АСТРАХАНЬ. Комета «Маяк»

Выпуск №5-215/2019, В России

АСТРАХАНЬ. Комета «Маяк»

В декабре на сцене Астраханского драматического театра состоялась премьера спектакля «Маяк» по поэме Владимира Маяковского «Облако в штанах» в постановке Игоря Лысова.

Современные театральные работы о Маяковском, как правило, представляют шквал биографических фактов и минимум стихов. «Маяк» - это постановка для тех, кто в Маяковском любит Маяковского, спектакль о поэте в его же стихах. Это - «Облако в штанах», но не то облако, что рассеивается без следа, а маяк для будущих поколений. Его свет - верный ориентир для артистических кораблей, которыми правят капитаны, влюбленные в художественное слово как таковое, в слово как жанр, как вид литературы и искусства, как часть культурного бытия, как составляющая мироздания, где есть место человеку. В этом смысле «Маяк» как название спектакля и впрямь попадает в точку не только фонетически, но символически и биографически, предвосхищая сценический образ.

Судьба распорядились так, что в 30-е годы «товарищ Маузер» стал «сотоварищем» поэта в жизни реальной, а в 1950-е годы пароход, названный в честь Маяковского, так-таки и затонул в Балтийском море. Но иначе на Каспии-море. В Баку на фасаде Азербайджанского педагогического университета установлена мемориальная доска, гласящая о том, что «здесь <...> читал свои произведения великий советский поэт Владимир Маяковский». А вот слова из автобиографии Маяковского еще «теплее» к месту поставленного «Маяка»: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань» (1918)...

И вот Маяк-Маяковский в Астрахани - в год 125-летия со Дня рождения поэта - на сцене Астраханского драматического театра, которому более двухсот лет, но на подмостках которого при жизни поэта его стихи не звучали, хотя «маяки» в краю, «где Волга прянула стрелою» (В. Хлебников) исстари уважали не только на воде.

Творчество Маяковского раннего периода экспрессивно, метафорично и метаболично. В этой связи музыкальная составляющая спектакля поразительна. Виртуозные исполнители, способные вдохнуть в импровизацию ощущение вибрации мира и его меняющегося в транспозиции облика - от недр подземных и до поднебесья. Звучание электроскрипки и электрогитары создает колористические эффекты ладовых переходов в бытии экзальтированной мистерии, творимой на сцене. Феерическую мутацию дополняет действо в виртуальном пространстве и работа со светом, который вдруг вспыхивает тогда, когда ты думаешь, что он должен бы погаснуть, и затухает в тот момент, когда, казалось бы, обречен снова зажечься. И звучит слово Поэта - слово произнесенное - предъявленная миру декларация, покоряющая лиричностью. И рождается сценический образ - метабола, объединяющая пространство от воронки, затягивающей в небытие ада, до знаменного распева в причастии... Все так и есть:«Пойду рыдать, что перекрестком распяты городовые», «Скрипка издергалась, упрашивая»,«А вы смогли бы?».Таков он сам -«в самом обыкновенном Евангелии» - «Тринадцатый апостол», «А я у вас - его предтеча; я - где боль, везде; на каждой капле слёзовой течи ра́спял себя на кресте»... Как жить при «Любви втроем»? Третий - лишний, но этот третий - всегда «Я». Это страдающее и страдательное «Я» поэта в стихах Маяковского горит пощечинами, обнажая лирические «нервы - большие, маленькие, многие! - скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги!», «Я выжег душу, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!»...

Мое поколение выросло на стихах Маяковского. Но мы учили не «бастилии» - мы учили другие стихи. И, как любое стихотворение из школьной программы, их читали наизусть как мальчики, так и девочки. Однако сама мысль о том, что в моноспектакле от лица Маяковского может выступать женщина, почему-то не приходила мне в голову. Но театр есть театр. И любое режиссерское решение имеет право на жизнь, если оно воплощено талантливо. В спектакле «Маяк» Владимира Маяковского играет Людмила Григорьева. Она парадоксально сливается с образом поэта на фотографиях Маяковского футуристического периода. Дело не в цилиндре и сюртуке, она внешне похожа не него.

А на сцене - жизнь художественная, в которой все кружится, меняя плоскости и пространства, и можно перемещаться не только по горизонтали, вертикали, но даже по потолку! И шлейф балетного тюля подобен облаку, до которого не дотянешься и не ухватишься - улетает... Стихи «Облако в штанах» посвящены Владимиром Маяковским Лиле Брик - женщине конкретной, непридуманной, - стихи ошарашивающие. В данном случае женский силуэт театрально работает тоньше «громады» реального поэта. Проживая на сцене строки «Облака», Людмила Григорьева эмоционально «подчиняет» им как живые импровизации рок-музыкантов группы «TwoSiberians» (Артем Якушенко и Юрий Матвеев), так и отстраненное действо виртуального пространства, хотя при вдумчивом чтении «Облака» можно без труда заметить, что в самом тексте поэмы заложена каждая из сценических опций, обретших плоть метафор. И в этом несомненная заслуга режиссера.

Ранее мне не доводилось видеть театральные работы в постановке Игоря Лысова. Радостно, что в канун Нового года, объявленного в России Годом театра, для меня такой премьерой во всех смыслах случился«Маяк», зажженный в год 125-летия со дня рождения Владимира Маяковского на сцене любимого мною Астраханского драматического театра, - спектакль максималистский, психологичный, театральный. Премьера «Маяка» дарит зрителю ощущение реальности театра как такового - то, ради чего зритель идет в театр.

Для меня как зрителя, ныне проживающего в Иерусалиме, «Маяк» стал нечаянной встречей с русским литературным достоянием, которое, как «живое о живом», обрело еще одну жизнь на подмостках. Это так по-маяковски - гореть, обретая себя нового.

Театр творится ради зрителя, которому и в третьем тысячелетии важно, что, если звезда зажглась, то она должна сиять во имя человеческого в человеке, познанного поэтом на ярмарке тщеславия, а еще - говорить о любви, равнозначной жизни. Только такой театр способен убедить нового зрителя в том, что вспыхнувшая звезда - звезда настоящая.

 

Статья в PDF

Фотогалерея