Вчера принц, сегодня король. Андрей Селиверстов (Волгоград)

Выпуск №6-196/2017, Лица

Вчера принц, сегодня король. Андрей Селиверстов (Волгоград)

50 лет исполнилось артисту Волгоградского ТЮЗа Андрею Селиверстову.

Появившись в ТЮЗе совсем молодым актером двадцать восемь лет назад, Андрей Селиверстов не сразу, но, чем дальше, тем определеннее, проявлялся как личность особого свойства.

В чем эта особость?.. Может, в том, что он максимально включен в жизнь своего театра. Не в смысле «лезет во все», но ему не безразличны его (театра) проблемы, творческие, производственные, прочие, сама атмосфера в нем. Ему не безразличны люди, что находятся рядом, он всегда готов реально помочь, он умеет дружить, умеет и отстранить от себя... Не выносит разгильдяйства в работе и вне ее. Терпеть и ждать умеет. Способен искренне радоваться чужому успеху. Может и скандал затеять... Он натура страстная. Имеет ли это отношение к актерской деятельности Андрея Селиверстова? Уверена, что имеет, и немалое. Свет человеческой личности всегда отражается в сценических образах, ею создаваемых.

Когда-то он меня потряс, сыграв Нелькина, антагониста главного героя в спектакле «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. В то время внутри театра царило некое напряжение, как бывает в творческом коллективе, когда там не все ладно и согласно. В разоблачительный монолог своего героя-«правдоруба» артист, казалось, вкладывал личный протест против разного рода проявлений непорядочности в принципе. И всегда срывал аплодисменты зала.

Человеческий и творческий максимализм привел Селиверстова в конце 90-х к решению стать артистом театра-студии «Альтер-эго», которую создавал тогда при ТЮЗе (но отдельным организмом) его коллега Альберт Авходеев. Это был абсолютно счастливый для Андрея, да и для других участников затеи, период - при всех сложностях существования маленького коллектива. Когда днями репетировали, а ночами на третьем этаже ТЮЗа строили свой театр, свое сценическое пространство. Когда мотались со спектаклями по огромной области, обретая помимо профессионального еще и опыт самостоятельной продажи билетов. Когда сами грузились-разгружались, ставили декорации... Андрей во всех ипостасях трудился вдохновенно и ответственно. А сколько новых друзей и поклонников тогда появилось! С некоторыми и сегодня не прерывается связь.

«Альтер-эго» просуществовал шесть лет, произведя на свет более десяти спектаклей. В них приглашались играть многие актеры, в том числе из других театров, но премьером был А. Селиверстов. (Потом некоторые из студийных постановок вошли в репертуар ТЮЗа, когда А. Авходеев был назначен его директором.)

Роли, сыгранные в театре-студии, остаются в душе актера воспоминанием праздника. Там был, к примеру, смешной, наивный медвежонок Мишка, влюбленный в цветок, из сказки С. Козлова «Я Вас люблю, Ромашка!». Режиссер ставил спектакль не про лесных жителей, а про людей из детства, и те по-своему существовали в светлом и увлекательном мире. Спектакль так и определялся по жанру и по сути - «Ностальгическое путешествие во двор своего детства». Были и другие персонажи из произведений, которые помогали воссоздать на сцене атмосферу радости, импровизации, юмора - более всего необходимую актерской природе А. Селиверстова.

Не случайно одним из самых любимых спектаклей его первых лет в ТЮЗе был «Приятного аппетита, тигр!» по сказкам Д. Биссета, где Андрей пребывал в разных обличьях: мороженщика, пчелы, дорожного рабочего. В каждом находилась своя изюминка, и исполнение пленяло легкостью, азартом, артистизмом. Не случайно именно его приглашали на местное ТВ быть ведущим программы для детей «Плюс-минус Робинзон». И за пять-шесть лет ее существования Селиверстов точно стал среди волгоградских детей самым популярным артистом.

