Долгий и радостный путь / V фестиваль фестивалей «У Золотых ворот»

Выпуск №3-213/2018, Фестивали

Долгий и радостный путь / V фестиваль фестивалей «У Золотых ворот»

Фестиваль «У Золотых ворот» совпал с празднованием 170-летия со дня основания Владимирского академического театра драмы, длился две (!) недели и превратился в масштабный яркий праздник его величества ТЕАТРА, который включил в себя череду событий, встреч, конференций и, конечно, спектаклей разных жанров, форм и художественных направлений.

18 сентября, в первый день фестиваля, перед зданием академического театра драмы был открыт первый в России памятник провинциальным актерам, тем самым птичкам небесным и вечным странникам, которые путешествуют, как герои пьесы А.Н.Островского Несчастливцев и Счастливцев из Керчи в Вологду и из Вологды в Керчь. Так и застыли перед зданием театра две фигуры с палками и узелками, один в крылатке и шляпе, другой в пиджачишке с непокрытой головой. У подножия группы - две маски. Скульптор - заслуженный художник РФ Игорь Черноглазов.

А в 19-00 в зале отремонтированного, сияющего чистотой театра представили компетентное жюри, которое определит победителей, и фестиваль начался. На сей раз он состоял из трех тематических «блоков»: собственно конкурсные спектакли, для показа которых пригласили театры, уже участвовавшие в предыдущих фестивалях и удостоенные призовых мест. Их было восемь.

«Красная дорожка» - это моно и камерные спектакли, показанные днем на сцене Владимирского театра кукол. И цикл внеконкурсных спектаклей «Пять вечеров с Шекспиром».

А кроме этого золотые лекции критиков, искусствоведов и презентация книг, выпущенных к фестивалю.


КОНКУРСНЫЕ СПЕКТАКЛИ

Так получилось, что все восемь спектаклей были поставлены по произведениям русской классики, пьесам лучших советских драматургов.

Не обязательно это были премьеры. Некоторые спектакли существуют несколько лет в репертуаре театров, какие-то - выпущены совсем недавно. Но все они важны и значимы для их коллективов.

«Идиот» Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С.Щепкина поставлен по роману Ф.М.Достоевского питерским режиссером Семеном Спиваком.

В «Идиоте» наиболее сценичными и пронзительными являются первые сцены романа - приезд Мышкина, его знакомство с Епанчиными и Иволгиными, вечер у Настасьи Филипповны. Именно эти сцены легли в основу спектакля, который имеет подзаголовок - «Один день из жизни князя Мышкина в двух актах». В финале, когда Настасья Филипповна собирается уезжать с Рогожиным, ее поднимают над толпой. В алом платье, с раскинутыми руками, она словно возносится над всеми своими мучителями.

Режиссер сосредоточился на разработке актерских партитур, выстраивая скупые и точные мизансцены. В спектакле прекрасные актерские работы. Прелестен квартет - сестры и мать Епанчины (О.Бгавина, Н.Кранцевич, Н.Чувашова, Д.Ковалевская). Ярка Настасья Филипповна Вероники Васильевой. Жюри рассказали, что актер, который репетировал и убедительно играл роль князя Мышкина, покинул театр. Ввели Илью Васильева. Нового исполнителя отличает трогательность, трепетность, и даже некоторая скованность соответствует характеру героя - неуверенного, извиняющегося Льва Николаевича. Осталось в памяти как тщательно складывал вещи Мышкин - плед, пиджак, носовой платок. И в этой его сосредоточенности на простых физических действиях и был подчеркнутый знак его болезни и особости. Но больше всех жюри покорил исполнитель роли Рогожина Дмитрий Гарнов. Столько точности, мощи, правды характера и театральной отточенности было в его работе, отмеченной спецпризом жюри «за яркое, самобытное исполнение роли Рогожина».

