Времен связующая нить / Межрегиональный фестиваль "Театральные встречи на Кавказе"

Выпуск № 1-181/2015, Фестивали

Времен связующая нить / Межрегиональный фестиваль "Театральные встречи на Кавказе"

Трогательным единением зала и труппы Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова завершился театральный сезон 2014-2015 года. Он ознаменовался событиями, которые, хочется думать, надолго останутся в памяти любителей театра. Речь идет не только о новых спектаклях, обогативших репертуар, но и о Межрегиональном фестивале «Театральные встречи на Кавказе», посвященном 200 летию со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Во второй раз за время существования старейшего на Северном Кавказе театра он собрал участников из разных регионов страны. Что из этого вышло - есть смысл поразмышлять.

Кавказ для М.Ю. Лермонтова - та почва, которая до последнего дня питала его творчество. И практически каждая работа, показанная зрителям, была нацелена на развенчание сложившихся стереотипов в толковании творчества поэта. С одной стороны, он певец Демона - падшего ангела, восставшего против Бога и превращенного Создателем в духа зла. С другой - Лермонтов провозвестник гармонии Божественного мира, его красоты. Судя по спектаклям, которые увидели зрители, герои его произведений - мятущиеся, совершающие трагические ошибки, больные приступами гордыни, интересны нам, потерявшимся в мире потребления. В отсутствии покоя и гармонии мы мучимся своими, а больше, чужими несовершенствами, мечемся в поисках места в жизни. Почему? Исследованием психологических и общественных проблем, на протяжении многих лет составляющих притягательность и загадку произведений Лермонтова, и занялся театр. Делать это было тем увлекательнее, что по утверждению литературоведов, именно Лермонтов является родоначальником глубокого психологизма в русской литературе, «определившей магистральный путь ее развития».


Герой нашего времени - кто он?

В спектакле «Герой нашего времени» Ставропольского театра драмы само понятие «героизм» в действиях главного героя Печорина подвергнуто сомнению. В постановке известного режиссера народного артиста РФ Юрия Еремина и его молодой коллеги Софьи Гонзирковой эта работа вовсе не о героизме. «Этот спектакль о тех, кто живет без идеалов, с пустой душой. Почему вообще опустошается душа человека? Почему его собственная деятельность направлена на уничтожение своей личности, своего внутреннего мира? К чему все это приводит?! Размышляя об этом, Лермонтов бил тревогу на века», - так объяснял свое понимание событий, происходящих в «Герое нашего времени», автор сценария и постановщик. Переводя романную прозу на язык театра, Ю. Еремин отбирает и меняет эпизоды местами. Спектакль делился на две части: «В горах» и «На водах». И в соответствии с этим благодаря эффекту фото-видеопроекций действие то отрывается от земли и «возносится» в горы, то опускается на грешную землю. Начинается он с «Фаталиста». Темная человеческая фигура на горной вершине всего лишь визуальный оптический обман, но тот самый, которым обманывает себя любой уязвленный гордыней человек. Думать, что он, поставив себя выше неба и законов природы, может распоряжаться своей судьбой - самообольщение. В исполнении Александра Жукова фаталист Вулич - лихой офицер, которому была предсказана скорая смерть. Цена спора с сослуживцами - есть ли у человека судьба и можно ли ее обойти - его собственная жизнь. Зашифрованное в эпизоде-прологе послание в зал прозрачно: играть с жизнью, дарованной Богом, ставить ее на кон в глупой игре со смертью - бессмысленное ребячество.