Из «двора детства» и потом юности вышел еще один весьма значимый для Селиверстова герой начала 2000-х - Валера в студийном спектакле «Весенние танцы» по пьесе молодого драматурга О. Бересневой. Некогда блестящий юноша, со знанием испанского языка, не выдержавший натиска перемен в родной стране, торгующий на улице рекламными буклетами и сильно пьющий. Опустившийся интеллигент, «лузер», сохраняющий тем не менее чувство собственного достоинства и мужское обаяние. Не случайно за него яростно боролись две его подружки-одноклассницы. Сегодня, вспоминая спектакль и эту роль, приходит аналогия с героем замечательного романа А. Иванова «Географ глобус пропил», в киноверсии сыгранную К. Хабенским. Избегая сравнений - образ, созданный у нас А. Селиверстовым, по-своему, емко отразил узнаваемый тип человека, не совпавшего со временем.

Зато сам артист очень даже совпал и со временем, и с профессией. Хотя, если бы не поступил после школы на театральное отделение в Волгоградское училище искусств, обязательно выучился бы на летчика. Раньше он частенько ездил в аэропорт - просто так, на самолеты посмотреть. Сегодня можно открыть нужный сайт в компьютере и не только близко увидеть, но даже полетать в любом направлении. Чем он и занимается в свободные часы. А в рабочие - «летает» на сцене.

- Мне удобно быть на сцене. Она дает мне то, чего не может дать жизнь. Как бы ненадолго получаешь то, чего у тебя нет. Я часто недоволен собой, устаю от себя, а там могу стать другим человеком, насытиться яркими эмоциями, ощутить себя молодым и легким.

Что касается последнего, пятидесятилетний Андрей Селиверстов запросто может и сегодня Принца, к примеру, «рвануть»! Когда-то он его играл, влюбляя в себя капризную принцессу и всех зрительниц заодно. В спектакле «Здравствуй, принцесса!» по сказкам Х.К. Андерсена главные герои от избытка чувств (после поцелуя) заходились в настоящих балетных пируэтах, выплескивая в зал молодую энергию. Теперь он там короля-отца играет, тоже весьма эмоционального.

Да, уже появились в его актерской биографии «отцы» (в жизни-то он давно им стал). Вот папаша Бергамен из «Романтиков» Э. Ростана. Он по темпераменту сынку своему влюбленному не уступит. Носится по сцене, подслушивает-подглядывает, интригу хитрую затевает, дабы молодых свести и своего не упустить, друга-соседа «заводит» идею осуществить. При этом другому слово вставить некуда - так тарахтит, торопится. Эта сцена всегда проходит под гомерический хохот зала. Актеру комфортно пребывать в смеховой стихии. В его арсенале много красок, чтобы комедийные персонажи не были похожи друг на друга, оставались живыми людьми со своими особенностями и своей судьбой.

К сожалению, редко идет в театре один из лучших спектаклей вечернего репертуара - «Слон» А. Копкова. Написанная в начале 30-х годов, эта комедия удивительна по своей вневременной актуальности и художественным достоинствам (потому и запрещенная многие годы). Селиверстов играет главного героя - колхозника и партийца Гурьяна Мочалкина, которому «ученый» сынок подсунул книгу о буржуазии, что угнетала простой народ, а он вдруг сам захотел попробовать буржуазной жизни и собрался в полет за счастьем к берегам Америки. Правда, после того как нашел клад - золотого слона.

Артист не прячет мещанского скудоумия своего героя, но его человеческий порыв столь азартен, что начинаешь невольно ему сопереживать. Да в конце-то концов, разве человек (каким бы он ни был) не имеет права свободно распоряжаться своей судьбой!? Уморительно трогательна сцена подготовки Гурьяна к полету. Он стоит на высоком помосте, на плечи надеты какие-то крылья, в руке большой белый шар. А лицо растерянного ребенка... Смешно и ужасно жалко!