Театр на Литейном из Санкт-Петербурга представил «Отцы и сыновья» Брайана Фрила по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Надо отметить, что на сцене Владимирского театра драмы торжествовали принципы русского психологического театра, что совсем не означало унылого правдоподобия или показа жизни в формах самой жизни. Постановщик спектакля молодой и энергичный Сергей Морозов, представитель уважаемой режиссерской династии, соединил выверенную форму с интересной проработкой характеров. Открытая в глубину черная сцена, простое обозначение места действия - в углу кровать бедного студента Базарова, стол, за которым накрывают семейные трапезы у Кирсановых, окно и кресло. И яркие картины столкновения мнений, характеров, мировоззрений. В последние годы заметно внимание к этому роману Тургенева, когда-то взорвавшему общество. Смена общественно-экономической формации и всего уклада жизни, происшедшая в современной России на заре 90-х годов прошлого века, обратила внимание на сходные процессы, уже происходившие в России. Взаимная глухота поколений и сверстников, истинные и бездумно декларируемые идеи, ложные принципы и незыблемые чувства, такие как любовь, страсть, семейная привязанность в центре внимания постановщика, который то перегораживает цену по диагонали легким занавесом, то распахивает ее во всю глубину, то выстраивает многофигурные композиции, то лучом света выхватывает ту или иную фигуру артиста (художник Олег Головко). А в финале серо-черные краски сменяются разноцветьем. Праздник урожая, праздник жизни захватывает всех.

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н.Толстого привез «Смерть Ивана Ильича» по повести Л.Н.Толстого, обозначенную как «comme il faut-ная драма» в инсценировке и постановке Сергея Бобровского, до недавнего времени художественного руководителя театра.

Спектакль мог бы сделать честь любому столичному театру - стильный, сделанный с изящной иронией, порой превращающейся в едкий сарказм, разыгранный весело и бодро, он постепенно катился к трагическому финалу утери смысла жизни. Ему подошло бы название «Жизнь человека», ибо повествование включало в себя все важные моменты человеческой жизни, обесценивая их, подчеркивая никчемную суету, которая опошляла человеческое существование, лишая его смысла. И все - в графически выверенных мизансценах, в точном пластическом рисунке, строго, лаконично и убедительно. Выразительная работа хореографов Андрея и Любови Пискловых придает зрелищу завершенность.

И, конечно, нельзя не отметить значительную работу Максима Дмитроченкова, исполнителя роли Ивана Ильича. Актер сумел показать путь человека, смену его состояний, убедить, растрогать, заставить зрителя сопереживать.

Спектакль завоевал приз зрительских симпатий.

«Кабала святош» М.Булгакова Пензенского областного драматического театра имени А.В.Луначарского поставлена режиссером Ириной Керученко к юбилею художественного руководителя театра заслуженного артиста РФ и ведущего актера труппы Сергея Казакова. Не новации и оригинальность прочтения, а исследования превратностей судьбы, путь человеческий, ломающий, сгибающий, испытывающий на прочность, заставляющий человека отступаться и идти на компромиссы - путь Мастера, который не может убить в себе веру в высшую справедливость даже в моменты черного отчаянья, виртуозно показаны Сергеем Казаковым, поддержаны игрой его коллег - Юрия Землянского (Людовик Великий), Альбины Смеловой (Мадлена), Артема Тихомирова (Муаррон).

Спектакль Драматического театра им. Б.А.Лавренева Черноморского флота Российской Федерации (г.Севастополь) «Под холщовыми небесами», поставленный режиссером Екатериной Гранитовой-Лавровской по рассказам Аркадия Аверченко (инсценировка Екатерины Гранитовой), стал настоящим подарком зрителям.

