Путь к диалогу

Выпуск №5-195/2017, Содружество

Путь к диалогу

 В октябре в Берлине при поддержке Представительства Россотрудничества в ФРГ прошли гастроли Сургутского музыкально-драматического театра - крупнейшего профессионального театра ХМАО-Югры. На сцене Русского дома науки и культуры в Берлине театр представил шесть репертуарных спектаклей. Формируя афишу гастролей, театр стремился максимально широко презентовать жанровый диапазон, открытость различным театральным направлениям и школам.

«Иди, куда влечет тебя свободный ум...» (спектакль, созданный режиссером Юлией Уткиной по поэме А.С. Пушкина «Анджело») - это синтез классического текста и модернистских сценографических решений, завораживающий эклектическим сочетанием визуальной простоты и смысловой причудливости. Драма «Личное дело №1889. Анна Ахматова» по пьесе Марии Уваровой (режиссер Петр Орлов), посвященный жизни и творчеству великой поэтессы, являет собой эффективное сочетание театра художественного слова, пластики и музыки. Комедия «Вечер русских водевилей» по произведениям Д. Ленского и Вл. Соллогуба (режиссер Елена Долгина) как спектакль-реконструкция обращает зрительский взгляд к театру и актерским техникам XIX века. В спектакле «Свобода навсегда» (хореограф-постановщик Олег Глушков) мощно заявлены пластические возможности молодых актеров и их живой интерес к контемпорари. Спектакль для детей «Когда часы 12 бьют...» по мотивам сказки о Золушке (режиссер Петр Орлов) - это мюзикл в чистом виде: здесь драматические актеры отлично справляются с вокальными и хореографическими партиями. Драма «Украденное счастье» по пьесе И. Франко (режиссер Ирина Волицкая) решена в созвучии с брехтовскими заветами, эффект очуждения оказался органично применим к камерному действию и частному конфликту любовного треугольника. Все спектакли, за исключением пластического, шли в сопровождении немецких субтитров.

Уже первый спектакль гастролей - «Иди, куда влечет тебя свободный ум...» - вызвал восторженную реакцию публики, которая устремилась на следующие спектакли открывать для себя сибирский театр. К последним показам сложилась аншлаговая ситуация, когда билетов не хватало и пришлось позволить людям смотреть спектакли, сидя на ступенях. Многие зрители посетили не один, а несколько показов. И их реакция часто удивляла! Так, после спектакля «Личное дело №1889. Анна Ахматова» в фойе внезапно зазвучал российский гимн. Это было неожиданно, но к месту, и воспринялось логичной кодой к спектаклю. За роялем в фойе был Вернер ван Эрдевик, как пояснили зрители, - известный в Германии пианист, концертмейстер легендарного австрийского исполнителя Удо Юргенса. Спектакль по творчеству Анны Ахматовой посетило и руководство берлинского Музея «Штази». После спектакля театру было предложено в 2017 году организовать показы «Личного дела...» на площадке Музея. Удивление и восхищение испытали зрители, когда после спектакля «Когда часы 12 бьют...» актеры вышли в зал и подарили всем детям по настоящей кедровой шишке из Сибири!

...Труппа Сургутского театра, несмотря на молодость, профессионально подготовлена и убедительна в создании калейдоскопа разнообразных образов. В этом сильном ансамбле нет разделения на «солистов» и «кордебалет», однако некоторые актеры заслуживают особого внимания. Прежде всего потому, что явили себя в диаметрально противоположных ролях, продемонстрировав зрителям высокий уровень актерского мастерства и перевоплощения. Так, в актрисе Анне Махриной женское очарование и лиризм причудливо сочетаются с комедийным дарованием. Мачеха (мюзикл «Когда часы 12 бьют...») в ее исполнении нисколько не внушает антипатии. Эту легкую, подтянутую, моложавую даму со звонким голосом нельзя назвать не то что злодейкой, а даже обычной интриганкой. Слишком уж у нее открытый, прямолинейный нрав. В сущности, героиня Махриной совсем не злая. Тяга к идеальности, стремление быть всегда и во всем на высоте - вот цель Мачехи в актерской интерпретации Анны Махриной. В музыкально-поэтической драме «Личное дело №1889. Анна Ахматова» актриса сыграла поэтессу в юности, представая перед зрителем легкой и хрупкой, как мотылек, но в то же время упрямой и уже роковой «царскосельской веселой грешницей».

Образ зрелой Анны Ахматовой с большим тактом и уважением воплотила на сцене Юлия Тюкалова. С Анной Махриной они образуют по-настоящему гармоничный дуэт. Героиня Юлии так же хрупка и женственна, как в юности, однако в ее низком, с легкой хрипотцой голосе, прямой осанке, гордо посаженной голове с короткими волосами и всей фигуре явственно ощущаются затаенная, но несгибаемая сила, масштаб личности. Выпавшие на ее долю испытания она как человек, как поэт несет с честью и без сентиментальной жалости.

