Разговоры после / Премьеры в "Табакерке"

Выпуск №7-207/2018, Премьеры Москвы

Разговоры после / Премьеры в "Табакерке"

В первые месяцы этого года в Театре-студии под руководством Олега Табакова состоялось две премьеры. Первая - по киносценарию Федерико Феллини «Ночи Кабирии» и вторая - «Разговоры после...», где в пьесе Ясмины Реза есть еще одно слово «погребения», но театр убрал его, видимо, чтобы не огорчать зрителей.

Начну с так называемого ремейка известного фильм итальянского гения с Джульеттой Мазиной, поскольку сценическую версию Алены Лаптевой и Янины Колесниченко нельзя полностью назвать ремейком, если не считать закодированных сюжетов, связанных с судьбой романтической простушки, оказывающей сексуальные услуги клиентам не самого высокого ранга. Малая сцена «Табакерки» с ее максимальным приближением к зрителю дает возможность крупных планов исполнителей, как в кино, но действенная природа театра не терпит статичности, заставляя актеров постоянно двигаться, обыгрывать декорации, придуманные художником Ольгой Рябушинской.

В первой части одноактного спектакля все персонажи неустанно изображают «дикие прерии» темного дна. Тут и бандиты, и проститутки, и бездомные, среди которых выделяется хрупкая фигура истощенной женщины со следами былой красоты, наблюдающей со стороны за шумным вертепом. Танцующим, поющим, дразнящим слабаков и плюющим на всякие приличия, потому что самое неприличное - это заявлять о своем достоинстве, быть не таким, как все. Сострадание здесь исключено, его заменили жестокость и вседозволенность, а доверчивых чудаков презирают, поднимают на смех. Неслучайно девушка по имени Кабирия (Наталья Попова), вытащенная из реки, куда ее бросил ухажер из-за денег, будет взята в плен пьяными отморозками, и издевательства продолжатся в виде акробатических этюдов. Летая с рук на руки, подобно гуттаперчевой кукле, она кричит, умоляет, но это ничуть не действует на расшалившихся «циркачей». Ни одна из подружек по «бизнесу» не придет ей на помощь, наоборот, бесплатное представление доставит им удовольствие. Пластический дивертисмент, технически выполненный молодыми артистами весьма искусно, - не что иное, как вставной эпатажный номер, который может быть, а может - и не быть, поскольку жанр спектакля до конца не определен.

Неслучайно действие происходит в заброшенных римских катакомбах, приспособленных под ночной клуб, где каменные своды нависают над головой, под ногами по желобам течет грязная вода, и лишь обнаруженный археологами старинный фонтан напоминает о былом величии Рима. Для некоторых, заглядывающих сюда «упакованных» граждан, это экзотика, возможность проявить свое благородство и подарить коробку шоколадных конфет, для других - снять дешевую проститутку и отвезти в шикарный номер с хрустальной люстрой, которая опускается сверху и вызывает ошеломление у Кабирии, не говоря об автографе вышедшего в тираж артиста в исполнении Никиты Уфимцева, забавляющегося произведенным на нее эффектом.

Наконец, во второй части спектакля энергия бесконечного кружения приостанавливается, и зрителям дается возможность поближе познакомиться с непутевой Кабирией, продолжающей верить в любовь, поближе рассмотреть гордую нищенку и разгадать ее тайну. И тут начинается самое интересное, потому что две актрисы Наталья Попова и Евдокия Германова (Бомба) играют судьбу, а не просто предлагаемые обстоятельства роли. Они связаны между собой. Одна только начинает осваивать профессию «ночной бабочки», твердо уверенная, что, накопив деньжат, оставит опасный промысел и сможет работать в модном магазине, встретит любящего мужчину, ну, а у второй - все мосты в будущее давно сожжены, она тоже когда-то мечтала, но жестокие обстоятельства оказались сильнее бесплодных иллюзий. Теперь ее дом здесь, среди бродяг и неудачников, таких, как она сама. Единственное, что у нее нельзя отнять - это свободу и тележку, в которой помещается весь ее нехитрый, дырявый гардероб, надо только уметь его носить. Наталья Попова наделена природной органикой и внутренней пластикой. Скажу больше, Попова и Германова спасают спектакль от поверхностного скольжения, насыщают его непредсказуемыми психологическими поворотами и сильными чувствами. Чего только стоит встреча Кабирии с Оскаром (Василий Бриченко), притворившимся бескорыстным влюбленным и лихо окрутившим ее, позвав к алтарю. Она ни минуты не сомневается в порядочности этого красивого мачо, продавая свой домик и снимая все деньги со счета. Когда же на последнем свидании циничный шулер показывает свое истинное лицо и, открыв чемодан, видит в нем подвенечное платье, его охватывает бешенство, он готов задушить бывшую «невесту». Но и тогда Кабирия не хочет верить в столь страшное коварство, а убедившись - не раскаивается, бросая вслед «жениху» все свои накопления, ибо надежду на счастье у нее никто не сможет отнять.