Стильный, напоминающий изящные представления, вечеринки начала века - с их манерностью, лукавой вседозволенностью, приправленной пряным ароматом порока. Жанр зрелища обозначен как «кабаре-сюита». Стихи Саши Черного оказываются более чем уместными здесь. Много юмора, беззлобной насмешки, язвительной иронии, даже сатиры. Все виды комического сплелись, отражаясь друг в друге, чтобы порадовать, посмешить, заставить легко взгрустнуть. И все это с неподдельным шармом, точным пониманием законов режиссуры, с женским лукавством и мужской силой. Восхищающая своей завершенностью и вкусом работа хорошо известной во многих регионах и в столице Екатерины Гранитовой-Лавровской покорила и зрителей и жюри. В оформлении использованы мотивы Магритта - на заднике силуэт безликого мужчины в шляпе на серо-голубом фоне, белые легкие косынки, которыми оказываются замотаны головы персонажей (художник Ирина Куц). Чарльстон и ту степ (хореограф Олег Дорохин), коктейльные платья, изящно завитые, тщательно уложенные женские прически - кажется,чувствуешь запах духов Коти...

Эпоха обретает физическую достоверность, чувства кажутся придуманными, всепобеждающая ирония завораживает. А воплотить постановочные находки помогают актеры Роберт Салахов, Борис Талах, Илья Домбровский, Светлана Кравченко, Ксения Витковская (Громова) и другие.

Работа Екатерины Гранитовой-Лавровской была отмечена спецпризом жюри за изящество и гармоничность режиссерского решения.

Калужский областной драматический театр привез спектакль «HOMUNCULUS» по пьесе М. Горького «Дети солнца», озаглавленный «Опыты Протасова в двух действиях», в постановке нового главного режиссера Владимира Хрущёва. Спектакль получился пестрым, перенасыщенным символами, многословным и многослойным. Порой некоторые красивости перебивали прозрачно ясный смысл и некоторую назидательную договоренность самого произведения. Кроны пластиковых деревьев, живой оркестр, который заявляется, а потом уходит на задний план, тревожные ритмы русского танца Тома Уэйтса, противогазы и защитные костюмы (холера!), раскрашенные черным лица и их отпечатки на полотне художника.... Но за всеми этими приспособлениями явственно ощущается режиссерский поиск сути происходящего, анализ эпохи.

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр имени М.Горького давно привлекает к себе внимание и своего зрителя, и столичных критиков, и театралов. Сегодня в Кудымкаре у театра новое прекрасно оборудованное здание, крепкая труппа, талантливый режиссер во главе, энергичный директор. И яркие творческие свершения.

Любимец владимирской публики, на этот раз коми-пермяцкий театр привез спектакль по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» в постановке приглашенного режиссера Татьяны Ворониной. Воронина избрала главным постановочным решением образ дороги, бесконечной маеты и суеты нашей жизни. Звучат объявления как в аэропортах и на вокзале, свистки, предупреждения, о том, что время поджимает, скоро срок - чего? Жизни мышья суета... остановиться, подумать о себе и о тех, кто рядом, попытаться услышать ближнего, самого близкого - мужа, жену, отца своего ребенка некогда... Кругом толпа, привычные правила и стереотипы. И передвигаются эти люди «кучкой», некий сгусток человеческих индивидов. Люблю, не люблю, не понимаю... «Что?» заплетающимся языком повторяет алкаш, неудавшийся муж... чувства примитивны, запросы минимальны, главное - не движения души, а равнение на чужое мнение... Актеры блестяще справляются со своими ролями, волею автора появляются в небольших эпизодах, за время которых ухитряются прожить целую жизнь, рассказать о судьбах и характерах. В ушах еще долго стоит отчаянный голос главной героини Кати (Мария Демидова): «Я скучаю по тебе!» Эти слова могли бы стать эпиграфом к спектаклю.

А начинается представление весело, и летит быстро, энергично. Внутренняя пружина спектакля туго закручена, - от этого, распрямляясь, больно ударяет она и героев и зрителей, заставляя о многом задуматься. В начале спектакля в зал по зрительским проходам с песней, гармошкой идут пары - невесты, женихи. Все садятся за длинный общий стол вдоль рампы, все по очереди отвечают на вопросы работницы ЗАГСА, давая согласие на жизнь в браке, еще не зная, что их союзы так скоро и фатально распадутся...

Средних лет женщина в сиреневом костюме - судья - Светлана Суханцева - энергичная, напористая, становится своеобразной ведущей.

