Театр-дом Светланы Горчаковой (Сыктывкар)

Выпуск №1-191/2016, Лица

Театр-дом Светланы Горчаковой (Сыктывкар)

В июле Светлана Гениевна ГОРЧАКОВА, режиссер, создатель и бессменный художественный руководитель Национального музыкально-драматического театра Республики Коми, отметила свой 70-летний юбилей. Она необычайно энергичный, трудолюбивый и способный человек. За какое бы дело не взялась - все доводит до конца. Театр является лауреатом региональных, федеральных и международных конкурсов и фестивалей, отмечен благодарностью президента Российской Федерации.

Светлана Горчакова не только режиссер, но и автор множества сценариев, пьес, инсценировок. Это человек, который без конца движется вперед, вкладывает много усилий в укрепление культурных связей между народами России и финно-угорского мира.

Мы от души поздравляем Светлану Гениевну с юбилеем! Примите от нас искренние пожелания добра, крепкого здоровья, творческого вдохновения и благополучия в жизни!


Коллектив Национального музыкально-драматического театра

Республики Коми (Сыктывкар)




Театр-дом Светланы Горчаковой


«Ыджыд мам» - так коми называют своих бабушек. Светлану Горчакову бабушкой в принятом смысле никак не назовешь: всегда со светящимися глазами, с молодой стрижкой, статная, уверенная в себе... Скорее она соответствует буквальному переводу этого же выражения - «большая мама». Это словосочетание возникло в те незапамятные времена, когда коми мужчины надолго уходили охотиться, а немалое хозяйство оставляли на женщин, настоящих хранительниц рода. Им и за скотом ходить, и детей со стариками обихаживать-лечить и, главное, - все решения принимать самостоятельно. Вот такая она и есть: Светлана Горчакова - большая мама, принимающая решения, взявшая на себя почти четверть века назад руководство Национальным музыкально-драматическим театром Республики Коми.

Начало 90-х: у натур вольнолюбивых и амбициозных возникают романтические представления об открывшихся новых свободах и возможностях. У одной представительницы народа коми появилась мечта о возрождении национальных традиций внутри ассимилированной общности «советский народ». «Кто, если не я?!» - думала тогда Светлана, рожденная в семье Гения Горчакова и Татьяны Дымовой, артистов Объячевского профессионального театра, закончившая школу с золотой медалью, актерское отделение Ярославского театрального училища с красным дипломом, позже обучившаяся на Высших режиссерских курсах у знаменитого Андрея Гончарова, худрука Московского театра им. Вл. Маяковского. Театр им. В. Савина, в котором работала тогда актриса С. Горчакова, имел в своем репертуаре спектакли на коми языке: два-три в году. Она мечтала о большем: о театре не для редкого зрителя, но для народа. О театре, замысленном еще Виктором Савиным, в котором коми ощущали бы себя в родной стихии языка и общего миропонимания.

Точкой отчета для реализации мечты о создании такого театра стал небольшой, но спешащий доказать нестандартность репертуара фольклорно-этнографический ансамбль «Парма», собранный Михаилом Бурдиным. С. Горчакова «обращает в свою веру» руководителя ансамбля и увольняется с престижной должности главного режиссера Республиканского театра им. В. Савина. Творческий тандем с известным музыкантом привел к созданию в 1992 году Театра фольклора, имеющего своей целью сохранение самобытности национальной культуры и национального языка. А в августе 2005 года, когда театр уже доказал свою жизнеспособность, имел эксклюзивный репертуар, когда стал заметным явлением в финно-угорском пространстве, тогдашний Глава Республики Коми В.А. Торлопов подписал постановление о переименовании театра в «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми».

Что стояло между этими датами (1992-2005), сейчас вспоминать легко, но проживать этот период было неимоверно трудно. Романтические замыслы столкнулись с реалиями, преодолеть которые могли только очень стойкий характер и железная воля. Театру нужно было здание, финансирование, дополнительный состав труппы и обслуживающего персонала, оборудование для сцены, костюмы... А где взять литературную основу для спектаклей?!

Но недаром замечательный поэт и писатель Владимир Тимин сравнил когда-то в шутку личность С. Горчаковой с образом маршала Жукова: «...ей сопротивляться бесполезно, она ждет только капитуляции и получает ее». У режиссера нового театра планы не расходились с делом. Она громадьем замыслов и впечатляющим темпераментом сумела не только привлечь к себе творческих людей - драматургов и художников, но и ошеломить чиновников, от доброй воли которых очень многое зависело. И тогда ради нового театра одно учреждение культуры переехало в другие здания, появился специальный набор абитуриентов - будущих коми артистов в Колледже искусств и так далее, и так далее...

И самое главное: появились первые спектакли Театра фольклора! Вспоминаются премьеры, когда зал был наполнен зрителями, готовыми обнимать друг друга: такой праздник, «свой» театр! Артисты не только ведут диалоги, но замечательно поют на несколько голосов, искусно танцуют, играют на музыкальных инструментах! А какие захватывающе интересные сюжеты предлагаются театром в спектаклях «Поэма о храмах», «Хозяин Керча-реки», «Лесной домик», «Куллерво»...

Откуда брались сценарии для этих спектаклей - отдельная история. Старинные предания, мифы, труд исследователя Сидорова о языческих представлениях коми, карело-финский эпос - весь этот материал требовалось перевести «на язык сцены» - и эта громадная работа была проделана авторами, найденными Светланой Горчаковой, и, естественно, при ее непосредственном участии. Откуда находились время и силы - об этом можно только догадываться. Театр заявил о себе ярко и эффектно даже на международном уровне: в Финляндии, в Польше на ХХ фестивале фольклора народов Севера, в Болгарии, в Эстонии. В 2005 году спектакль «Серебро льна» был признан лучшим на Международном фестивале фольклорных театров «Русский остров» в Москве.

Сегодня в театре новый репертуар и другие задачи, с которыми он успешно справляется.

Несмотря на громадную известность в республике и за ее пределами, Светлана Горчакова остается для коллектива театра и артистов, выпестованных и взращенных ею, «ыджыд мам», большой мамой. Она может и утешить, пожалеть, и пирогами, собственноручно испеченными, накормить, и помочь советом в решении житейской проблемы, хотя в процессе работы может так прикрикнуть, что люстры звенят.

У нее никогда не знаешь, во сколько закончится репетиция - как уж пойдет!.. Она всех видит насквозь: кто «в теме», а кто занят посторонними заботами - уличит сразу, берегись! Она на «пустом» месте в тексте увидит такую драматическую историю, что зритель слезами изойдется. Она так сумеет уговорить актера соответствовать ее замыслу, такие уловки для этого найдет, что он, готовый было поначалу от роли отказаться, увлечется, и вдруг откроет в себе нечто абсолютно новое. Во все больше коммерциализующемся театральном пространстве ей (как и многим российским режиссерам) приходится неимоверными усилиями удерживать баланс между интересами рынка и художественными, нравственно-этическими целями театрального искусства. И здесь она - компас, по которому можно сверять дорогу. Предположу ее ответ на вопрос о личной жизни. Скажет: «Мой дом - театр».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.