Спектакль «Разговоры после...» по пьесе Ясмины Реза не носит утешительного характера и уж совсем не похож на слезливую мелодраму, перед нами скорее психологическая драма с непростыми отношениями между двумя братьями, Натаном и Алексом, сестрой Эдит и приехавшими на похороны брата дядей Пьером и его кокетливой женой Жульен.

В стеклянном загородном доме с прозрачными стенами, похожем на аквариум, еще витает дух покойного отца, дети которого давно не собирались вместе, и теперь должны посмотреть друг другу в глаза, простить старые обиды и покаяться... Сделать это очень трудно, ведь мертвый отец все равно не услышит их. Так думают они, но не режиссер Данил Чащин и художник Николай Симонов, реализовав загробный мир в виде наглядной живой инсталляции. На подвешенных мониторах периодически возникает образ отца, которого зрители видят, а растерянное семейство нет. Возникающий из небытия бывший хозяин дома (его транслирует на экране Андрей Смоляков) прислушивается к разговорам родственников, молча реагирует на их споры, конфликты, но не вмешивается. Теперь, будучи небожителем, он не имеет на это права, и в то же время своим витальным присутствием подтверждает - вечная духовная жизнь существует в отличие от грубой материи, способной превращаться в песок. На сцене его много, он сыплется сверху, словно дождь, наполняет чашки вместо кофе, создавая атмосферу ирреальности в окружающем мире условностей, где безусловен только внутренний мир человека. В спектакле молодого режиссера Данила Чащина мистика и реальность идут параллельно, расширяя границы непознанного и объединяя макрокосм вселенной и микрокосм души.

Вот почему в этом спектакле так важно было добиться от артистов правды чувств, не имитации, а настоящей правды. Ни одного из исполнителей не могу обвинить в механическом существовании и техническом проговаривании текста, что сегодня довольно часто встречается в других театрах. Сдержанная тональность при внутреннем напряжении присутствует почти у каждого исполнителя. Но больше всех, как мне показалось, много сил, чтобы не взорваться и не нагрубить, тратит Натан в исполнении Евгения Миллера. Он весь, как натянутая струна, все переживания до поры до времени держит при себе и на откровенный разговор с сестрой, защищающей младшего брата, не идет.

Неожиданный приезд бывшей любовницы Алекса роскошной Элизы (Ольга Красько) усугубляет его внутренний разлад с самим собой. Поэтому неизвестно, что перевесит: благородство по отношению к покинутому ею брату или вновь вспыхнувшие чувства к загадочной гостье. Как и следовало ожидать, побеждает страсть. В безумном восторге Натан осыпает Элизу поцелуями, рыдает, как мальчишка, потому что в любой момент она может выскользнуть из его рук и исчезнуть навсегда. А пока они могут укрыться под кружевным куполом черного зонта и траур не помешает им быть вместе.

В запутанном любовном треугольнике не последнюю скрипку играет Алекс Ивана Шибанова. Неуравновешенный комплексующий неудачник, не ставший писателем, обижен на весь мир. Алекс преследует Элизу и постоянно провоцирует тех, кто не может ему ответить. Таким объектом для насмешек он избирает жену Пьера - Жульену в нелепой шляпке из цветов. Марианна Шульц изображает мягкую, добрую, наивную женщину, выходящую в третий раз замуж, которая не в силах понять, чем она так насолила Алексу. Наконец, когда племенник доводит ее до слез, ему становится стыдно, и он бросается к ней на шею. Казалось, мир восстановлен в доме, но Алекс по-прежнему не может смириться с изменой Элизы, покинувшей его три года назад.

Зато Пьер, несмотря на преклонный возраст и мучительную подагру (поэтому передвигается с помощью костылей), относится ко всему легко, можно сказать, играючи. Борис Плотников создает образ стареющего бонвивана, поклонника женской красоты и любителя приключений. Своими шутками и анекдотами он разряжает гнетущего атмосферу трагического исхода. Сглаживая острые углы в отношениях непримиримых братьев, особенно внимательно относится к их сестре Эдит (Марина Салакова), понимая, насколько трудно этой одинокой женщине держать прямую спину и не жаловаться.

Каждый обитатель осиротевшего дома будет по-своему справляться с болью невосполнимой утраты, чувствуя себя неприкаянным. Даже идея с вкусным ужином, который все бросятся готовить, не объединит «чужих» родственников, поскольку судьба развела их в разные стороны и жить вместе они не смогут. Вот и приходится усопшему отцу смотреть на свое семейство свысока, то есть, с экрана монитора, надеясь, что когда-нибудь они поймут, в чем заключается смысл быстро проходящей жизни, утекающей сквозь пальцы, словно песок.

 

Статья в PDF

Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ

Фотогалерея