Когда приходит зрелость / Юбилей Театра "У Никитских ворот"

Выпуск №8-208/2018, Юбилей

Когда приходит зрелость / Юбилей Театра "У Никитских ворот"

Дата рождения поначалу студии, а затем и Театра «У Никитских ворот» - 1987 год. Но официальный юбилей Театр, известный по имени своего создателя и бессменного руководителя Марка Розовского отмечает не в первые дни рождения, а спустя некоторое время - когда его узнали, запомнили, полюбили. Так случается нередко с крещением детей - не сразу после того, как ребенок появляется на свет, а через какой-то временной промежуток, когда бесцветность глаз приобретает не только цвет, но и вполне осмысленный взгляд, когда делаются первые шаги и звучат первые звуки и слова.

Этому театру суждено было стать вторым «ребенком» Марка Розовского после знаменитого, созданного им в МГУ коллектива «Наш дом», после длительной бездомности и работы в разных театрах. В 2012-м Театр «У Никитских ворот» обрел новое рождение, получив долгожданное помещение у самых Никитских ворот, там, где размещался некогда Кинотеатр повторного фильма.

Итак, позади остались прекрасная пора младенчества, не слишком легкого детства, бурного подросткового протестного настроения, романтической во многом юности. И пришла пора зрелости. Очень интересная, очень плодотворная эпоха жизни этого театра. В чем-то укрепился, а в чем-то изменился режиссерский почерк Марка Розовского, приобрела бесценный опыт его сильная, разновозрастная труппа, которую режиссер регулярно пополняет своими учениками. Спектакли стали во многом глубже, бьющие через край эмоции сменились размышлениями, погружением в наше вчера и сегодня, настойчиво зовущими к обдумыванию будущего. Но при этом не испарился веселый, звонкий, порой откровенно капустнический дух, что всегда пронизывал спектакли Марка Розовского. Может быть, именно поэтому так сильно ощущаются в работах этого режиссера твердые традиции русского психологического театра, органически соединяющие в себе «почерки» и этические ценности таких разных режиссеров, как К.С. Станиславский и Вс.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и А.Я. Таиров, а если добавить к этому списку великих мастеров середины и конца ХХ столетия, то нельзя не назвать и Н.П. Акимова, Г.А. Товстоногова...

Самобытный и самостоятельный в своем творчестве, как мало кто умеющий рассмотреть и создать подлинно игровое начало в тех произведениях русской и мировой классики, которые, казалось бы, невозможно подчинить законам театра, Марк Розовский бесконечно изобретателен, а собранная им труппа идет за своим Мастером, Учителем вдохновенно, приобретая с каждым новым спектаклем не просто профессиональный опыт, но особый вкус к счастью творчества.

Что ж, остается только пожелать Театру «У Никитских ворот» счастливой, но не безмятежной зрелости, которая всегда прекрасна по-своему.

Статья в PDF

Фотогалерея