозвучавшие драмы А. Гилязова - «Босоногая девушка» и «Жгучие осенние ветры». Автор принадлежал к поколению шестидесятников, он иначе, в отличие от многих его предшественников, отражал действительность. Его пьесы не однозначны, в них глубинный второй план, автор раскрывает внутренний духовный мир своего лирического героя, а не цифры надоя молока, как это было во многих пьесах. Творческую манеру Гилязова можно сравнить с поэтической стилистикой известного молдавского писателя Иона Друцэ. Спектакли, поставленные по пьесам Гилязова, явились новым словом на татарской сцене. Они требовали от актера умения раскрывать второй план роли, тем самым обогащая его палитру.

Наряду с поэтической драматургией, Г. Юсупов ставит известную психологическую драму классика национальной драматургии Т. Гизатта «Потоки» на важную в советское время тему о приходе крестьянства в революцию, а также одну из лучших пьес М. Карима «В ночь лунного затмения». Режиссер и актриса З. Туешева, игравшая главную героиню Танкабика, выводили на первый план тему духовного рабства, слепой подчиненности вековым, косным обычаям предков, отсутствие права человека на свободу. Танкабика Туешевой представлена женщиной властной, сильной, полновластной хозяйкой рода. Но одновременно и слабой. Когда надо было выбирать между чувствами, любовью к молодым возлюбленным Зубержат и Акчегет (Д. Кузаева, К. Валиев) и канонами предков, она, превозмогая себя, выбирала второе. В этой страстной, тяжелейшей борьбе с самой собой и в неравной схватке с Дервишем, которого талантливо играл Г. Камалов, раскрылось трагическое дарование актрисы.

Взрослеет, ставшее профессиональным, поколение 1940-1950-х годов. Ему на смену приходят вчерашние студийцы театра - Д.Кузаева, закончившая театральное училище, Л. Султанова, К. Валиев, К. Саетгариев, выпускники разных лет Казанского театрального училища - И. Масгутов, С. Минханова, Д. Абунагимова. Связали свою жизнь с театром Ф. Зарипов, Р. Салихова, З. Гализова, Х. Файзуллин, А. Харисова, Г. Кашапова. Они, почти все, впоследствии стали народными, заслуженными артистами Республики. Труппа стала профессионально стабильной.

После ухода из театра Г. Юсупова, короткое время - 1967-1969 годы - театром руководит известный режиссер, фактически родоначальник татарского Мензелинского театра Сабир Амутбаев. Ему на смену в 1969 году приходит выпускник татарской актерской студии ГИТИСа 1949 года Гали Хусаинов, с перерывом работавший до 1983 года. Этот период в жизни коллектива оказался самым ярко насыщенным. Будучи требовательным человеком, беззаветно преданным искусству, творчески активным, Г. Хусаинов заразил своей энергией и актеров. Театр «загудел», была создана радостная, творческая атмосфера. Вспомнив свою дипломную работу, первым спектаклем Г. Хусаинов в Альметьевске поставил трагедию казахского автора Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян-Слу». Легендарных молодых возлюбленных играли молодые актеры - Л. Султанова и К. Валиев. Это был романтический спектакль о большой, горячей любви, верности и подлости, коварстве.

В 1971-1977 годах Г. Хусаинов ставит инсценировку знаменитого романа Ч. Айтматова «Материнское поле». Если в первой редакции главную роль Толгонай играла Д. Хисаметдинова, то во второй Д. Кузаева. Актриса создавала мощный трагический образ матери, теряющей на войне мужа и сына. Потрясающей была сцена, когда Толгонай, раскрыв руки, как крылья большой птицы, падала на железнодорожные рельсы и с невероятной мукой вопрошала: «Скажи, земля родная, в какие времена так страдала, так мучилась мать, чтобы только один раз, только мельком увидеть своего сына? Не приведи бог никому обнимать железные рельсы и биться головой о шпалы», зритель замирал от переполнявших его чувств. Актрисе, создавшей такой глубокий образ пожилой женщины было всего 29 лет. Дамира Кузаева, трагически рано ушедшая из жизни, была человеком совершенно бескомпромиссным. Она и в жизни, и на сцене никогда не тлела, а горела ярко, играла на разрыв аорты. Созданные ею цельные, искренние, темпераментные образы нельзя назвать игрой, она жила всем своим существом в своих героинях.

Через год, в 1978 году, Г. Хусаинов ставит своеобразную, неординарную драму Т. Миннуллина «Если нет луны - есть звезды» о женском мужестве, несгибаемом характере. Главную героиню Мадину играла Д.Кузаева, раскрывая разные периоды жизни своей героини, ее душевную щедрость, стойкость, терпение. За этот спектакль режиссер и артистка получили высшую Государственную премию в области литературы и искусства имени Габдуллы Тукая. В эти же годы Хусаинов ставит еще один неожиданный спектакль для такого небольшого театра - «Антигона» Ж. Ануйя в котором говорили о свободе духа и духовном рабстве. Носителем свободы была Антигона - Кузаева, ее антиподом - Креон-Валиев. Маленькой, хрупкой, физически слабенькой девочке противостоял крупный, властный Креон. Но в духовном поединке побеждала Антигона.

