Лидия Дымова. В рабочем режиме (Сызрань)

Выпуск №7-197/2017, Лица

Лидия Дымова. В рабочем режиме (Сызрань)

В последнее время я все чаще бываю в Сызрани. Приезжаю обычно на два-три дня, смотрю в театре текущий репертуар, общаюсь с актерами, работниками цехов, набрасываю в блокнот впечатления, заношу в компьютер цитаты, фотокопии архивных материалов, статей и рецензий на спектакли, давно уже сошедшие с афиши. Едва ли не главной моей помощницей в деле написания книги об истории Сызранского театра стала заслуженная артистка России Лидия Георгиевна Дымова. Время от времени я звоню ей, спрашиваю то об одном спектакле, то о другом, и всегда она уточняет детали, подробности, малейшие нюансы так фактически точно и по-человечески тепло, что географически удаленная от Самары Сызрань с каждой нашей беседой становится мне все ближе и ближе.

Когда-то в школьные годы меня абсолютно потряс, влюбил в этот театр невероятно искренний спектакль «Завтра была война». Через несколько лет вдохновил поэтическим размахом «Сирано де Бержерак». Еще через несколько лет взбудоражили «Наши» (так в сызранском театре прожили «Бесов» Достоевского). Неровно, прерывисто мое личное ощущение того, чем жил и чем живет этот театр. Больше двух десятилетий подряд я знакомлюсь с ним и, угадывая знакомые черты, постоянно нахожу что-то новое.

«Вот и я не перестаю удивляться нашему театру! - с улыбкой подхватывает Лидия Георгиевна. - А знаете, что меня поразило тогда, пятьдесят с лишним лет назад, когда я впервые вошла в наш театр? Люди! Артисты, режиссеры и те, кто никогда не выходит на сцену, работая в цехах, в административной службе. Неслучайные люди! Годами, десятилетиями они преданы этому театру! Только с такими людьми и можно идти вперед рука об руку! Только так и можно прожить жизнь!»

Пятнадцатого января 2017 года утренней электричкой я возвращался из Сызрани в Самару. На вокзале, в очереди в кассу встретил - кого бы вы думали? - Лидию Дымову! Буквально вчера она отметила 80-летие. «Без пафоса, в рабочем режиме», - уточняет Лидия Георгиевна и знакомит меня с племянницей Людмилой. Вместе мы входим в вагон электрички. Лидия Георгиевна поправляет покосившуюся вагонную дверь, пересаживает нас подальше от возможного сквозняка, отвечает на приветствия узнавших ее пассажиров. Она успевает делать несколько дел одновременно. За разговором о театре пролетают в дороге два с лишним часа. А как сблизила нас работа в жюри областного конкурса «Самарская театральная муза»! Отдельно надо рассказывать, как анализирует спектакли актриса с таким творческим опытом!..

Вся ее жизнь связана с Сызранью и с Самарой.

В Самаре она родилась, причем в одном роддоме с будущим мужем, но на четыре года позже, чем он. В детстве они жили по соседству, там, где Арцыбушевская пересекается с улицей Льва Толстого. Ходили в Дом пионеров: он - в драмкружок, она - на бальные танцы. И ни разу не встретились!

Лида Уханова была влюблена в театр. Зимой выбегала из дома на улицу в нарядном платье и, смешавшись с публикой, проскакивала в Театр юного зрителя. Ухановы жили бедно, денег на театральные билеты у них не было. В самодеятельном театральном кружке Лида была одной из лучших. После школы получила профессию мастера по пошиву верхней одежды. Увидела объявление о первом наборе в студию при драматическом театре и, вздрагивая от волнения, пошла на конкурс. Дальше - все как в тумане! Она поступила! Андрей Дымов учился в группе Владимира Галицкого, Лида Уханова - у Петра Монастырского. В спектакле Монастырского «Дело Артамоновых» студенты были заняты в массовке. После триумфального показа в Москве на сцене Кремлевского театра руководство студии приняло решение на полгода сократить срок их обучения.

«Он ловелас был, ни одной девушке прохода не давал, - рассказывает Лидия Георгиевна о романе с Андреем Дымовым. - С руками ко всем лез, а я этого не любила. Так он мне арии петь начал, которых наслушался в детстве. А я ему: «Уходи! Не надо мне петь!» И что вы думаете? Он меня утанцевал!»

Так Лидия Уханова стала Лидией Дымовой.

