Вопросы выбора

Выпуск № 6-186/2016, К 70-летию Победы

Вопросы выбора

Повесть Василя Быкова «Пойти и не вернуться» в ряду тех философских произведений о Великой Отечественной, где главные боевые действия разворачиваются не на поле брани, а в душе человека. Поэтому пространство одноименного спектакля, созданного в мастерской Николая Кириченко Белорусской государственной академии искусств (г. Минск, Республика Беларусь), предельно камерное. В нем нет лишних деталей, исключены попытки придать истории патриотическую или театральную пафосность. И ни одного впустую сказанного слова. Потому что творчество Василя Быкова очень дорого режиссеру Андрею Савченко, и работа с этим материалом стала для него ключевой вехой.

Инсценировку повести Андрей Савченко делал вместе со студентами-актерами Дарьей Пармененковой и Николаем Воробьем, и так вышло, что творческий процесс оказался бесконечным. Спектакль играют в родном Минске, на фестивалях в России, и всякий раз это новое осмысление трудной, неоднозначной темы человека и войны. Он звучит на белорусском языке, но, кажется, понятен до последнего слова. И дело не в схожести славянских языков, а в общем понимании знаковых для человеческого бытия вещей. Инстинкт выживания, такой естественный во время смертельной опасности, присущ каждому. Другое дело, что рано или поздно приходится делать выбор: предать и выжить, либо погибнуть, но сохранить честь.

Для Зоськи, «маленького человека на этой земле», все абсолютно ясно - в войне с немцами можно только выстоять и победить. Другого выхода нет. И выбора нет. Отбиваясь от приставаний Антона Голубина, она говорит: «Я, знаешь, сильная». Пройдет совсем немного времени, события примут неожиданный и страшный оборот, но эта девочка окажется не просто сильной - несгибаемой. И уже не в житейской ситуации, а в вопросе главного выбора.

Партизанка Зося Нарейко отправляется на свое первое боевое задание. Ей страшно, она понимает, как опасен путь по зимнему лесу, где в любой момент можно встретить немцев или полицаев. И еще пугающие шорохи, стылый воздух и снег, на котором так отчетливо видны ее следы. Зоська - это очень серьезная работа молодой актрисы Дарьи Пармененковой. В том, как она доверчиво засыпает, прислонившись к спине Антона, еще не зная истинной причины его ухода из партизанского отряда, как нежно обнимает его во время их первой ночи, столько света и чистоты. Тревожный сон оказывается «в руку», и Зоське требуется немало душевных сил, чтобы осознать всю тяжесть поступка Антона - в случае падения Сталинграда перейти на сторону немцев и сделать все, чтобы сохранить жизнь. Для девушки такой вариант неприемлем, и она, по мнению Антона, «глупо разрушает его замыслы». Ему не понять, что даже тяжело раненая от его выстрела Зоська не встанет на сторону предателя. А ей никогда не осознать причины страшного удара от любимого человека. Потому что «в ворога можно стрельнуть, а в своего нет...»

Антон Голубин человек сложный, противоречивый. Есть в нем что-то от героя, потому что воевал в партизанском отряде и даже сумел вывести товарищей из опасной переделки. Кажется, он действительно влюбился в эту «малышку» и по-настоящему нежен с ней. Но сейчас его до краев заполняет усталость от войны и страх смерти. Николаю Воробью удалась эта непростая, внутренне затратная роль. В его персонаже разные психологические оттенки, и оттого возникает сочувствие и даже понимание, что за физически крепкой внешностью может скрываться слабый человек, у которого вместо души заячий хвост. Но лишь до того момента, когда в Антоне стираются последние человеческие черты. Невозможно уловить, когда этот симпатичный парень превращается в озлобленного зверя и, почувствовав запах крови и опасности, готов уничтожить беззащитную Зоську. Он стремится уцелеть любой ценой, но как ему потом с этим жить?

Жить, конечно, хочется всем. Тем, кто сложил голову в бою, кого расстреливают за связь с партизанами или за неподходящее под нацистские требования происхождение. В наивных, но таких точных по смыслу размышлениях Зоськи звучит главное: какой бы печальной ни была судьба человека, есть то незыблемое, через которое не переступить, - Родина, отчий дом, совесть.

Спектакль «Пойти и не вернуться» при всей своей простоте и сценографической немногословности очень визуален. Разложенные полукругом бревнышки, по которым прыгают Зося и Антон, ведро с водой и веер брызг, пахучее сено - все это каким-то необъяснимым образом создает абсолютно реальные картинки заснеженного леса, ледяной реки, развалин старой усадьбы. Тяжелые удары камней о сцену имитируют выстрелы, а на самом деле болью отдаются в сердце. В этом нет нагнетания эмоций, а только честный, иногда жесткий разговор белорусского писателя Василя Быкова и авторов спектакля «Пойти и не вернуться» о том, что война делает с человеком. Это возвращение памяти о тех, кто 70 лет назад сделал выбор, не пощадив своей жизни. Это для нас, живущих сегодня в пространстве слишком хрупкого мира. Но удержать его нужно любой ценой.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.