Актеры Кристина и Дмитрий Кожины исполнили в «Вечере русских водевилей» по две роли. В 1-м акте спектакля - водевиле «Простушка и воспитанная» - изящная, светловолосая и голубоглазая Кристина тонко, иронично и убедительно играет роль лукавой кокетки Софьи Павловны, вышедшей замуж за богатого урода-старика (в роли Дорофея Никитича Павел Касьян), однако сумевшей добиться хоть тайного и преступного, но счастья с возлюбленным гусаром Эрастом Ивановичем; а в «Беде от нежного сердца» создает противоположный по характеру и темпераменту образ прямодушной, гордой, принципиальной и скуповатой на внешние проявления чувств бесприданницы Настеньки.

Дмитрий Кожин одинаково убедителен в любой роли, будь то очаровательный водевильный простак Саша Золотников, пылкий любовник Эраст Иванович Стрелкин, книжник-Принц или холодный, неподкупный и жесткий Анджело (драма «Иди, куда влечет тебя свободный ум...»), чья гармоничная наружность красавца-Аполлона и кажущаяся сдержанность контрастируют с бушующими внутри душевным раздраем и смятением страстей. Актер Кожин создал по-настоящему романтический образ грешного праведника Анджело (или, скорее, праведного грешника?). Попытка соблазнения молодой монахини Изабеллы (Юлия Уткина) для него - это не столько прихоть отъявленного тирана, сколько интеллектуальный эксперимент: уступит - не уступит, действительно ли преступления, совершенные ради любви, не должны считаться преступлениями? Все ли можно оправдать, понять и простить? Герой Кожина отдается этому эксперименту полностью. Играя Принца в мюзикле по сказке о Золушке, Дмитрий Кожин наделяет своего героя не только положенным романтическим обаянием, но и своеобразными сложностью и глубиной. Принц-философ с изящными очочками на тонком носу - бунтарь. Он не скрывает своей скуки, снисходительно относится к чудачествам Короля и предпочитает обществу придворных красавиц размышления и чтение книг. 

Признанной мастерицей перевоплощения в Сургутском театре является Юлия Уткина. Берлинские зрители смогли вполне оценить диапазон жанров и разнообразие сыгранных ею ролей. Озорная, напористая, нагловато уверенная в своей неотразимости провинциальная барышня Катя, игривая и лиричная Золушка, неприступная, чистая монахиня Изабелла - это все грани одного таланта, таланта актрисы Юлии Уткиной, по-хорошему многоликой и энергичной. И, конечно, страстотерпица Анна в «Украденном счастье»! Это скорее обобщенный образ женщины как таковой, нежели перевоплощение в конкретную личность. В Анне Юлии Уткиной нет совсем ничего ни от вероломной изменницы-жены, ни от роковой красавицы. Как героиня была тихой, на первый взгляд, совершенно неприметной сиротой, которую братья в свое время разлучили с возлюбленным, так ею и осталась. И если бы не повторное появление в ее судьбе стражника Михайла Гурмана (Сергей Дороженко), то она и не раскрылась бы во всей полноте страстей. Спектакль «Украденное счастье» - не бытовая история о любовном треугольнике и типичной для стародавних времен ситуации «замуж пошла, другого любя», а нечто сродни античной трагедии, когда все ее участники подчинены воле рока и фактически лишены выбора. Не способный «муху обидеть», красивый, статный, но слабовольный муж Микола (Павел Касьян) в финале становится убийцей; до поры до времени вынужденная быть верной женой Анна перестает мириться с навязанными обстоятельствами и бросается в обреченную страсть к Михайлу, что называется, с головой; а сильный, циничный и упорный правдоруб и жизнелюб Михайло совершенно сознательно предпочитает смерть. Кстати, в исполнении Сергея Дороженко стражник Михайло далек от традиционного образа любовника. Это поджарый, невысокий, русоголовый, сосредоточенный и одновременно погруженный в себя человек. Зачастую он напоминает зверя, изготовившегося к прыжку и готового биться за добычу до последнего. Понятно, за что Анна его полюбила и почему предпочла Миколе... Дороженко одинаково успешен как в возрастных и комедийных ролях, так и в трагических. Он - и двигатель интриги, и герой, и скромный наперсник.

При подготовке гастролей в Сургутском театре сразу планировали творческие встречи с театральными коллективами Берлина. В театре «Русская сцена» актеры посмотрели спектакль «Жена-еврейка» по пьесе Б. Брехта и участвовали в творческой встрече с труппой «Русской сцены». Также были налажены связи с театральным объединением общественной организации «Диалог». Бурю эмоций у сургутских актеров вызвал спектакль «Trust» в прославленном Schaubühne. Его обсуждение длилось до утра! Особенным по содержательности стал визит сургутян в высшую школу актерского мастерства «Эрнст Буш». Актеров пригласили на сдачу дипломных работ выпускников, а руководители театра встретились с ректором академии Вольфгангом Энглером и доцентами вуза. На предложение театра показать свои спектакли на сцене «Эрнст Буш» господин Энглер подтвердил готовность обсуждать этот проект.

По итогам поездки художественный руководитель СМДТ Владимир Матийченко награжден Благодарственным письмом Представительства Россотрудничества в ФРГ за большой вклад в развитие российско-германского культурного диалога и укрепление взаимопонимания в гуманитарной сфере между молодежью двух стран. На гастролях в Берлине Сургутский театр в очередной раз выступил в роли посла доброй воли, который укрепляет культурные, общечеловеческие связи между жителями двух государств вопреки неблагоприятной политической конъюнктуре.

 


Фото предоставлены пресс-службой СМДТ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.