В 1960 году, по окончании студии, режиссер Петр Монастырский предложил Дымовым стать актерами Куйбышевского театра драмы. Но по совету Зои Чекмасовой они поехали в Сызрань, где сразу же начали играть главные роли. Рождение дочери. Ощущение, что где-то там лучше, чем здесь. Через два года Дымовы уехали в Гомель. Там у них была тетка, мечтавшая помочь в воспитании Тани. Четыре года в Гомеле, потом шесть лет в Алма-Ате. В Красноярске Лидия за год сыграла три большие роли. Поработали они и в Куйбышеве, в театре драмы у Монастырского. Затем был Саратовский театр. Был и конфликт, после которого Дымовы ушли из театра. Казалось, навсегда.

Андрей Дмитриевич работал в Бюро пропаганды киноискусства при Союзе кинематографистов, Лидия Георгиевна - в отделе писем газеты «Волжский комсомолец». Жить без театра она не могла, руководила детским драмкружком в ДК «Звезда».

В 1978 году Сызранский театр гастролировал в Тольятти. Там они и пересеклись вновь. Режиссер Александр Ривман нежно твердил ей: «Лидочка! Лидочка!» И Дымова вернулась в Сызрань. Ей был нужен этот театр! И этот режиссер! Через год в Сызранский театр вернулся и Дымов. Так этот город и этот театр стали для них второй родиной.

«Не дай бог играть с мужем на сцене любовные отношения, - вкрадчиво произносит Лидия Георгиевна. - Когда хорошо знаешь друг друга, на сцене невольно начинаешь наигрывать, врать. Как мы не хотели, чтобы дочь стала актрисой! Таня поехала с дедушкой в его казанскую командировку и там втайне от нас поступила в театральное училище. Мы были на гастролях. Я плакала, когда мне позвонили и сообщили об этом. Наш актер Семен Голод тогда сказал: «Да вы радоваться должны!»

А я вспоминаю рассказ Татьяны Дымовой о том, как в три года она впервые вышла на сцену в городе Ровно, в финале спектакля «Женский монастырь». Должна была просто стоять на сцене. Но заиграл оркестр, и рванула вперед, начала танцевать. Кстати, в Сызранский театр ее с мужем приглашали сразу после Казанского театрального училища, но Татьяна не решилась работать вместе с родителями. Потом были Самарский ТЮЗ и театр в городе Советск. Сын остался в Сызрани, писал родителям слезные письма, и они вернулись. Дом, семья, театр. Актерская династия Дымовых стала частью истории театральной Сызрани...

О Лидии Дымовой критики писали часто.

В 1983 году в центре внимания были «Три сестры» в постановке Александра Ривмана и оформлении Давида Брука. Отмечая истинно чеховскую интонацию спектакля, Е. Рашевская особое внимание уделила образам сестер Прозоровых: «Ольга (Л. Дымова) ненавидит жадность, боится хамства, но ненависть эта проявляется только в стремлении не сталкиваться с ними».

Десять лет спустя, в 1993 году юбилейный, 75-й сезон театр открыл премьерой «Любовь - книга золотая» Алексея Толстого в постановке Александра Ривмана. «Много сил затрачено актерами для того, чтобы слова приобрели универсальное значение, стали чем-то вроде магических формул, заставляющих погрузиться в то или иное состояние, - читаем в газете «Волжские вести». - Постановочный коллектив ищет новые способы общения действующих лиц друг с другом. Спектакль имеет высокий художественный уровень, а опытные мастера сцены - заслуженная артистка России Л. Дымова, актрисы Р. Афанасьева, З. Баканова, Б. Карыгин, А. Дымов - умело овладевают ходом сценического времени и подчиняют себе театральное пространство».

Одиннадцатое ноября 1996 года. Санкт-Петербург, Театр на Литейном. 100-летию со дня первой постановки пьесы А.П. Чехова «Чайка» посвящен Международный театральный фестиваль «Полет чайки». Сызранский драматический театр играет «Комедию смерти». Постановка Андрея Ермолина взволновала публику. Его версия чеховской «Чайки» сознательно лишена романтизма, оттого столь дидактичен Треплев (А. Бурнаев), откровенно бездарна Нина Заречная (Н. Дудникова), необаятельна Аркадина (Л. Дымова), приземленно выглядит Тригорин (М. Галицкий). В жизни этих персонажей нет ничего светлого. Спектакль начинался скорбным, надрывным романсом под аккордеон и завершался тоскливым песнопением-воем. В одной из рецензий на «Комедию смерти» читаем: «Изумительна в роли Аркадиной Л. Дымова. Чтобы с такой страстью, убедительностью сыграть довольно сложный чеховский персонаж, нужно быть истинным Мастером!..»

