"Как страшно знать..." / "Царь Эдип" в Театре им.Евг.Вахтангова

Выпуск №4-194/2016, Премьеры Москвы

"Как страшно знать..." / "Царь Эдип" в Театре им.Евг.Вахтангова

Летом в Эпидавре (Греция) состоялась грандиозная по своему формату премьера. Актеры Театра им. Евг. Вахтангова и Национального театра Греции вышли на сцену древнейшего амфитеатра, объединившись во вневременное и вненациональное «человечество». И вот теперь спектакль можно увидеть в Москве. Известно, что античные трагедии наиболее ярко раскрывают образ неделимости людей, потому материалом для постановки стало бессмертное произведение Софокла «Царь Эдип». Римас Туминас выступил проводником между эпохами. Через призму античности он обратился к современности, являя зрителю плод рефлексии на актуальные темы.

Античный театр построен на вертикали: Бог - человек. Эти отношения ведут к основному конфликту: способен ли смертный повлиять на приговор богов, может ли изменить то, что ему уготовано. Тема Рока, Судьбы как незримой спутницы в жизни человека волнует людей на протяжении столетий. И вот XXI век. Какую роль играют эти вопросы сейчас, когда отовсюду слышится пропаганда: «Все в твоих руках!» в разных интерпретациях?

Занавес открыт. Это единое пространство сцены и зрительного зала сыграет свою роль. Свет также погаснет не с первых реплик героев, лишь спустя время. Стулья, стоящие по обеим сторонам кулис, займут такие же «зрители». Люди между собой едины. Несравнимы лишь Боги.

В глубине сцены конструкция, напоминающая огромную жестяную трубу. Это действующее лицо в спектакле, та самая Судьба, которой режиссер дал конкретную форму. Она покатится прямо на героя, являя неотвратимость предначертанного и унесет его с собой, распластанного по стенкам, возвращаясь, даже будто затаившись в глубине сцены. Судьба беспощадна. Накатываясь на народ, забрав царя, она встречает сопротивление лишь у детей. Дочери Эдипа, невинные девочки, расплачивающиеся за грехи родителей, попытаются убежать от безжалостного «катка», стуча по нему руками, ногами, на какое-то время добьются остановки движения «преследователя», но это только отсрочка. Убегая и снова борясь с ним, девочки вынуждены сдаться. Еле виден сквозь дым безмолвный полный ужаса крик и белые платья на фоне пошарпанной от времени жестянки, укатывающейся в глубь. В полутьме конструкция снова начинает движение... Но как? На кого она катится? На сцене больше не осталось героев! Медленно, не останавливаясь, она достигнет самого края авансцены и буквально нависнет над зрителем, грозя катиться дальше по партеру. Абсолютный фатализм в недвусмысленной метафоре режиссера.

Спектакль выдержан в едином визуальном и смысловом стиле. Туминас, оставаясь тонко мыслящим и подробным художником, последовательно распутывает клубок драматической нити, наполняя действие говорящими деталями. Спектакль начинается с того, что «слепые» Антигона и Исмена (Афродити Антонаки, Георгиа Митропулу), повязавшие глаза белой тканью, смеются и играют в салочки, отчего драматизм развязки выходит на новый уровень. Крылатая дева (Екатерина Симонова), вскользь упоминаемая Софоклом, становится активным действующим лицом у режиссера, раскрывая подробнее образ главного героя. Домочадец Эдипа (Максим Севриновский), чье лицо перевязано бинтами, как призрак прошлого является в моменты воспоминаний, маячит во время рассказа Тиресия (Евгений Князев). Он - воплощение страдания, которое закончится лишь в тот момент, когда откроется правда. И только тогда он сможет снять бинты-оковы и сделать глубокий вдох.

Сдержанная и проницательная игра актеров точно передает смысловое содержание трагедии. Жертвеннический образ Иокасты в исполнении Людмилы Максаковой, чувствительная натура Креонта, воплощенная Эльдаром Трамовым, и экспрессивность Тересия, подмеченная Евгением Князевым, диалогизируют с импульсивным характером главного героя - Царя Эдипа, чей неоднозначный образ выстроил Виктор Добронравов. Хор фиванских старейшин, состоящий из греческих актеров, ярко, эмоционально и музыкально вступает по завершении эписодиев, наращивая динамику действия. Дополненный выразительным музыкальным оформлением (Фаустас Латенас) и сценографией (Адомас Яцовскис) спектакль приобретает свою неповторимую форму.

Античная драматургия в репертуаре современного театра - редкость. Мы живем в атеистическом обществе, уровень отношений перешел на бытовой. Бог, ритуал в том виде, в котором его понимали древние люди, далеки от нас. Потому античную трагедию ставят либо как сказку, нагнетая момент неправдоподобности, либо пытаются перевести на понятный современному человеку язык, отчего теряются заложенные автором смыслы. Искушенный разнообразием проблематик, освещаемых современным культурным обществом, разноплановостью форматов, от моноспектакля в жанре «вербатим» до грандиозного шоу, зритель задумается, стоит ли посетить постановку античной трагедии. Не будет ли скучно, сложно? Оправдаются ли потраченные время и средства? Так размышляют и художественные руководители театров, вынужденные привлекать аудиторию. Потому спектакли, поставленные по материалу античной драматургии, это редкое явление в театральном мире, а достойная постановка - настоящее событие, которое несомненно обязательно к просмотру.


Фотографии Валерия МЯСНИКОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.