Образ спектакля. "Художники Малого театра. ХХ век"

Выпуск № 2-182/2015, Книжная полка

Образ спектакля. "Художники Малого театра. ХХ век"

Елена Струтинская. Художники Малого театра. XX век. Москва, 2014 год

 

В 1926 году был основан музей Малого театра, и почти за столетие в его собрании сформировалась уникальная коллекция - 7 224 тысячи эскизов декораций, костюмов, бутафории. Теперь эти «единицы хранения» увидели свет на страницах книги-альбома Елены Струтинской «Художники Малого театра. XX век», вышедшей в серии «Библиотека Малого театра» в конце 2014 года. Художник издания и автор макета Александр Рюмин включил сюда более 500 эскизов декораций и костюмов, а также фотографии фрагментов спектаклей Малого театра. Впрочем, и саму книгу, сделанную с большим художественным вкусом, обложку которой украшает эскиз декорации В.В. Рождественского к спектаклю «Снегурочка», можно назвать произведением искусства.

Масштабный очерк известного искусствоведа Елены Струтинской охватывает ровно столетие - и в истории российской сценографии, и в истории Малого театра, поскольку художники, о которых идет речь, создавали декорационный образ спектаклей именно для этой сцены. «Наша книга - о художниках, и к ним, кажется, ученые вопросы трактовки пьес и интонации артистов не имеют отношения, но на самом деле это не так, - отмечает автор. - Ведь история отношений Малого театра с художниками составляет целый сюжет, довольно драматичный, полный побед и поражений, и главная интрига в нем - выбор между академическим сохранением традиций и изменчивостью визуального решения спектаклей, подчиненного стилевым доминантам времени».

Этот сюжет Струтинская разбила на шесть глав, вписав в каждую знаковые имена и события. «Малый театр в начале XX века» охватывает период с 1900 по 1916 год, когда в театральном искусстве происходили кардинальные перемены, а сценография впервые получила равный статус со станковой живописью и графикой. На выставках стали появляться театральные эскизы, и это становилось сенсацией. В первом сезоне XX века грандиозный успех имела «Снегурочка», эскизы к которому сделал А.П. Ленский - актер, режиссер, театральный реформатор. Эти работы, такие яркие, «пряничные», Елене Струтинской напомнили детскую книжную графику того времени, в них «непосредственность, наивность и пленительность сказочного мира сочетаются с точным знанием, как этот мир воплотить в сценической реальности». Высказывая мысль о создании единого художественного образа спектакля и считая, что в современном театре художник не может быть независим от режиссерского решения, Ленский воплотил свое видение в 1902 году в «Кориолане» Шексира. Этот спектакль стал его триумфом и как режиссера, и как художника.

Еще одно яркое имя - Константин Коровин. Его видение того или иного образа спектакля поражало экспрессией, знаковостью. Для каждой постановки он искал новый прием, который раскрыл бы образную и эмоциональную глубину драматургии. Именно такой были сценография и эскизы костюмов Коровина к спектаклям «Измена» А.И. Сумбатова (1903), «Буря» У. Шекспира (1905), «Борьба за престол» Г. Ибсена (1906), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (1910), «Мария Стюарт» Шиллера (1910) и другие.

Февральская революция 1917-го, затем последовавший октябрьский переворот, начало строительства нового государства и связанные с этим потрясения. Для Малого театра период с 1917 по 1925-й стал самым сложным. О том, как происходило противостояние бывшего императорского театра идеям разрушения, какой ценой приходилось отстаивать свое право на существование рассказывает вторая глава - «Semper eadem - Всегда тот же». С этим временем в художественной летописи театра связаны имена художников К.Ф. Юона, А.А. Арапова, А.А. Веснина, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского, В.Е. Егорова... Все они очень разные, принесшие революционный дух, иное звучание красок, но все же как права первая исследовательница советской сценографии Н.В. Гиляровская, высказывание которой приводится в книге: «Бывают театры, у которых так сильна их традиция, их собственная физиономия, что они властно налагают свои требования и на художников. Таков Малый театр... И быть может, прав театр, охраняющий свои традиции, чурающийся моды и увлечений, и лишь тогда, когда устоится порыв и бурные натиски новаторства, органически воспринимающий новые достижения».

Мы листаем страницы, а по сути, десятилетия жизни Малого театра - «В поисках стиля эпохи» (1926 - 1940), «Трудные годы» (1941 - 1956), «Иллюзия свободы» (1957 - 1988), «Территории классики» (1989 - 2000), вглядываемся в точные линии и полутона эскизов А.Г. Тышлера, Н.А. Шифрина, Б.И. Волкова, Е.И. Куманькова, Э.Г. Стенберга, Н.П. Акимова, С.М. Бархина, И.Г. Сумбаташвили, Д.Л. Боровского... Закончился XX век, промелькнуло 15 лет нового столетия. Малый театр продолжает свою летопись. Сюжеты уже совсем иные, но в них все так же важны диалоги режиссеров и художников, творческие споры, в которых рождается истина - образ спектакля.

 

Иллюстрации из книги «Художники Малого театра. XX век»


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.