Подобные чувства, еще более острые, рождались на спектакле «Ж.Б.» по пьесе А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Герой А. Селиверстова существовал там в атмосфере фантасмагории, при явном присутствии черта. Даже в названии спектакля - как бы закодированном - был намек на историю таинственную, мистическую, не бытовую. Бедный, мелкий чиновник Миша Бальзаминов только первые минуты пребывал в покое, когда спал в своей люльке-рыбке и сны глядел. А дальше его как черт крутил! Он бегал по городу, приходил в отчаянье, вновь зажигался надеждой, устраивал истерики, а потом затихал на маминой груди. Он даже наглым и страшным становился да еще актером, который увлеченно разыгрывал картины будущей семейной жизни. Чтобы следом трагически воскликнуть: «Я не могу понять, почему мне счастья нет!» Каждая сцена открывала новые нюансы его личности. То, что это личность, актер Андрей Селиверстов несомненно доказывал. Это была трудная для него роль, в которой соединились и комизм, и лирика, и драма, и фарс...

- Я очень трудно работаю. Каждая новая роль - стена. Сначала начинаю заглядывать за эту стену, прикидывать, как ее лучше пробить, да еще внести в роль свое, неповторимое. Потом начинаю биться в эту стену. Иногда пробиваю.

Знаю зрителей, которые ходят по многу раз смотреть спектакль «Уйди-уйди» Н. Коляды. Есть в нем какая-то магнетическая атмосфера, в которую погружаешься всеми фибрами души. Можно считать, что это история про маргиналов, но на самом деле - про обычных людей, только несчастливых. Один из них - Валентин (А. Селиверстов), ему лет сорок-сорок пять - приезжает к женщине по объявлению в газете типа «хочу познакомиться с целью выйти замуж». Он хорохорится, напропалую врет, вообще неприятен и странен. А вы принца ждали? У Коляды их не бывает, он не сказки пишет, а про жизнь реальную. И вот сидит этот отвергнутый Валентин, пьяненький, жалкий, заплаканный, о себе рассказывает, о страхах своих. А женщина о своем. Они сидят и тихо разговаривают. Просто сидят и разговаривают. Перед расставанием. А может, и нет...

Артист Селиверстов знает о людях, которых играет, много чего тайного и тонкого. Он их сердцем чувствует и любит, конечно. А еще он умеет не только за своих героев отвечать, но что-то подсказать партнеру, целую сцену придумать и музыку к ней найти... Означает это, что есть в нем, помимо актерского, и режиссерский дар, подтвержденный сегодня тремя постановками, в которых с радостью работают его коллеги и находят удовольствие зрители. Спектакль «Как проучили Гремучего Змея» по мотивам сказки О. Хаксли и пьесе С. Леденева - самый популярный среди них. Он был первым. Следом появились «Крылья Дюймовочки» и «Кошкин дом». Тюзовец, он очень хорошо понимает, что в сказке на сцене должны быть задействованы все театральные средства выразительности. Есть там и образные декорации, и красивые костюмы, много пения и танцев, фантазии и, конечно, доброты.

Можно смело сказать, что одним из бесспорных достоинств спектаклей нашего ТЮЗа является их пластическая и музыкальная культура и один из ярких ее носителей - артист Андрей Селиверстов. Его герои везде, где это необходимо, поют и танцуют - сегодня, как и прежде. Он обладает абсолютным музыкальным слухом и хорошим вокалом. Для него профессионалы пишут прекрасные песни, и их наверняка уже накопилось на целый альбом. Они частенько звучат на местном радио и на театральных вечерах. Звучали и на его бенефисе.

В тот вечер он играл отца семейства Элимелеха в спектакле «Брачный договор» по пьесе Э. Кишона. На родине автора, в Израиле (где его показывали недавно) спектакль был принят «на ура!». И у нас пользуется, пожалуй, самым большим зрительским успехом. В нем комедийность переплетена с драматизмом, смех соседствует со слезами. То, что более всего необходимо зрителю. То, что более всего близко артисту Андрею Селиверстову.

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.