Главному герою спектакля Печорину тоже небезразличны подобные забавы - от военных до любовных. Большая их часть связана с женщинами. Игорь Барташ играет своего героя обаятельным, умным (таких дамы замечают сразу), но одиноким и замкнутым в себе. Когда речь заходит об овладевающих им желаниях, не жалеет ни себя, ни других. Итог вспыхнувшей и так же быстро угасшей страсти к горянке Бэле (очень хороша в этой роли Карина Бижукова, девушка редкой экзотической красоты) трагичен. Гибнут не только герои - прекрасная горянка и ее брат, местью и ненавистью разрушен мир, в котором они жили. Драматична судьба княжны Мэри. Случайный интерес к девушке оказался прихотью, праздным желанием Печорина доказать свое превосходство перед фанфароном Грушницким (Илья Калинин). Печальна судьба Веры. К слову сказать, Елене Днепровской в этой роли удалось создать один из наиболее близких к лермонтовским женский характер. По большому счету, Печорину не нужен никто. Единственного не раз выручавшего его боевого товарища Максима Максимыча, мастерски сыгранного Александром Ростовым, после долгой разлуки сражает безразличием и холодностью Печорин, каким увидел его режиссер, не демон - средоточие зла, и не ангел, несущий свет; он индивидуум, в котором «встретиться могло священное с порочным». В медицине есть диагноз - сердечная недостаточность - знак серьезной болезни сердца. В социуме сердечная недостаточность - оскудение души. В «Герое нашего времени» представлены единичные, хоть и опасные проявления подобной «инфекции». Что происходит, когда она охватывает общество, показано в другом спектакле ставропольчан «Маскарад».

«Маскарад» - два, но не в одном

На фестивале зритель мог посмотреть и сравнить два одноименных спектакля. Первый - работа гостей из Ростовского академического театра драмы им. Максима Горького, - им открылся фестиваль; второй - в постановке Ю. Еремина - зрители увидели в заключение театрального форума. Спектакль Ростовского театра драмы в постановке Никиты Ширяева во многом благодаря фантазии художника В. Лунина красив. С первых минут мы попадаем в волшебное царство голубых огоньков, оживляющих темное пространство сцены. Но при свете волшебство заканчивается - зритель видит множество торшеров на колесах, которые при передвижении прозаически погромыхивают. Блестят люстры, потрясает многолюдье и богатые костюмы участников представления. Все по отдельности вроде бы хорошо. А в целом... Целого, на мой взгляд, не случилось. И дело даже не в том, что спектакль, в котором скрупулезно воспроизводится текст драмы, очень длинный. Режиссеру, ушедшему во внешние красивости, так и не удалось определить концепцию, выстроить конфликт и психологические взаимоотношения героев спектакля. Действие утонуло в суете из шумных декораций, танцев и стихов.

«Маскарад» ставропольчан лаконичен, он задуман и осуществлен как острая и жесткая метафора. Сценарий, над которым работал Ю. Еремин, - значительно сокращенная версия драмы, но сделано это так искусно, что зритель практически не замечает купюр. Вместо импозантного бального зала (как в спектакле ростовчан) зритель видит что-то типа производственного помещения, цеха с цилиндрами-колоннами, которые, опускаясь-поднимаясь-расчленяясь, преобразуются то в лобное место, то в танцевальный зал, то в огромное игорное пространство. По версии режиссера, «Маскарад» - это вовсе не про забавы с танцами и играми в знатных домах. И не про то, что глупые случайности иногда могут привести к трагедии. «Маскарад» Ю. Еремина - драма из жизни игроков, в которой не любовь и голод, а деньги и страсти правят миром. В постановке, где и сценографию, и костюмы придумал режиссер, - происходит обнажение сути ЗЛА, разъедающего общество, единственной ценностью в котором являются деньги. Истинный главный герой при таком раскладе - ИГРА как дьявольская забава, которая ловит человеков в свои сети. Место, где происходят сатанинские забавы, - нечто вроде адова котла для уничтожения человеческого в людях - их душ. Пример превращения «уважаемого» человека в преступника-злодея - перемены, которые за время спектакля происходят с главным героем Арбениным. Игорь Барташ в этой роли - состарившийся, изверившийся и, скажем так, переставший мучиться несовершенствами мира Печорин. Примерный муж порвал с миром ИГРЫ. Однако при первой же возможности показать себя ЛУЧШИМ он возвращается к игорному столу. Динамику пружинно развивающемуся действию придает участие в ней Неизвестного, которого сжигает чувство мести. По пьесе он из тех, кого Арбенин во время игры обобрал до нитки; по спектаклю - собирательный образ, «черный человек», альтер-эго главного героя. В исполнении Александра Ростова Неизвестный плетет смертельную интригу, тенью следуя за Арбениным. Он то слуга, то собеседник, то разносчик кофе, то сопровождающий. Попавший в искусно расставленные сети, Арбенин подносит нежно любимой супруге (Полина Полковникова), заподозренной в измене, мороженое со смертельным ядом. Когда выясняется, что она невиновна, ничего уже не вернуть. Этот момент в спектакле - момент истины, который как бы лишает Арбенина почвы под ногами. Под звуки вальса в ускоряющемся темпе он начинает кружиться вокруг неподвижной Нины. Не танец, а адский вихрь, который все больше отрывает его от земли... Обессиленный, Арбенин тихо ложится рядом с жертвой и приставляет к виску пистолет. Отличный от пьесы финал (в драме Лермонтова Арбенин сходит с ума) по-своему логичен. Это последнее волевое усилие, которое тот в состоянии сделать сам, по собственной воле. Зло, спровоцированное главным героем, по закону цепной реакции вернулось к нему двойным убийством. Цепь замкнулась. В своем раннем творчестве М. Ю. Лермонтов воспевал месть как акт свершения справедливости. Мщение за отвергнутую или обманутую любовь автор представлял как равную самой любви страсть; той силой, которой невозможно да и не нужно противостоять. В поэтической драме, а вслед за ней и в спектакле Ю. Еремина происходит разоблачение мести как явления по своей природе демонического - кровавого и бессмысленного.