Партнер Д. Кузаевой К. Валиев - высокий, статный, красивый человек - был в юности исполнителем ролей «героев-любовников». Постепенно его репертуарный лист пополняется разнообразными персонажами, не похожими друг на друга. Скажем, бравый, грубоватый Рипафратта («Трактирщица») и особенно старый татарин Юнус («Шамсекамар»), Федор с трагической судьбой («Нашествие») и опустившийся Мирзанур («Если нет луны - есть звезды») и т. д. К. Валиев - человек мягкий, интеллигентный, с годами становится настоящим мастером сцены. А в 1997-2003 годах он - главный режиссер театра.

Луиза Султанова создавала роли, отличающаяся особой душевной поэтичностью и внутренним благородством. Она всегда, даже когда перешла на возрастные роли, играла только положительных героинь, а потому создавалось впечатление, что гнусные, подлые типы ей противопоказаны.

При Г. Хусаинове приходит в театр в 1970 году 17-летний молодой человек без специального образования Фоат Зарипов. Благодаря режиссеру, научившему его азам профессии, впоследствии он становится одним из ярких актеров, исполнителем многоликих, серьезных, драматических, характерных, забавных комедийных ролей. Наиболее значимый период в его творчестве пришелся на конец 1990-х и 2000-х годов. Когда актер в ролях Абдуллы («Любишь - не любишь» Ф. Булакова), Хабира («Любовница» Т. Миннуллина), старика Шайхуллы («Случайная остановка» Д. Салихова), скрипача Миллера («Коварство и любовь» Шиллера) и многих других передавал абсолютно жизненно, искренне всю гамму сложных чувств своих героев.

После Г. Хусаинова главными режиссерами в 1980-х годах работали Р. Абдуллаев, в 1990-е и 2000-е годы З. Туешева, К. Валиев, недолго Б. Ибрагимов, Г. Каюмов и с 2007-го Ильяс Гараев. При них по-прежнему ставится татарская классическая, современная, переводная пьеса. При них театр гастролирует по городам и весям республики, России, даже играли спектакль в Каире. При них с середины 1980-х годов в театр приходит группа одаренной молодежи, очень скоро ставшей своеобразным букетом разных индивидуальностей, ядром коллектива, постоянно занятых почти в каждом спектакле. Первой из них пришла в 1985 году Раушания Файзуллина. Она очень быстро нашла свое место в коллективе, став мастером острохарактерных, комедийных ролей. С исключительной мягкостью, внутренней раскованностью актриса передает национальные, татарские характеры сценических персонажей. Она подлинно народная, татарская артистка. Файзуллина создает яркие, цельные портреты представительниц старого мира, а также молодых и возрастных современниц. В зависимости от жанра пьес, ее темпераментные героини заряжены или сочным юмором, или сильнейшим драматизмом.

Через 2 года, в 1987 году вошли в состав труппы ее соученики по Театральному училищу Сакина Минханова (правда, она закончила учебу в 1981 году, но, по сути, всерьез стала работать с 1987-го), Рамиль Минханов, Рафик Тагиров. Если Файзуллина - мастер характерных ролей, то Минханова - изначально исполнительница лирических героинь. В свои роли она вносит мягкие черты собственной индивидуальности, которые сочетаются с внутренней взволнованностью. Позже, наряду с драматическими, поэтическими, с расширением творческого диапазона, она начинает создавать яркие характерные, комедийные, даже гротесковые роли.

Рамиль Минханов еще один из любимых актеров зрителя, мастер перевоплощения. Ему присуще особое сценическое обаяние. Его разные по характерам, мыслящие герои внутренне раскованы, эмоциональны, их психологическая разработанность сочетается с жизненной правдивостью, естественностью существования на сцене, яркой театральностью, выразительностью театральной формы, особой пластикой, найденной для каждого персонажа.

В этом же составе и Рафик Тагиров, занявший нестандартное место в труппе. В его индивидуальности сугубо народные черты сочетаются с романтическим началом, что придавало его героям неповторимое своеобразие. Высокий, стройный, обаятельный, с лукавыми искорками в глазах молодой актер сразу оказался востребованным в репертуаре театра. Его персонажи - люди с горячей кровью, стремящиеся к интенсивным, полнозвучным чувствам, где яркая определенность сочетается с психологической точностью сценических характеристик, с нахождением гармонического единства мысли и чувства. Внутренняя суть его остроумных, комедийных и драматических героев выражается с особой стремительной, легкой пластикой актера, что определяет неповторимую индивидуальность актера.