Спектакль трогает, волнует, заставляет задуматься, сосредоточиться...

Он стал единодушным и несомненным победителем Фестиваля фестивалей и завоевал Гран-при.

Московский драматический театр «Сфера» представил на Фестиваль фестивалей пьесу М.Горького «Дачники». Многословная и многофигурная, она сегодня одной из первых приходит на ум тем, кто желает увидеть горьковских героев на сцене.

Разговор об интеллигенции, детях прачек, которые превратились в родной стране в дачников, безответственных потребителей, потрафляющих своему безделью, никчемных и невесть с чего уставших от жизни, предпочитающих пышные фразы любому нужному делу. Премьера состоялась совсем недавно, в дни празднования стопятидесятилетия со дня рождения великого пролетарского писателя. Постановщик спектакля - главный режиссер театра Александр Коршунов. Его художественная манера предполагает неторопливое, вдумчивое подробное раскрытие характеров и взаимоотношений, которые помогают понять замысел автора. Трудность показа спектакля, проходившего на сцене Владимирского театра кукол, состояла в смене типа сценической площадки. Вместо привычного пространства театра «Сфера» - игровая площадка в центре в окружении зрительского амфитеатра, играть пришлось на традиционной сцене-коробке. Режиссер максимально использовал проходы и выходы через зрительский зал, но обстоятельства показа все же сказались на динамике действия, что было практически полностью преодолено во втором акте.

Столкновение героев, их принципиальные споры о смысле жизни, о роли просвещенных думающих людей в жизни российского общества не могли не увлечь. Поиски тепла и любви, бушующие серьезные страсти и мелкие страстишки, флирты, адюльтеры на фоне приближающейся общественной бури прозвучали мощно и убедительно. Сценография и костюмы Ольги Коршуновой создали особый солнечно-белый мир праздно живущих, «летних» людей, что лишь подчеркнуло остроту споров, накал страстей.

Спектакль был отмечен спецпризом жюри за глубокое и современное прочтение классики.

Выбор жюри был непрост. Но доброжелательную, серьезную, взвешенную работу жюри определил характер и отношение к своей миссии бессменного председателя жюри народной артистки России Евгении Симоновой. Благодаря ей завершал Фестиваль фестивалей спектакль Московского академического театра имени Вл.Маяковского «Русский роман» по пьесе М.Ивашкявичюса в постановке Миндаугаса Карбаускиса с Евгенией Симоновой в роли Софьи Андреевны Толстой. Этот показ в программке фестиваля был назван «подарком от председателя жюри».

Фестиваль продемонстрировал высокий серьезный уровень показанных работ, еще раз доказал, что театральная провинция - понятие только географическое. Иные спектакли дали бы фору столичным работам.

Это мнение подтвердил интереснейший проект «Пять вечеров с Шекспиром». Самые разные российские театры показали спектакли по шекспировским пьесам, продемонстрировав свежий взгляд на хрестоматийные пьесы, современность произведений Барда.

Вечер первый. Государственный академический театр имени Шота Руставели из Тбилиси (Грузия) показал «Юлия Цезаря» в постановке легендарного Роберта Стуруа. Яркое, энергичное, стильное зрелище, современные костюмы и ситуации, мотивы, страсти, понятные во все времена. Постановщику удается сделать наглядным механизм борьбы за власть, в которой нет ни любви, ни верности, ни привязанности. Высшей пробы театральная, отточенная работа. А после спектакля чествовали недавнего юбиляра Роберта Стуруа, так много сделавшего в современном театре.

Вечер второй. Молодежный театр на Фонтанке. Санкт-Петербург. «Отелло». Художественный руководитель постановки Семен Спивак, режиссер Алексей Утеганов, сценография Натальи Дмитриевой, хореограф-постановщик Сергей Грицай. Спектаклю уже 15 лет (!), а он не потерял ни энергетики, ни отточенности мизансцен, ни внутренней наполненности. Как хорошее вино, он за эти годы приобрел особый аромат и терпкость. С неослабевающим вниманием следили зрители и члены жюри за перипетиями давно известного сюжета.