Мцыри

Спектакль «Мцыри» стал для ставропольского зрителя настоящим подарком. Поставленный по одноименной поэме московским театром «Школа драматического искусства», он буквально ошеломил зал. Неожиданным прочтением и своеобразным подходом к материалу, талантливым переводом поэтического текста на язык пластики.

...На фоне полуосвещенного пространства сцены - храм «в разрезе». Географически это Грузия с духовным аскетизмом, сдержанной красотой в линиях одежд и с роскошью многоголосья, с открытым, на разрыв - выражением чувств. Уже в программке создатели спектакля готовили зал к неожиданностям. «Природный колорит спектакля подчеркивают простые предметы и материалы - бамбуковые палки, камни, серпы, земля и вода, - сказано в ней. - В музыке, написанной Александром Маноцковым, переплетаются духовные и этнические мотивы, а хор исполняет стилизованные песнопения композитора Стефана Микуса». Удивительно, но весь разнородный «набор» художественных средств, включенный в действие спектакля, в совокупности создает магнетическую гармонию. Предметы, цвета и мелодии - все на уровне иносказаний, предчувствий, пластических и цветовых метафор. Объединяясь, они составляют картину короткой и яркой жизни юноши, история которого гениально описана М. Лермонтовым и перенесена на сцену режиссером-постановщиком Константином Мишиным. По воле постановщика в спектакле Мцыри - это ТРОЕ гибких, спортивных красавцев, исполняющих завораживающие танцы с элементами восточных единоборств, жонглированием бамбуковыми посохами и серпами. Мцыри, Окрыленный Надеждой (Евгений Поляков), жаждет отыскать уголок на земле, где он родился и жил. Мцыри Борьбы (Георгий Фетисов) - боец, готовый отразить любые атаки врага на пути к достижению цели. Мцыри Поверженный (Константин Мишин) - герой, потерявший мечту, обессиленный, утративший волю к жизни. В этой точке мы подходим к самому мистическому моменту в поэме и спектакле. Давайте на миг задумаемся, почему в момент возвращения в храм Мцыри исповедуется монаху, словно перед смертью. Что вообще приключилось? Молодой человек ушел искать аул, в котором он родился. Во время недолгих странствий столкнулся с барсом и одолел его. Остался цел. Ну, сбился с пути, ну, вернулся назад... Отдохни и повтори все сначала. Ан, нет. У Лермонтова вторая попытка принципиально невозможна, как невозможно заново прожить жизнь на земле. Такой интенсивности СИЛА надежды и НАПРЯЖЕНИЕ борьбы, ЛЮБОВЬ и нежность, какие Мцыри израсходовал во время ПОБЕГА, способны полностью истощить силы, как истощается в человеке энергия жизни, в которой все уже случилось - бой не на жизнь, а на смерть, любовь, утраченная цель... Иными словами, зритель стал свидетелем не просто случая из жизни, а начала и завершения жизненного круга, в течение которого герой спектакля проживает данную ему Богом судьбу. М. Ю. Лермонтов в своей лучшей поэме наметил, а режиссер К. Мишин обозначил на сцене отнюдь не обычный, трансцедентальный побег героя. Что придает действию яростную страсть? По Лермонтову, Мцыри - чеченец, но не этнический, а скорее, «литературный». Для него, рожденного в среде отчаянно смелых бойцов, оказаться вне родины равносильно измене, образ «земли родной» в памяти Мцыри - словно маяк, утраченный рай на земле. Не зря в момент возвращения ПОВЕРЖЕННОГО МЦЫРИ в храм монахи на белых полотенцах несут ЗЕМЛЮ. Это похоже на похороны мечты. Как любая эфемерная идея, эта была обречена на провал (в одну реку нельзя войти дважды).

