Умер Юрий Лученко (Москва)

Выпуск №8-208/2018, Скорбная весть

Умер Юрий Лученко (Москва)

В день Светлого Христова Воскресения не стало Юрия Васильевича Лученко, замечательного артиста Центрального детского - Российского молодежного театра, прослужившего этой прославленной сцене 54 года.

Уже в первые годы работы в театре Юрий Лученко сыграл такие роли, как Митрофанушка в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, Тиль Уленшпигель в «Духе Фландрии» по роману Шарля де Костера, а позже - матроса Швандю в «Любови Яровой» К. Тренева, сэра Эндрю Эгьючика в шекспировской комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно», гоголевского кузнеца Вакулу...

Это были подростковые и юношеские годы моего поколения, и для нас от роли к роли Юрий Лученко становился все ближе и дороже своей какой-то внешне совсем «несценической» природой существования, естественностью и простотой интонации, скупой мимикой, но и поистине завораживающим чувством юмора, пронизывающим многие из его работ.

С приходом в театр Алексея Бородина репертуар Юрия Лученко не только расширился, но и существенно углубился. Невозможно забыть Жана Вальжана из «Отверженных», спектакля, в котором талант артиста раскрылся многогранно и щедро, удостоившись Государственной премии. Воплощая на сценических подмостках житие грешника, ставшего великим праведником, Лученко играл роль настолько сильно, выразительно и в то же время сдержано, что и десятилетия спустя отчетливо помнятся его паузы, интонации, его долгие взгляды... Незабываем Победоносиков в «Бане» В. Маяковского, граф Глостер из шекспировского «Короля Лира», которого Юрий Лученко прочитал и раскрыл перед нами как медленно и неуклонно прозревающего человека, окончательно обретя зрение лишь утратив его физически. Это были уже взрослые годы моего поколения, когда жадно ловилось каждое слово, впитывалось каждое движение со сцен, ставших для нас храмами истины.

Множество ролей довелось сыграть Юрию Лученко в спектаклях по современным произведениям драматургии, посвященных школьным непростым проблемам. И каждый из его героев был «своим» или «не своим», отличаясь при этом органикой, глубокой естественностью и простотой. Казалось, что с нами общается не артист, а просто человек, которого каким-то неведомым ветром занесло в нашу, именно нашу жизнь.

Из ролей последних лет теми же чертами (только обогащенными профессиональным и житейским опытом, которым Юрий Лученко, как представляется, немало дорожил) привлекали Келлер («Сотворившая чудо» У. Гибсона), камердинер Фаддей («Инь и Ян» Б. Акунина), Ксаверий Грушин («Эраст Фандорин» Б. Акунина) и особенно - Фирс в «Вишневом саде» А.П. Чехова, поставленном Алексеем Бородиным как-то удивительно прозрачно, печально и светло, и генерал Ревунов-Караулов из спектакля «Чехов-Gala» - несчастное, жалкое, но не утратившее человеческого достоинства существо, способное выпрямиться и в последний момент...

На протяжении почти десятилетия мне доводилось встречаться и общаться с Юрием Васильевичем в Доме отдыха СТД РФ «Плес». Неутомимый грибник и ягодник, непременный участник всех неформальных сборищ, украшавший их своим удивительным юмором и жизнелюбием, он всегда привлекал к себе самых разных людей не только этими чертами, но и доброжелательностью, расположенностью.

Таким и останется в памяти многих и многих замечательный артист, прекрасный человек Юрий Васильевич Лученко...

 

Статья в PDF

Фотогалерея