Отелло Романа Агеева появляется без черного грима на лице. Его особость в том, что он простой и честный малый, далекий от интриг и хитросплетений. Он умеет воевать, любить, ненавидеть. И верить. Его сопровождают три - охранника, соратника, офицера, доверенных человека? Безмолвные верные слуги. И их блестяще выстроенные пластические миниатюры создают образ воинов, братства, где черное есть черное, а белое - белое. Виртуозен Яго Романа Нечаева. Его наивность - скромность, какая-то тихая, а от того еще более страшная ненависть заставляет содрогнуться. Прелестна Эмилия Спивак в роли Дездемоны - шаловливой, женственной, наивной и сильной.

На третий шекспировский вечер Театр на Юго-Западе показывал спектакль «Даешь Шекспира», сделанный Валерием Беляковичем по пьесе «Два веронца» тоже 15 лет назад. Сумасшедшая энергетика, неожиданное решение - пьесу Шекспира разыгрывают бомжи в подземном переходе, добавляя соответствующие комментарии. Изобретательность, бешеный темп, искрометный юмор сделали зрелище незабываемым, а зал дрожал от аплодисментов.

Один из наиболее успешных и известных коллективов - Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова, привез комедию «Укрощение строптивой» в постановке Игоря Коняева. Довольно редко постановщики принимают во внимание и разыгрывают интермедию с участием пьяницы Слая, для которого и показана забавы ради комедия о вздорной Катарине. Здесь постановщик учел все, усилил комический эффект, поставил ослепительный фарс, полный гэгов, театральной игры, розыгрышей, веселых придумок и примочек, что не отменяет назидательно-лирическую линию о превращении строптивицы в послушную жену.

Илья Славутский, исполнитель роли Петруччо, давно и по праву «первый сюжет» Казанского театра. Обаяние, харизма, прекрасная физическая форма, ирония, шарм - что не назови - все будет правдой. Под стать ему - очаровательная Катарина Елены Ряшиной, умело справляющаяся с ролью вредной и заносчивой дочери Баптисты.

Художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили выстроила театрально-условную конструкцию ярко-красного цвета, которая легко трансформируется, оставляя свободную площадку для демонстрации мастерства прекрасных актеров казанской труппы.

В пятый шекспировский вечер был показан спектакль Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова «Ромео и Джульетта» в постановке Искандэра Сакаева. Это жесткое зрелище разыгрывается практически на пустой площадке, как и во времена Шекспира, все сосредоточено на героях и превратностях их судьбы. Спектакль начинается с влюбленности Ромео в Розалинду. Его чувство к Джульетте рождается на наших глазах из взглядов, прикосновений и неведомой химии любви.

Удача спектакля - исполнители главных героев. Джульетта Надежды Ивановой трогательна, нежна, она - словно тонкий стебелек. В том, как она обвивает плечи возлюбленного, как молит его, есть какая-то трагическая обреченность. Трагизмом проникнуты уже самые первые сцены. Ромео Александра Лебедева - эмоциональный, импульсивный, он весь - страсть и нетерпение. Их дуэт пронзительно прекрасен.

Третьей составляющей фестиваля стал парад моно и камерных спектаклей на сцене Владимирского театра кукол. Выступления молодой, одаренной Камилы Каминской из Польши со спектаклем «Женщины Карамазовых», Нарека БагдасарянаГамлет Machin») и Норы Бадалян («Чуть больше чуть меньше») из Армении, Кулайым Каныметовой («Эсимде» по «Материнскому полю») из Киргизии, блестящего музыканта-виртуоза и исполнителя из Швеции Элиаса Файнгерша, Татьяны Хазановской («Блуждающие звезды») из Израиля существенно расширили представления зрителей о направлениях развития современного театрального искусства.