Своеобразная метафора - бой Мцыри с Барсом (Алан Кокаев). В поэме даже намека нет на то, что благородный зверь (их осталось на земле наперечет) напал на бедного мальчика. А вот нашим героем владела страстная жажда испытать себя в бою. Пылающая сцена битвы - это проверка себя на мужество и способ доказать (себе же), что он достоин своей земли и своего народа. О побежденном барсе Мцыри говорит, как о достойном уважения сопернике: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу». Рассказ о девушке-грузинке, встреченной на пути, полон поэзии и восторга. Мцыри, много лет проживший в монастыре, наверное, мог бы стать охотником, но, воспитанный на христианских ценностях, он уже не охотник, как его праотцы - удачливые бойцы. Те женщину, словно зверя, брали без спросу и, прикрепив добычу к седлу лихого скакуна, уносили домой. Чувства Мцыри богаты и поэтичны. С великим трудом юноша вырывается из сладкого плена, чтобы продолжить путь, и... оказывается в том самом храме, из которого бежал. С ХРАМОМ связана не менее загадочная часть поэмы, которую театр заставил прочитать по-своему. Первое из несоответствий связано с ПОБЕГОМ Мцыри. Можно совершить побег из тюрьмы. Но почему юноша бежит из храма, куда русский генерал привез его, чтобы спасти? (Кстати, слово «мцыри» с грузинского переводится как «неслужащий монах»). Послушник как свободный человек может в любой момент покинуть обитель. Но в своем последнем откровении с монахом Мцыри говорит: «Я мало жил, и жил в плену». При чем здесь «плен»? Двери церкви открыты для всех, кто хочет в нее войти, а тем более - выйти. Напрашивается мысль, что и «плен», и «побег» - понятия не «внешнего», а «внутреннего» порядка. Мцыри, скорее всего, бежал из собственного плена опасений и страхов. Он устремлялся в свободу от обязательств и чуждых традиций. Прожив в храме большую часть жизни, юноша так и не принял постулаты православия, призывающие к смирению, терпению, любви, размышлению и кротости. Вся его жизнь - это борения с собой и с чужим богом. Атрибуты несвободы Мцыри - не крепостные стены, которые невозможно преодолеть физически, а томящаяся в чуждом для него мире душа. Но в душе человека, который отвергает Божьи Заповеди, нет целостности. Мцыри и повержен-то не потому, что не отыскал дорогу к родному крову, а от того, что распалась целостность души, которая мобилизовывала его на жизнь и действия. Разбита мечта о свободе, потеряна любовь, утрачены ориентиры. Дорога вернула юношу в отринутый им храм (кому нужна дорога, которая не ведет к храму?).

У меня на столе двухтомник М. Ю. Лермонтова. И дело совсем не в том, что обложка кожаная и бумага лощеная. От него будто исходит дух любви, с которой писалось предисловие и создавались иллюстрации. Лермонтовские наброски - авторские рисованные фантазии уже случившихся или будущих сочинений. Увесистый двухтомник нам, членам жюри межрегионального фестиваля «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ», организаторы вручили в память о празднике театра, свидетелями которого вместе с доброжелательным ставропольским зрителем довелось быть. Подобно принцу Гамлету на этом фестивале театр стремился восстановить и соединить прерванную связь времен. И пока это так, что-то очень важное в культуре театра и в жизни, где есть место Богу, не уничтожимо и не растлено. Кто знает, может, именно сейчас пришло время прорастать семенам, которые были заложены поэтом два столетия назад. Мудрецы говорили: «Воздух, который вы выдыхаете, неминуемо окажется в чьей-то груди. И не заботьтесь, в чьей именно. Следите только, чтобы дыхание было чистым. Слова ваши будут искать и, несомненно, найдут чьи-то уши. Не заботьтесь, чьи это будут уши, следите только, чтобы сами слова были посланцами истинной свободы».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.