Навели Чугиноколь / Открытый фестиваль любительских театров в Кольчугино

Выпуск №7-197/2017, Любительские театры России

Навели Чугиноколь / Открытый фестиваль любительских театров в Кольчугино

Своим названием Открытый фестиваль любительских театров «Чугиноколь» обязан поэту Игорю Кашину, в чьих иронических стихах слово-перевертыш, произведенное от Кольчугино Владимирской области («Чугиноколь, Чугиноколь, / Беспросветный городок. / В звоне лиры одинокой / Гибнет мой корявый слог») напоминает бинокль и без лишних комментариев ассоциируется с театром и всем, что с ним связано. А связано немало: в поселении металлургов, основанном на берегах Пекши купцом Кольчугиным в 1871-м (город - с 1931 года) и насчитывающим сегодня меньше пятидесяти тысяч жителей, успешно существует Ассоциация любительских театров, и когда в местном ДК проходит межрегиональный фестиваль «Чукиноколь», кажется, что в зрительный зал помещается весь город. Весомую поддержку театральному слету оказывает не только Администрация района, но и градообразующее предприятие АО «Электрокабель "Кольчугинский завод"».

«Чугиноколь-2017» организаторы во главе с неутомимым Александром Рыжовым - режиссером Образцового театра юного зрителя, навели на 11 любительских коллективов, сформировав детскую и взрослую программу из спектаклей, представленных артистами-любителями из Владимира, Петушков, Рязани, Ярославля, Краснознаменска, Санкт-Петербурга. От Ассоциации кольчугинских театров в афишу включили пять названий: «Госпожа Метелица» братьев Гримм и «Кот наоборот» О. Емельяновой (Поэтический театр), пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде» (Образцовый театр-студия «Синяя птица»), «Пушкин. Нулин» и «Шведская спичка по А.П. Чехову (Образцовый ТЮЗ). В безусловных фаворитах фестиваля оказались три из перечисленных списком и составивших своеобразный триптих сочинения, которые могут послужить примером свободного и не скованного ни школьными, ни учеными традициями прочтения классических текстов.

Пушкинская сказка начинается из затакта хоровым «сходом» веселых ложкарей, поочередно примеряющих на себя маски персонажей, мгновенно перевоплощающихся на глазах изумленной публики и образующих сценическое действие по образу и подобию стихосложения. Режиссер Вероника Щеглова увлечена живым действием больше, чем назиданием, что для изображающих пушкинских героев детей куда важнее, нежели итоговая мораль, и через абсолютную музыкальность речевых периодов управляет происходящим так же искусно, как увлеченный поэт управляется с рифмой. Стиль сорокаминутного действа напоминает стиль стремительного и полетного пушкинского автографа, где нажимы пера воспринимаются акцентами, а знаки препинания - многоговорящими комментариями.

Ироническим слогом владеют и старшие товарищи «Синей птицы» (звание лауреата I степени), под доглядом Александра Рыжова осваивающие пушкинскую и чеховскую поэтику в «Нулине» и «Шведской спичке» с той свободой лицедейства, какой стоит завидовать дипломированным профессионалам. Не отменяя формы рассказа, режиссер превращает авторское повествование в фантастическую по разработке деталей и характеристик игру, невидимыми нитями соединяя читаемый текст с показом, безшовно меняя текст и показ местами, переводя слово в действие, а действие в комментирующее слово. Литература надежно спрятана за игровой фантазией, но при этом сценическая драматургия, состроенная из этюдов и пантомим, не угнетает словесности как таковой. Рассказу о сговоре Натальи Павловны (Анастасия Николаева) с наперсницей Парашей (Елизавета Струнина) предшествует «немая сцена», где красавица-служанка, высвобождаясь из объятий Лидина (Владислав Степин), завязывает очередной узелок на простенькой веревочке, с помощью которой «отмечает» любовные победы. Кажется, что этой самой веревочкой она и «повязана» с придумавшей интригу вокруг Нулина барыней, что Лидин прямиком из постели Параши продолжит крутить амуры с хозяйкой, а та, подставив заезжего графа, сохранит репутацию верной супруги в глазах света.