В рамках этого проекта был показан спектакль Владимирского академического театра драмы «Загадочные вариации» по пьесе Э.-Э.Шмитта в постановке А. Михайлова. Народный артист РФ Николай Горохов и артист Анатолий Шалухин сыграли трогательную, неожиданную, увлекательную историю любви. Сразу же после владимирского фестиваля актеры показали свой спектакль в Махачкале. Всеволод Чубенко мастерски сыграл бестиарий нашего времени «Кыся» по повести В.Кунина. А Владимирский театр кукол показал рассказ А. Солженицына «Матренин двор» в постановке Марины Протасовой, внеся свою лепту в празднование 100-летнего юбилея нобелевского лауреата.

Отдельно хочется сказать о моноспектакле «Цветы для Элджернона», сыгранном актером молдавского Театра «На улице Роз» Алексеем Штырбулом. Совсем молодой актер сумел проникновенно рассказать сложнейшую историю о преображении больного юноши.

И конечно, подарком для театралов Владимира стало выступление актера Вахтанговского театра Евгения Князева с моноспектаклем «Пиковая дама», после которого состоялась содержательная беседа со зрителями.

Еще одна важная составляющая Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» - серия «Золотые лекции у Золотых ворот». Выступления членов жюри, мастер классы, собирали заинтересованную публику.

Состоялись и презентации книг. Прежде всего Энциклопедии Владимирского академического театра драмы (1848-2018), выпущенной к 170-летию театра. Уникальное издание подготовлено завлитом театра Татьяной Николаевной Лавровой, проделавшей колоссальную работу по сохранению имен тех, кто составил славу Владимирского театра, кто верой и правдой служил на благо театра в разные годы. А книга трогательных, грустных и поучительных рассказов «Прошлогодний Дед Мороз» Ольги Гуниной и «Что наша жизнь... театр?» ученого, театрала Виктора Малыгина вызвали неподдельный интерес собравшихся.

Владимирский театр не принимал участия в творческом состязании, но на открытии порадовал юбилейным спектаклем «Владимирская драма из века в век», поставленным режиссером театра Владимиром Кузнецовым. Ожили страницы истории владимирского театра, были сыграны сцены из спектаклей, ставших важной вехой в истории коллектива. Трогательное, помпезное, проникновенное, лиричное, гражданственное, масштабное зрелище дало возможность оценить пройденный театром славный долгий путь.

Театр продемонстрировал высокий художественный уровень и сильную труппу, что каждый вечер подтверждалось на блестящих капустниках, сыгранных актерами Владимирского театра. Позволю себе перечислить всех.

Это Анна Лузгина, Наталья Демидова, Александр Аладышев, Маргарита Бахитова, Анна Кукушкина, Ирина Жохова, Валерия Емельянова, Анна Зайцева, Ариадна Брунер, Елена Куликова, Ирина Копылова, Богдан Тартаковский, Виктор Мотызлевский, Андрей Гурамишвили, Денис Чистяков, Иван Антонов, Виталий Панасенко, Георгий Девятисильный, Олег Костерин, Юрий Круценко, Вячеслав Леонтьев, Анатолий Шалухин. Капустники были придуманы и поставлены заслуженной артисткой России Любовью Гордеевой.

В день открытия фестиваля губернские власти подарили театру сертификат на приобретение и установку нового светового оборудования. Театр в городе и области, куда коллектив часто выезжает, знают, любят, ценят. Театр не приносит дивидендов, но приносит куда большую пользу - формирует новое поколение, сохраняет нравственные ценности, русский язык во всем его богатстве и своеобразии.

Через два года лучшие театры России вновь соберутся у Золотых ворот, а специальная программа будет посвящена творчеству А.Н. Островского.

И в заключение нельзя не отметить блестящую организацию, четкую работу всех служб театра, радушие, ежевечерние встречи гостей и актеров - владимирцев, экскурсии в Суздаль и Боголюбово, посещение церкви Покрова на Нерли. А душой, «мотором», настоящим руководителем был неутомимый, верно хранящий лучшие традиции и зорко приглядывающийся ко всему новому директор Владимирского театра драмы и Фестиваля фестивалей «У Золотых ворот» Борис Григорьевич Гунин.

 

Статья в PDF

Фотогалерея