А как волновались Лидия Дымова, Борис Карыгин и Александр Зазыбин, играя «Печку на колесе» в лечебно-трудовом профилактории! В зале - вчерашние алкоголики. По сюжету героиня Дымовой уходит от мужа-пьяницы к молодому и непьющему. После спектакля к артистам подошли весьма колоритные зрители. Один из них в порыве откровения выдохнул: «Вот так живешь и теряешь семью! Обидно!..»

Когда перед выездом театра со сказкой «Волшебное кольцо» на гастроли в Венгрию одна из актрис не успела оформить загранпаспорт, Татьяну Дымову срочно «переместили» с роли Матери Ивана на роль Собаки, а Лидия Георгиевна вышла на сцену в роли, которую еще вчера играла ее дочь.

Февраль 2008 года. Спектакль Виктора Курочкина «Старомодный коктейль». Сценография Валерия Ковалева подчеркивала контраст прошлой и нынешней жизни Барклея и Люси, роли которых исполнили Борис Карыгин и Лидия Дымова. В газете «Волжские вести» Виктор Трошин писал: «Отрадно, что «загадка» киноповести Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» перешла и в созданный по ней спектакль».

В 2010 году, на открытии 92-го сезона Лидия Дымова стала лауреатом первой сызранской театральной премии за роль Арины Базаровой в спектакле «Отцы и дети», в 2013 году - лауреатом губернской премии в области культуры и искусства и лауреатом областной общественной акции «Народное признание - 2013» в номинации «Признание и уважение».

Двадцать первое марта 2015 года. Премьера трагикомедии Дональда Ли Кобурна «Игра в джин» в постановке Олега Шахова и сценографии Валерия Ковалева. Диалоговый характер пьесы позволил Юрию Андруховичу и Лидии Дымовой кроме пластики, мимики и иных выразительных средств раскрыть характеры своих героев на полутонах. Одиночество, тоска по душевности стали главной темой этого, наполненного символизмом спектакля. Режиссер ввел в ткань постановки еще одного персонажа - Джокера. Бессловесный образ карты, способной побить любого козыря, сыграла Татьяна Дымова.

«Конечно, я вижу свое продолжение в дочери, - задумавшись, произносит Лидия Георгиевна. - Люблю разные жанры. Никогда не мечтала о какой-то конкретной роли. В театре я ученица системы Станиславского и двух режиссеров - Монастырского и Ривмана. Не меньше, чем играть, люблю репетировать, люблю застольный период, разбор психологии и характеров персонажей. Иначе как жить на сцене? Сызранский театр давно стал мне родным, да и сама Сызрань - мой город!..»

Почетный гражданин города Сызрань, лауреат городской премии «Признание» и премии губернатора Самарской области в области культуры и искусства, областной общественной акции «Народное признание», премии «За честь и достоинство в профессии» губернского конкурса «Самарская театральная муза», заслуженная артистка России Лидия Георгиевна Дымова награждена почетными грамотами Союза театральных деятелей России, Самарской Губернской Думы, Главы Администрации городского округа Сызрань. В историю Сызранского драматического театра в ее исполнении вошли Мурзавецкая («Волки и овцы» А.Н. Островского), Аркадина («Комедия смерти» по пьесе А.П. Чехова «Чайка»), Мария Петровна («Палоумыч» С. Ласкина), Турусина («Мудрец» А.Н. Островского), Мама («Не такой, как все» А. Слаповского), Феклуша («Гроза» А.Н. Островского), Филлис («Сильвия» А. Герни), Арина Базарова («Отцы и дети» И.С. Тургенева), Старуха («Наши» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»), Анна («Касатка» А.Н. Толстого), Фонсия Дорси («Игра в джин» Д. Кобурна), Фекла («Женитьба» Н.В. Гоголя). Надо видеть, как прекрасна, волшебна, загадочна актриса в премьере детской сказки «Скрип и Мастер елочных игрушек» в небольшой роли Ученой Совы!..  

 

ПДФ статьи 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.