Или - начало «Шведской спички», где под фонограмму голосов Юрия Деточкина и Максима Подберезовикова из ленты Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» раздаются роли, а заодно с ними и костюмы, задаются правила игры в иронический детектив, и уже чеховское слово, веселой амурной стрелой пробивая толщи календарных листков и долетая до наших дней, сливается с шуточным пушкинским, продолжая и развивая тему иронических превращений, в совершенстве освоенную Александром Рыжовым и его даровитыми подопечными: Анастасией Николаевой, Ольгой и Василием Кирилловыми, Александром Жулиным, Святославом Бердичевским, Владиславом Степиным, Денисом Милешиным, Вадимом Кожевниковым.

Интонационно близко к ироничной манере кольчугинцев сыграли свои спектакли Краснознаменский молодежный театр «Круг-2» им. Е.П. Ступаковой «О вреде табака и пользе театра» (режиссер Андрей Ведмецкий, составивший вечер из «Лебединой песни» и «О вреде табака» соответственно и удостоенный звания лауреата II степени), и Санкт-Петербургский Театр-студия «Синтез» им. Юрия Остромухова, с явным пиететом к вахтанговским традициям разыгравший «Принцессу Турандот» К. Гоцци в переводе М. Осоргина (режиссер Юлия Сорокина). В чеховском монологе актер Алексей Коваленко (звание лауреата в номинации «Лучшая мужская роль») умело использовал комические краски, ни на йоту не забыв адресоваться к залу как к лекционной аудитории, но за маской его «мужа своей жены» Ивана Ивановича Нюхина то и дело проглядывал человек тонкой и забитой души, бегущий мещанской морали, но и не жаждущий одного покоя. В маленьком скетче удалось рассмотреть не водевильного персонажа, а «всего Чехова» с его дядей Ваней, из которого мог получиться Достоевский и Шопенгауэр.

Питерцы отчаянно сражались на полях импровизации и comedia dell'arte, подменяя смыслы знаменитой фьябы Гоцци интерактивным слэнгом и комикованием.

Композиции, сочиненные талантливым режиссером-педагогом Татьяной Овчинниковой по пьесе Дамира Салимзянова «Веселый Роджер», расходились по разным углам лабиринта неловко увязанных между собой отдельных историй. При этом энергетика молодого по возрасту ансамбля, где лидировали Артем Калядин и Анна Максимова в ролях Капитана и Капитанши, отчасти извиняла откровенную слабость драматургии.

Равно как и энтузиазм ярославцев (Образцовый детский театр «Луч») позволил смягчить эскизный и эклектичный материал Дениса Привалова, чья пьеса «Город ангелов» тяготеет к притче, но строится на бытовых подробностях, изначально ее разрушающих.

«Чугиноколь» проявил, как в фокусе, проблемы современной драматургии и ее хронического дефицита, прежде всего, для детских и юношеских коллективов. Старшие предпочитали проверенную временем классику, а если и тяготели к актуальной тематике, то в выборе пьес рассчитывали на собственные силы. Как Анна Харитонова (театр «ДомиНо», г. Владимир), написавшая себе как исполнительнице мелодраматическую историю о жизни простой деревенской бабы, убежденной в том, что счастье - не остановка, а путь, и пройти его, каким бы сложным и трагичным он ни оказался, уже дар и награда. За свою «Веру» талантливая артистка была удостоена звания лауреата в номинации «Лучшая женская роль».

Режиссер Светлана Рахманина (Рязанский молодежный театр-студия «Шанс», звание лауреата I степени) в пронзительный рассказ о Януше Корчаке («Мы были...»), польском писателе и педагоге, отправленном в Варшавское гетто фашистами и разделившим вместе с учениками смерть в газовой камере, несмотря на дарованную свободу, включила дневниковые записи и фрагменты из книг самого героя, стихи Александра Галича, кинокадры из фильма Анджея Вайды и сцены из пьесы Вадима Коростылева «Варшавский набат». Рязанцам и ее актерам-лидерам Игорю Витренко и Дмитрию Рахманину (за роли Учителя и Офицера оба удостоены именных дипломов) удалось избежать мелодрамы и сыграть высокую поэму о Человеке, сохраняющем достоинство под угрозой смерти и вопреки обстоятельствам.

Гран-при фестиваля остался в Кольчугине - за постановки спектаклей «Пушкин. Нулин» и «Шведская спичка».

В «Чугиноколь» участники и зрители отчетливо разглядели: будущее у любительского театра есть. У фестиваля - тоже.

 

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.