...Казалось бы, театр, который с 1951 года сменил наименование колхозно-совхозный на Альметьевский татарский государственный драматический, имел права на подобающее ему положение. Но нет, он еще оставался без собственного помещения. Поэтому и коллектив постоянно теребил руководство города с просьбой о предоставлении здания. Я помню то невероятное ликование Г.Юсупова, М.Шайхутдиновой, актеров, когда примерно в 1966-67 годах театру дали один освободившийся деревянный барак (!). Здесь можно было репетировать, собрать воедино все сценическое хозяйство, разбросанное по городу, появились какие-то комнаты для дирекции, бухгалтерии. А через несколько лет, в начале 1970-х годов театру построили новое, кирпичное 3-этажное здание. В нем разместились: общежитие, все цеха, репетиционный зал на первом этаже с небольшой сценой. Но спектакли там показывать было невозможно. Поэтому, как и все предыдущие годы, перед каждой премьерой дирекция Дома техники разрешала театру провести там генеральные репетиции и сыграть премьеру. И коллектив продолжал добиваться стационарного театрального помещения. Надежда появилась, когда в городе был выстроен современный Дворец культуры нефтяников и встал вопрос о передаче Дома техники театру, который решался много лет. Пока, наконец, в марте 1989 года Альметьевский совет народных депутатов и объединение «Татнефтегазстрой» принимают радостное для актеров решение о передаче Дома техники Альметьевскому театру. Это случилось через 45 лет после его рождения. Еще большую радость коллектив испытал тогда, когда руководство Татнефти реконструировало помещение. И теперь это уютное, красивое театральное здание имеет необходимые зал, гримерки, служебные помещения. Но нет предела совершенству. Теперь требуется реконструкция самой сцены.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов приходят молодые актеры Н. Исмагилова, Ф. Насыбуллин, М. Гайнуллина, Н. Назипова, занявшие свою нишу в коллективе. Мощное молодое вливание произошло и в 2011-2013 годах, когда из Театрального училища пришло 12 человек (Э. Ягудина, Р. Сафина, А. Мифтахов, Р. Мухамметжанов, Д. Хуснутдинов, И. Агиев, Л. Загидуллина, Р. Лутфуллина, А. Мударисова, Р. Ахмадиев, Ф. Сафиуллин, А. Шагимарданов). Так образовывался практически целый молодежный театр.

С середины 2005 года, с приходом нового директора Фариды Исмагиловой - человека активного, интеллигентного, педагога, бывшего директора татарской гимназии - театр начал стремительно меняться. При ней произошла реконструкция; при ней театр начал активно гастролировать по стране, ближнему и дальнему зарубежью; при ней театр стал принимать участие в фестивалях и завоевывать призовые места; при ней осуществились новые проекты - создана детская театральная «Школа Туфана», детский проект «Я - актер», учреждена премия - «Актер года», стали проводиться вечера «памяти», торжественное вручение Фондом «Рухият» («Духовный») премий, актерские юбилеи, новогодние праздники; при ней в качестве разового постановщика появился очень любопытный режиссер из Санкт-Петербурга Искандер Сакаев, проповедующий методику Вс. Мейерхольда, внеся тем самым новую, свежую струю в творчество коллектива. Подобная новизна оказалась тем более к месту, что его приезд совпал с началом работы замечательной молодой поросли, жаждущей новых форм.

Первым спектаклем Сакаева, стал «Ашик Кериб» М. Лермонтова (2011). Своеобразие произведения заключалось не только в несколько ином, остраненном актерском исполнении, но и в том, что впервые в Альметьевском театре зрителя посадили на сцену, а часть оформления оказалась в зрительном зале. За «Ашик Керибом» последовали «Мещанская свадьба» Б. Брехта, «Ромео и Джульетта» Шекспира, вызвавшие удивление неординарностью решений. Если «Мещанская свадьба» напоминала фантасмагории М.Булгакова, М.Зощенко, где нелепых героев актеры азартно лишь представляли, то «Ромео и Джульетта», хотя и решен, как сказано в программке, по методу Мейерхольда, но стал абсолютно реалистическим спектаклем. Однако Сакаев ставит спектакль не о любви двух юных существ, а о нескончаемой вражде двух родов Монтекки и Капулетти.

Эти спектакли получили разнообразнейшие премии в разных номинациях на многих фестивалях. «Ашик Кериб» с 2010 по 2014 год в городах Казань, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Пенза, Балаково, Мармарис (Турция) в номинациях - лучший спектакль, лучшая режиссура, лучшая сценография, событие года. «Мещанская свадьба» (Самара, 2013) - лучший актерский ансамбль, лучшая режиссура, дебют, лучшая мужская роль второго плана. «Ромео и Джульетта» (Коломна, 2014) - Гран-при, приглашение сыграть спектакль в Москве, на сцене Театра наций.

В эти же годы свои режиссеры ставят серьезные, психологические, философские произведения («Баязит», «Случайная остановка» Д.Селихова, «Врата рая» М. Гилязова), веселую музыкальную комедию У.Гаджибекова «Аршин мал-алан».

Сегодня Альметьевский театр - это современный, стабильный театр с крепкой профессиональной труппой, которой под силу создавать спектакли разных жанров, стилей, форм, при этом раскрывая важную составляющую искусства - природу человека. Сегодня Альметьевский театр стал своеобразным центром культуры города.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.